Транспортное страхование грузов и пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольно-курсовой работы является рассмотрение основных положений транспортного страхования грузов и пассажиров.
Объектом страхования является личный имущественный интерес физического или юридического лица, связанный с повреждением, гибелью или утратой грузов, произошедших в процессе транспортировки, промежуточного хранения, перегрузки, перевалки на маршруте перевозки.
Предметом исследования является механизм формирования страховой защиты, компенсирующей различного рода риски в целях обеспечения надёжности сохранения жизни и сохранности перевозимого груза.
Информационной базой для написания контрольно-курсовой работы послужили учебники, пособия, нормативно-правовые акты, статьи из журналов, ресурсы Интернет, правила страхования.

Работа содержит 1 файл

ККР Страхование.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    Расходы по общей аварии и  расходы по спасанию подлежит возмещению обычно в соответствии с законодательством страны владельца контейнера или, если это предусмотрено в договоре фрахтования, согласно Йорк-Антверпенским правилам. Причем, если контрибуционная сумма превышает страховую стоимость контейнеров, страховщик обязуется оплатить сумму контрибуции.

    Если  в договор фрахтования включена оговорка о взаимной вине в столкновении, согласно которой владельцы контейнеров  обязаны возместить перевозчику  падающую на контейнеры часть убытков, взысканных с перевозчика владельцами другого судна, страховщик, по условиям страхования контейнеров «от всех рисков», обязуется компенсировать страхователям (владельцам контейнеров) выплаченные ими суммы, но только в той доле, в которой убыток подлежит возмещению по условиям страхования. Специальная оговорка обусловливает, что данное страхование не должно служить источником извлечения выгоды перевозчиками или депозитариями.

    Передача  прав или интереса по полису или  передача сумм, подлежащих выплате  по условиям страхования, не может осуществляться и признаваться страховщиком без датированного и подписанного страхователем или его представителем соответствующего извещения о таких передачах и передаточной надписи на полисе до уплаты убытка или возврата страховой премии.

    В случае продажи (отчуждения) контейнера страхование считается аннулированным со дня его продажи. При аннулировании  договора страхования со стороны  страховщика подлежит возврату пропорциональная доля нетто-премии, а при аннулировании  договора со стороны страхователя возврату подлежит премия, согласованная сторонами.

    Специальная оговорка условий страхования контейнеров  от всех рисков освобождает страховщика  от ответственности по убыткам, вызванным  конфискацией, захватом, арестом, запрещением  или задержанием и их последствиями, а также попытками совершить такие действия. Кроме того, по смыслу этой оговорки страховщик не несет ответственности за последствия неприятельских действий или военных операций, независимо от того, было, объявлено о начале военных действий или нет.

    Страховщик  освобождается также от ответственности  по убыткам, связанным с последствиями  гражданских войн, революций, вооруженных  выступлений, мятежей, гражданских  столкновений и пиратских действий.

    Страховщик  не несет ответственности за гибель или повреждения контейнеров, а также возможные расходы по убыткам, прямо или косвенно вызванным ионизирующей радиацией и загрязнением радиоактивностью от ядерного топлива или отходов сгорания ядерного топлива; воздействием радиоактивных, токсичных, взрывоопасных и других свойств ядерных соединений и их компонентов.

    Условиями по страхованию контейнеров от всех рисков предусматривается также, что  страховщик не отвечает за гибель или  повреждение контейнеров и за возможные расходы по убыткам, вызванным  конфискацией, национализацией, захватом, реквизицией, и причиненным забастовщиками, участниками локаутов или лицами, принимающими участие в трудовых конфликтах, восстаниях гражданских волнениях.

    Таким образом, как и обычно, по другим видам страхования, из страхового покрытия исключается весь комплекс рисков, подпадающих под понятие военных и забастовочных. По соглашению сторон некоторые из них могут быть включены в страховое покрытие за дополнительную премию.

    Заключение  договора страхования производится на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать основные данные об объекте: тип контейнера, объемные показатели, стоимость, наименование судна-перевозчика, дату выхода судна на рейс, пункт назначения и перегрузок.

    Бремя доказательства, что гибель или повреждение застрахованного контейнера произошли в результате воздействия опасностей покрытых страхованием, лежит на страхователе. Если в договоре страхования не предусмотрено иного, убытки от повреждения контейнеров возмещаются в сумме, не превышающей стоимости восстановления поврежденных или погибших частей за вычетом процента естественного износа этих частей на момент аварии.

    Для разрешения возникших споров в договоре предусматривается место и порядок  арбитражного разбирательства.

    При страховании контейнеров на других условиях, которые принято сокращенно называть «от полной гибели», возмещаются только убытки гибели контейнеров, а также падающая на контейнеры доля по общей аварии, расходы по спасению контейнеров и предотвращению или уменьшению убытков, подлежащих оплате по условиям страхования. Затраты на ремонт контейнеров (кроме случаев общей аварии) по данному условию страхования возмещению не подлежат. В остальном оба вида условий совпадают.

    При страховании контейнеров (приеме на ответственность и установлении ставки премии) следует  иметь в виду, что стоимость с каждым годом неизменно возрастает.

    Как и при всяких работах с тяжеловесными  грузами, работы по обработке, транспортировке, перевалке и складированию контейнеров  могут быть связаны с причинением материального или физического ущерба третьим лицам, который по закону должен быть возмещен виновной стороной.

    Поэтому, помимо страхования контейнеров  от гибели или повреждения, страховщики  принимают на страхование риск гражданской  ответственности владельцев или арендаторов контейнеров за вред, который может быть причинен личности или имуществу третьих лиц в связи с использованием контейнеров. Покрытие предоставляется на условиях страхования гражданской ответственности с учетом специфики объекта страхования.

    Страховщики при этом обычно ограничивают свою ответственность установлением  определенных лимитов при приеме риска. Лимиты устанавливаются раздельно: за увечье или смерть одного  лица; за уничтожение или повреждение  имущества третьих лиц; за причинение увечья или смерти нескольким лицам или уничтожения или повреждения имущества нескольких лиц по одному страховому случаю. 
 

 

2. Транспортное страхование пассажиров

2.1 Появление и развитие добровольного страхования водителей и пассажиров от несчастных случаев 

    Личное  страхование возникло еще в Древней  Греции и Римской империи, когда  только начали свое существование организации  взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении  несчастного случая, получения травмы, утраты трудоспособности вследствие длительного заболевания или увечья. Это был первый этап в развитии личного страхования.

    Однако  форму личного страхования социальная помощь приобрела только во второй половине XIX века. Именно в это время начало активно проявлять себя профсоюзное рабочее движение, одним из важнейших результатов, действия которого стало создание во многих европейских странах страховых касс. Пионерами в области данного страхования выступили Англия и Германия. Именно в Германии в 1884 г. был издан первый государственный закон о страховании от несчастных случаев. Вслед за Германией в период с 1887 по 1910 гг. такой же закон был принят в Австрии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Испании, Голландии, Франции.

    В Российской Империи закон о введении страхования от несчастных случаев был принят в 1912 г. Принятый закон имел ограниченный характер. Страхование не охватывало Сибирь и Среднюю Азию. 60% расходов по страхованию оплачивали рабочие. К началу 1916 г. в России было 2 тыс. больничных касс [8, 15].

    Страхование водителей и пассажиров от несчастных случаев ведет свою историю со второй половины 19-го столетия. Возникновение  данного вида страхования было связано  с многочисленными авариями на железной дороге. Данный вид тесно связан с историей общественного развития личного страхования, в частности с появлением различных видов транспорта и его бурного развития. Зарождение промышленности, бурный рост торговли, а как следствие появление на дорогах большого количества различного транспорта приводило к авариям, пожарам и гибели людей. Эти печальные последствия способствовали появлению новой формы сохранения жизни людей и целости транспорта – страхование водителей и пассажиров от несчастных случаев, которое хоть проводилось и в добровольной форме, но имело большой успех на рынке страхования. Так появились первые страховые товарищества, которые наряду с банками и биржами стали неотъемлемой частью новой общественно-экономической формации. Поскольку данный вид страхования относится к личному страхованию, то начиналось личное страхование с наиболее простых его видов — страхования жизни и от несчастных случаев, которыми занимались небольшие частные страховые компании. По мере того, как крепла и развивалась промышленность, появлялись крупные предприятия, фабрики, возрастала и вероятность наступления страхового случая на дорогах.

    Страхование водителей и пассажиров от несчастных случаев - сложный, многоплановый вид  деятельности, имеющий экономические, социальные, организационные и юридические  аспекты. В функционировании данного вида страхования особенно важно планирование предстоящих расходов на одного застрахованного и совокупности застрахованных. В настоящее время в Республике Беларусь динамично развивается добровольное страхование водителей и пассажиров от несчастных случаев. В связи с этим отечественным страховым компаниям необходимо полнее использовать зарубежный и собственный опыт добровольного страхования [10, 67]. 

2. 2 Общая характеристика добровольного страхования водителей и пассажиров от несчастных случаев 

    Договор добровольного страхования пассажиров от несчастных случаев заключается  на время конкретной поездки (рейса) любым видом транспортных средств: железнодорожным, автомобильным, воздушным  и водным. Обычно пассажиры считаются  застрахованными с момента объявления посадки в транспортное средство и до момента оставления вокзала или станции назначения, но не более чем в течение одного часа после прибытия транспортного средства. Что касается транзитных пассажиров, то они, как правило, считаются застрахованными на территории вокзала (станции, порта и т.д.), то они, как правило, считаются застрахованными на территории вокзала на весь период ожидания или посадки в транспортное средство. Страхование транзитных пассажиров автоматически прекращается в случае оставления ими указанной территории (помещения) и возобновляется при возвращении обратно. [2, с.114]

    Страхователи  – юридические лица заключают  договоры страхования в пользу третьих  лиц, являющихся застрахованными лицами; физические лица заключают договоры страхования в свою пользу (в этом случае они являются застрахованными лицами), а также в пользу третьих лиц.

    Объектом  страхования являются имущественные  интересы застрахованного лица (выгодоприобретателя), связанные с причинением вреда  жизни или здоровью застрахованного лица (водителя или пассажиров), находившегося в транспортном средстве, в результате несчастного случая. Несчастным является случай, при котором жизни или здоровью пассажира и/или водителя, помимо его желания наносится ущерб вследствие неожиданного воздействия на тело внешних сил в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) [3, с. 96].

Страховыми  случаями являются:

  • временная утрата общей трудоспособности;
  • длительная или постоянная утрата трудоспособности (инвалидность);
  • смерть застрахованного лица. [2, с.114]

Не являются страховым случаем события, если они произошли в результате:

  • совершения застрахованным лицом противоправного деяния, содержащего признаки преступления, обусловившего наступление определенных событий;
  • управления застрахованным лицом транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения или передачи управления лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения, или лицу, не имеющему права на вождение данного транспортного средства;
  • событий, не связанных непосредственно с поездкой на автотранспортном средстве либо ДТП;
  • эксплуатации неисправного транспортного средства;
  • использование транспортного средства в целях обучения вождению или для участия в соревнованиях. [4, с.158]

    Основанием  для заключения договора является устное заявление страхователя. Страховая  премия вносится наличными деньгами единовременно, и сразу после  ее уплаты выдается полис, подтверждающий факт заключения договора. В случае отказа от поездки страхователь имеет право вернуть полис и получить уплаченные страховые взносы. [2, с.114]

    Страховая сумма (установленная договором  страхования денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить  страховое обеспечение по договору страхования при наступлении страхового случая) определяется соглашением страхователя со страховщиком. [11, с. 35]

    Договор страхования может быть заключен на срок от 1 месяца до 1 года включительно. Страховой взнос уплачивается единовременным платежом при заключении договора страхования безналичным путем или наличными деньгами в кассу страховщика или его уполномоченному лицу.

Уплата  страховых взносов производится:

  • путем безналичного расчета, если страхователь является юридическим лицом;
  • по безналичному расчету или наличным путем, если страхователь является физическим лицом.

Договор страхования вступает в силу:

Информация о работе Транспортное страхование грузов и пассажиров