Транспортное страхование грузов и пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольно-курсовой работы является рассмотрение основных положений транспортного страхования грузов и пассажиров.
Объектом страхования является личный имущественный интерес физического или юридического лица, связанный с повреждением, гибелью или утратой грузов, произошедших в процессе транспортировки, промежуточного хранения, перегрузки, перевалки на маршруте перевозки.
Предметом исследования является механизм формирования страховой защиты, компенсирующей различного рода риски в целях обеспечения надёжности сохранения жизни и сохранности перевозимого груза.
Информационной базой для написания контрольно-курсовой работы послужили учебники, пособия, нормативно-правовые акты, статьи из журналов, ресурсы Интернет, правила страхования.

Работа содержит 1 файл

ККР Страхование.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    Важно отметить, что пропуск сроков предъявления претензии (уведомления) является безусловным  основанием для отказа перевозчиков удовлетворении требований владельца груза в связи с несохранной перевозкой.

    Претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение 30 дней. Срок исковой давности начинается на следующий день после  получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения ответа – через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

    Новым в воздушном кодексе является прямое указание на страховщика как  лицо, имеющее право предъявления требований в случае нарушения условий перевозки. Это существенно облегчает процессуальное положение страховщика при предъявлении им суброгационных требований к перевозчику после выплаты страхового возмещения.

    Документами, обосновывающими претензию к воздушному перевозчику, являются:

    – оригинал грузовой накладной;

    –  коммерческий акт;

    – счета и специфика на груз;

    – при необходимости – акт осмотра  аварийного комиссара.

    Ограничение ответственности авиаперевозчика  действует по тому же принципу, что при морских перевозках, но устанавливаются не за целое место, а за все. Размер такого ограничения равен примерно 20 долларов США по нынешнему валютному курсу за 1 килограмм утраченного или поврежденного груза (согласно Воздушного кодекса РФ – в размере двух минимальных оплат труда за килограмм веса багажа или груза). 

    1. 4 Железнодорожная перевозка

    При ведении дел против железной дороги нужно иметь в виду следующие  обстоятельства:

  1. В странах Евроазиатского континента действуют две основные международные железнодорожные конвенции: СМГС (среди стран бывшего социального лагеря) и Котиф. В соответствии с этими конвенциями установлена солидарная ответственность железных дорог, то есть такая, когда в принципе  претензия не может быть предъявлена к одной из железных дорог при фактической вине железной дороги другой страны и отвечать по претензии и иску должна та дорога, к которой такие требования предъявлены. После удовлетворения претензии и иска железные дороги производят взаиморасчеты.
  2. В России действует федеральный закон «Транспортный устав железных дорог», введенный в действие 8 января 1998 года. Соблюдение норм этого устава о порядке предъявления претензий и исков строго обязательно: невыполнение, казалось бы, несущественных требований может повлечь правомерный отказ со стороны железной дороги.
  3. По международной конвенции Котиф и по Транспортному уставу железных дорог до заявления иска предъявление претензии обязательно.
  4. Нормативными актами, регулирующими отношения между железными дорогами, установлены сокращенные претензионные и исковые сроки: по СМГС – претензионный срок 9 месяцев, а по Котиф – годичный срок исковой давности без обязательного соблюдения претензионного порядка урегулирования разногласий по несохраненной перевозке.

    Важную  роль играет определение тех лиц, которые имеют право на предъявление претензий к железным дорогам. К таким лицам относятся только грузополучатели или грузоотправители, причем они могут передать свои права на предъявление претензий и исков иным юридическим и физическим лицам посредством оформления поручения или доверенности. Это может дать возможность железным дорогам отказывать в удовлетворении претензий тех лиц, которым права требования были переданы или, при признании правомерности требований, не переводить на их расчетные счета суммы возмещения.

    В страховании такой переход прав требования к страховой компании установлен в ст.965 Гражданского кодекса[1].

    Претензии по грузам могут быть заявлены в  течение 6 месяцев со дня выдачи груза, и должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения претензии. Иски могут быть предъявлены по месту нахождения управления железной дороги в течение годичного срока со дня получения ответа на претензию или с последнего дня, когда ответ на претензию должен быть получен.

    При обнаружении факта недостачи или повреждения груза станция железной дороги должна составить коммерческий акт с подробным изложением характера несохранности груза. Составление коммерческого акта -  очень важный момент, ибо от того, насколько правильно и подробно он составлен, зависит дальнейшая судьба требований к железной дороге.

    При международных перевозках, где задействованы  железные дороги разных стран, нужно  исходить из требований тех конвенций, ссылки на которые даются в конкретной железнодорожной накладной. Бывают случаи, когда груз, на какой либо узловой станции передается одной железной дороге. Там же выдается и другая накладная. Необходимо внимательно следить за тем, имелись ли  в новой накладной какие-либо отметки о ненадлежащем состоянии груза при передаче его одной дорогой другой. Кроме внесения таких отметок в накладную, при передаче может составляться и коммерческий акт. Если эти условия соблюдены надлежащим образом, то принимающая железная дорога не будет нести ответственность. Отсутствие таких пометок или отсутствие коммерческого акта говорит о том, что груз принят в надлежащем состоянии. 
 

    1. 5 Автоперевозка

    В транспортном праве вина перевозчика  презюмируется, то есть предполагается, что виновником несохранности перевозки  является перевозчик. Грузополучатель  не обязан доказывать вину перевозчика: ему достаточно указать, что  имела место несохранная перевозка, а перевозчик, наоборот, должен доказывать отсутствие своей вины.

    Международные автомобильные перевозки регулируются международной конвенцией КДПГ (или, как принято ее называть, CMR), принятой европейскими государствами в 1956 году [25].

    С практической точки зрения страховую  компанию больше всего должны интересовать сроки предъявления претензий и  исков по несохранной перевозке. Сроки исковой давности установлены в один год со дня выдачи груза, а в случае утраты груза – с тридцатого дня по истечении согласованного срока давности, а если таковой не был согласован – с 60-го дня со дня принятия груза к перевозке. Существенным является то, что иск может быть предъявлен как в суд страны отправления груза, так и в суд страны назначения. Предъявление претензии перевозчику приостанавливает срок исковой давности вплоть до дня получения ответа на претензию. При этом такое приостановление срока давности может быть неограниченно долгим.

    При выдаче груза всякое замечание по поводу его неудовлетворительного  состояния или ненадлежащего  количества, адресованное перевозчику, должно быть сделано грузополучателем в письменном виде не позднее чем  через 7 дней со дня принятия груза. В противном случае бремя доказывания вины перевозчика будет лежать на грузополучателе (или, соответственно на страховой компании), а вина перевозчика не будет презюмироваться.

    Конвенция CMR удобна тем, что она применяется  даже тогда, когда одна из стран (назначения или отправления груза) не является участником этой конвенции. Достаточно участия хотя бы одной страны.

    При  внутренних (внутрироссийских) перевозках автомобильным транспортом необходимо руководствоваться Уставом автомобильного транспорта РФ, устанавливающим практически такой же порядок предъявления претензий к перевозчику, как и конвенция CMR. Отличие состоит в следующем:

    - отсутствует 7-дневный срок для  сдачи замечаний перевозчику;

    - иные сроки: 6 месяцев – на предъявление  претензии перевозчику, плюс 3 месяца – для дачи ответа, плюс 12 месяцев – на заявление иска, который подается по месту нахождения ответчика, то есть транспортного предприятия.

    Нет страхового случая, и соответственно, не может быть предъявлено требований перевозчику  при следующих обстоятельствах:

    – утрата груза при целостной упаковке или неповрежденных пломбах отправителя;

    – утрата или повреждение груза  из-за упаковки, неадекватной характеру  груза;

    – пересортицу. 

    1. 6 Страхование контейнеров

    Как показывает международная практика, наиболее эффективной с точки зрения сохранности грузов является их транспортировка в специальных контейнерах. В связи с этим за последние два десятилетия транспортировка в контейнерах получила самое широкое распространение, как во внешнеторговых, так и во внутренних перевозках грузов.

    Большое распространение форм и размеров применявшихся контейнеров привело  к необходимости их стандартизации, особенно в международных морских  перевозках. В практику перевозок  внедрены крупномасштабные 10, 20,  30 и 40-футовые контейнеры. Их тип и размеры одобрены большинством стран мира, в том числе и бывшим Советским Союзом.

    Организация в нашей стране контейнерной транспортной службы (КТС) потребовала создания специализированного  подвижного состава: судов-контейнеровозов, удлиненных железнодорожных четырехосных платформ для одновременной перевозки трех 20-футовых контейнеров, автомобильных полуприцепов и тягачей; сооружения специализированных контейнеров станций и терминалов (причалов), оборудованных высокопроизводительными перегрузочными средствами большой грузоподъемности, специальными автоконтейнеровозами.

    Контейнерные  перевозки стали самостоятельным  видом перевозки грузов и в  настоящее время широко обеспечены возможностью непрерывной последовательной транспортировки морскими, железнодорожными и автомобильными транспортными средствами.

    Для транзита через территорию нашей  страны таких крупнотоннажных контейнеров  создана международная транссибирская контейнерная линия.

    Страхование контейнеров имеет определенную специфику. Объектом страхования являются сами контейнеры как емкости для помещенных в них грузов, однако они являются частью судна, предназначены для последующего снятия с судна в местах перевалки и перевозки содержащихся в них грузов на других средствах транспорта или для складирования, и следовательно, не могут быть застрахованы на условиях страхования судов. Их страхование осуществляется по специальным договорам страхования, заключенным обычно на стандартных английских условиях. Объем страхового покрытия при этом может быть различным. Страхование контейнеров может быть произведено как на условиях от всех рисков, так и на более узких условиях, покрывающих риск гибели контейнеров, падающую на контейнеры долю в общей аварии, расходы по спасению контейнеров, предотвращению и сокращению убытков.

    При сравнительно небольшой стоимости  контейнеров – от 2 до 10 тысяч  долларов за штуку в зависимости  от размера и материала изготовления – общая их стоимость на борту  контейнеровоза средней грузоподъемности составляет 3-4 миллиона долларов, а на крупных судах достигает 10 миллионов долларов, что уже является значительным риском.

    Считается, что небольшая амортизация контейнера происходит впервые годы эксплуатации и составляет после первого года 30%, через два следующих года еще 20%, и еще по 10% через три и через пять лет.

    Принимая  на страхование риск гибели или повреждения  контейнеров, страховщики обычно ограничивают свою ответственность по одной отправке определенными пределами, как на время морской перевозки, так  и отдельно на время сухопутной. Кроме того, для освобождения страховщика от мелких убытков применяется франшиза в различных размерах порядка 100-500 долларов. Непременным условием страхования контейнеров является наличие четкого изображения на них порядковых номеров и других опознавательных знаков.

    При страховании контейнеров на условиях от всех рисков страховщик принимает  на себя ответственность в пределах обусловленных лимитов за риски  их полной гибели и повреждения в  течение периода страхования, включая  перевозку контейнеров на палубе.

    Страховщик  не несет ответственности за естественный износ или постепенное ухудшение  качества контейнеров, а также за их гибель, повреждения и возможные  расходы, вызванные задержкой рейса  или естественными свойствами объекта  страхования.

    Ответственность страховщика за утрату механизмов контейнера наступает в случае полной гибели контейнера, однако в ряде случаев может быть предусмотрена ответственность страховщика за их повреждение.

    Если  контейнер поврежден, но повреждение  не привело к его полной гибели, размер страхового вознаграждения не должен превышать разумной стоимости его ремонта. Если произошла последующая полная гибель поврежденного контейнера, ремонт которого не был сделан до его гибели, то страховщик отвечает, лишь за полную гибель контейнера и не должен выплачивать какие-либо суммы по несостоявшемуся ремонту, хотя бы эти суммы, и были подтверждены ранее.

    В случаях, когда стоимость восстановительного ремонта контейнера превышает его  страховую сумму, считается, что  контейнер потерпел полную конструктивную гибель и соответственно убыток возмещается  как за полную гибель.

Информация о работе Транспортное страхование грузов и пассажиров