Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:09, курсовая работа
Страхование как составная часть финансовой системы способствует стабилизации экономики. Для Украины - это особенно необходимо. Реформирование экономики Украины, ее переход к рыночной экономике связан с большими трудностями, порождает множество социально-экономических, экологических, политических и других проблем, при решении которых возможны не только положительные, но и отрицательные результаты.
Введение
1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
1.1 Общие понятия управления рисками
1.2 Системный подход в управлении рисками
1.3 Страхование как метод управления риском в организации
2 Страховой риск: сущность и классификация
2.1 Риск и предпосылки его возникновения
2.2 Чистый и спекулятивный риск
1.3 Страхуемые и нестрахуемые риски
3 Государственное регулирование страховой деятельности на УКРАИНЕ
3.1 Регулирование страховой деятельности на Украине
3.2 Лицензирование страховой деятельности
заключение
СПИСОК ССЫЛОК
Перечисленные инвестиционные ограничения, как с юридической, так и с практической точки зрения, выглядят не более чем иллюзия, поскольку существует множество абсолютно легитимных способов обойти их.
Мировой опыт и многолетняя практика в области страхования высокоразвитых государств Европы и Северной Америки подсказывают иные пути решения этой проблемы: жесткое законодательное регулирование инвестиционной деятельности страховых компаний, вплоть до прямых предписаний, — в каком размере и в какие источники должны быть инвестированы находящиеся в распоряжении страховой компании денежные средства.
Основным звеном системы государственного страхования являются региональные управления государственного страхования и инспекции, которые входят в "НАСК Оранта". При инспекции положено проведение большинства видов добровольного и обязательного страхования: заключение договоров, оценка имущества, определение и выплата страховых сумм (в пределах лимитов).
Работу по личному и имущественному страхованию среди населения непосредственно проводят внештатные агенты государственного страхования. Им предоставлено право от имени органов государственного страхования заключать с гражданами договоры страхования и выдавать страховые свидетельства и квитанции установленного образца за своей подписью и печаткой инспекции. Указанную работу страховой агент должен проводить на определенном участке, с оплатой его труда на комиссионных основах.
Органы государственного страхования организуют работу инспекций, непосредственно проводят некоторые виды страхования, рассчитывают и утверждают крупные суммы выплат страхового возмещения, проводят ревизии подчиненных подразделений, контролируют использование средств на проведение мероприятий по предупреждению гибели, повреждение застрахованного имущества, и тому подобное.
Характерным признаком государственного страхования является участие в нем многих государственных и общественных организаций. Она реализуется при разработке условий страхования, учете и оценке имущества и проведении обязательного страхования, заключении договоров добровольного имущественного и личного страхования, определении причин возникновения материального убытка, обстоятельств, связанных со страховыми случаями, которые уже произошли. Учитывая, что при проведении имущественного и личного страхования приходится решать вопросы, которые требуют специальных знаний, к работе страховых органов привлекаются специалисты-эксперты соответствующих профессий.
Государственное страхование направлено на обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание в Украине необходимых условий для деятельности страховиков различных организационно-правовых форм, защиты интересов страхователей.
Государственное регулирование этих процессов должно содействовать усилению роли на страховом рынке обществ, которые имеют крепкую финансовую и правовую основу, и вместе с тем не допускать на него спекулятивные или фиктивные компании, которые могут нанести ущерб, как страховому делу, так и страхователям.
Важную роль в системе мероприятий государственного регулирования страхования играет регистрация страховых организаций, выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования, осуществления контроля за деятельностью всех страховых обществ (компаний) и их объединений.
Согласно Декрету "О страховании", государственный надзор за страховой деятельностью в Украине осуществляется с целью соблюдения требования законодательства Украины о страховании, эффективном развитии страховых услуг, предотвращении неплатежеспособности страховиков и защиты интересов страхователей.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Украины осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью, которая действует в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Основными функциями указанного Комитета являются:
1) ведение единого государственного реестра страховиков (перестрахователей);
2) выдача лицензий на проведение страховой деятельности;
3) контроль за платежеспособностью страховиков относительно выполнения других страховых обязательств перед страхователями;
4) установление правил формирования, размещения и учета страховых резервов;
5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;
6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и предоставление в установленном порядке предложений относительно развития и совершенствования законодательства Украины о страховой деятельности;
7) участие в осуществлении мер относительно повышения квалификации кадров для страховой деятельности.
Законодательством установлены такие права Комитета по делам надзора за страховой деятельностью:
1) в границах своей компетенции получать от страховиков установленную отчетность о страховой деятельности и информации об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
2) проводить проверку относительно правильности применения страховиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверности их отчетности;
3) при выявлении нарушений страховиками требований законодательства о страховой деятельности давать им предложения относительно их устранения, а в случае невыполнения предложений останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховиков к ликвидации обнаруженных нарушений или принимать решение об отозвании лицензий;
4) обращаться в арбитражного суда с иском об отмене государственной регистрации страховика в случаях, предусмотренных законодательством.
Комитет по делам надзора за страховой деятельностью выдает страховикам лицензии на проведение конкретных видов страхования и перестраховывания.
Для получения лицензии страховик представляет Комитету заявление, к которому прилагаются:
копии учредительных документов и копии свидетельства о регистрации;
справки банков или других кредитных учреждений, которые подтверждают наличие и размеры оплаченного уставного фонда;
экономическое обоснование запланированной страховой (перестраховой) деятельности;
информация об участниках страховщика, председателе исполнительного органа и его заместителей.
Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность, на территории Украины, носит обязательный характер и осуществляется Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью в Украине (Укрстрахнадзором). На Укрстрахнадзор также возложены задачи разработки соответствующих методических и нормативных документов, обобщения практики применения страхового законодательства, разработки предложений по его применению, защиты интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала. Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы:
программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному, риску, условия обеспечения платежеспособности;
правила или условия страхования по видам операций;
справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;
статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.
Комитет по делам надзора за страховой деятельностью обязан выдать лицензию в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.
В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Укрстрахнадзор может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Укрстрахнадзор руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.
Комитет по делам надзора за страховой деятельностью имеет право:
1) в пределах своей компетенции получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информацию об их финансовом состоянии, а также информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан, необходимую для выполнения возложенных на него функций;
2) проводить не чаще одного раза в год проверку на предмет соблюдения страховщиками законодательства Украины о страховой деятельности и достоверности их отчетности по показателям, характеризующим выполнение договоров страхования, назначать проведение за счет страховщика дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора;
3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства Украины о страховой деятельности выдавать им предписание об их устранении, а в случае невыполнения предписаний останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений или принимать решения об отзыве лицензий и исключении из государственного реестра страховщиков (перестраховщиков). Споры об отзыве лицензии рассматривает суд или арбитражный суд. Возобновление действия лицензии после ее отзыва осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "О страховании";
4) обращаться в арбитражный суд с иском об отмене государственной регистрации страховщика как субъекта предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных ст. 8 Закона Украины "О предпринимательстве".
заключение
Управление риском традиционно ассоциируется у многих руководителей прежде всего со страхованием. Действительно, страхование изначально было наиболее распространенным в мире методом воздействия на риск и в настоящее время остается таковым. Сегодня в крупнейших развитых странах, таких, как США, Япония, Германия, ежегодные выплаты страховых премий достигают 7—9% валового внутреннего продукта. Страхованием за рубежом охвачены практически все отрасли деятельности человека: медицинское страхование, страхование жизни, имущества, транспортных перевозок, прибыли, от банкротства, различные виды страхования гражданской ответственности (от автомобилей и до врачей). Не найдется такой сферы, где бы не осуществлялся хотя бы один вид страхования, не говоря уже о том, что многие его виды являются обязательными в различных странах.
Однако ситуация со страхованием в странах, недавно вступивших на путь рыночной экономики, в частности в Украине, далеко не такая радужная. Это обусловливается тем, что в Украине ранее осуществлялось централизованное управление экономикой, что подразумевало формирование государственных резервов, которые расходовались на поддержку предприятий и помощь населению в случае наступления неблагоприятных ситуаций. Фактически это было эквивалентно самострахованию, только в масштабах целой страны. Многие виды рисков, например финансовые и коммерческие, практически полностью отсутствовали, по крайней мере на внутреннем рынке.
В условиях рыночной экономики объемы государственной поддержки сокращаются во много раз. Приватизированные предприятия должны сами заботиться о создании механизмов ликвидации убытков при наступлении критических ситуаций. И страхование выступает здесь одним из наиболее доступных и проработанных с рыночной точки зрения механизмов.
В действующем законодательстве Украины о страховой деятельности содержатся минимальные требования к существу страховых услуг. При сложности страховых взаимоотношений это может приводить к ущемлению страховыми компаниями интересов страхователей. Практика свидетельствует, что выполнению страховой компанией обязательств по выплате страхового возмещения, как правило, предшествует судебный процесс или утомительное хождение по кабинетам должностных лиц, которые, в свою очередь, используя самые разные уловки, пытаются отказать в выплате страхового возмещения.
Страхование осуществляется с целью защиты имущественных интересов страхователя и за его счет, однако наступление страхового случая и в последующем — обязательство по выплате страхового возмещения страховая компания рассматривает как посягательство на ее имущественные интересы.
Для защиты интересов страхователя целесообразно установить правило, при котором размер (сумма) выплачиваемого страхового возмещения по договору страхования в силу судебного решения увеличивается на сумму судебных издержек (расходов по процессу), как-то: возмещение уплаченной госпошлины и затрат, по оплате труда юристов и пр.
В любом случае система страхования не будет эффективно функционировать, если сохранится сложившееся неравенство между субъектами страховых отношений.
На законодательном уровне не нашла отражения концепция комплексного подхода к развитию страхового законодательства. Так, страховые компании не выделены в отдельный вид субъектов предпринимательской деятельности в действующем законодательстве, прежде всего налоговом. В свою очередь, особенности страховой деятельности требуют отдельной регламентации взаимоотношений государства и страховой компании относительно определения размеров и порядка уплаты налогов.
Информация о работе Управление экономическими рисками и страхованием