Сущность и роль страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 03:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование сущности и роли страхования в системе экономических отношений.
Методы исследования: общенаучные методы, методы анализа и синтеза, методы экспертных оценок.
Исследования и разработки: проведены исследования в области анализа экономической сущности страхования, изучено состояние рынка страховых услуг Республики Беларусь, выявлены направления его совершенствования.

Содержание

Введение 4
1. Экономическая сущность страхования, его функции. Роль страхования в условиях дальнейшего развития рыночных отношений 6
1.1. Исторические предпосылки развития страхования 6
1.2. Экономическая сущность страхования 8
1.3. Страховой фонд, уровни его организации и использования 9
2. Отрасли и виды страхования, их краткая характеристика 13
2.1. Виды страхования, осуществляемые в Республике Беларусь 13
2.2. Формы страхования, классификация отраслей страховой деятельности 14
3. Развитие страхования в Республике Беларусь 19
3.1. Анализ состояния рынка страховых услуг Республики Беларусь 19
3.2. Современные тенденции совершенствования страхования на белорусском рынке 222
Заключение 28
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 169.50 Кб (Скачать)

     Во-первых, учитывая емкость страхового рынка, можно поставить под сомнение способность наделенных данным правом пяти страховых организаций обеспечить ими своевременное и качественное обслуживание страхователей. Это, несомненно, скажется на отношении граждан и  юридических лиц к страхованию  в целом, поскольку такое страхование  воспринимается ими как разновидность  налога.

     Во-вторых, это уже повлекло негативные последствия  политического, экономического и социального  характера, привело к сокращению  рабочих мест и крупным финансовым потерям в негосударственных  страховых организациях: по оценкам  экспертов, каждая страховая компания из первой десятки страны разом лишилась страховых взносов в сумме 5060 тыс.долл. ежемесячно (в некоторых  компаниях операции по обязательному  страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств составляли более 70% портфеля) [13, c. 8].

     В-третьих, отсечение страховщиков от обязательного  страхования не носит локальный  характер, а неизбежно отражается на добровольном страховании, так как  ни один вид страхования не продается  отдельно [14, c. 9].

     Государственная  монополизация страхового рынка  отрицательно скажется и на уровне внешних инвестиций в экономику  республики.

     Анализ  рынка подтверждает, что наибольшее развитие в республике получило обязательное страхование. Таким образом, в основе предлагаемых в настоящее время  белорусским правительством шагов  по развитию страхования лежат меры принудительного по отношению к  страхователю характера и, прежде всего, стремление буквально навязать обществу широкомасштабное развитие обязательных видов страхования, а также существует проблема разграничения предметов  регулирования обязательного страхования  и государственного социального  страхования. По мнению Хомярчука В.М., предпочтительнее, когда обязательные виды страхования вводятся не законом, но являются вмененным видом страхования  для отдельных категорий субъектов  рынка (например, страхование ответственности  нотариусов). 

     В настоящее время вопросу развития добровольного страхования уделено  недостаточное внимание, хотя именно эта отрасль страхования является локомотивом развития экономики  в зарубежных странах.

     Не  развит рынок страхования жизни, медицинское и пенсионное страхование.

     Необходимость стимулирования накопительных видов  страхования очевидна, поскольку  именно они являются источником «длинных денег», необходимых для инвестирования в экономику страны. В развитых странах премии по страхованию жизни  составляют более 60% от всех остальных  сборов. Прежде всего, необходимо ввести налоговые льготы для развития данных видов страхования, которые были отменены в 1998 г. Помимо этого также  необходимо создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных  сумм по договорам страхования. Необходимо пустить иностранных страховщиков в сектор страхования жизни, т.к. молодые белорусские компании, даже при условии предоставления значительных налоговых льгот, едва ли его поднимут.

     Необходимо  также позволить проводить накопительное  страхование в валюте для избежания  отрицательных последствий инфляции. Ввиду того, что страховщику законодательно определены направления инвестирования резервов, в том числе и валютных, такая мера никоим образом не приведет к ослаблению национальной валюты. Кроме того, это позволит предотвратить  отток накоплений граждан за рубеж  по нелегальным схемам страхования  жизни в иностранных страховых  компаниях.

     В рамках развития долгосрочных видов  страхования также необходимо ввести систему негосударственного пенсионного  страхования как дополнение к существующей системе пенсионного обеспечения. Для этого необходимо создание четкой нормативно-правовой базы, государственного контроля и предоставления льгот предприятию и работникам в части выведения из-под налогообложения средств, направленных на дополнительное пенсионное страхование.

     В разрезе видов добровольного  страхования в содействии развитию нуждается добровольное медицинское  страхование (ДМС), особенно  после  решения Минздрава РБ о расторжении  договоров со страховыми компаниями на оказание платных медицинских  услуг гражданам, застрахованным по ДМС. Для эффективного развития ДМС  в республике медицинским учреждениям  всех форм собственности необходимо предоставить право самостоятельно формировать цены на медицинские  услуги, обеспечить включение в налогооблагаемые затраты средств нанимателя, направляемых на цели медицинского страхования, предоставить застрахованным в системе ДМС  льготы по подоходному налогу.[15, с. 93]

     Таким образом, тенденциями развития белорусского страхового рынка являются:

  • недостаточный уровень капитализации белорусских страховщиков;
  • сокращение количества страховых компаний;
  • сужение рынка для негосударственных страховых компаний;
  • увеличение числа обязательных видов страхования;
  • застой в развитии добровольных видов страхования, особенно долгосрочных;
  • снижение интереса потенциальных инвесторов.

     Интеграция  Республики Беларусь в мировой страховой  рынок предполагает единообразие подходов правительств государств к системе  страхования. Во всех развитых государствах страхование является национальным приоритетом ввиду его исключительного  значения для экономики государства. Страхование позволяет финансировать  государственный бюджет путем размещения страховых резервов в государственные  ценные бумаги, выступает дополнительным источником налогов в ходе инвестирования долгосрочных резервов, снижает затраты  государства при компенсации  ущерба. В Республике Беларусь страхование  превратилось не в косвенный, а в  прямой источник доходов путем формирования страхового фонда, подконтрольного  государству. Данные процессы не только приводят к стагнации страховой  отрасли, но и не способствуют становлению  международного имиджа республики. Поэтому, сложно будет говорить о равноправном участии белорусского страхового рынка  в процессах глобализации и интеграции, если в национальной страховой отрасли  не произойдут радикальные перемены. Для этого необходимо принять  следующие меры:

  1. вернуть негосударственным страховым компаниям право проводить обязательные виды страхования;
  2. определить и ввести на практике оптимальное отношение в проведении обязательных и добровольных видов страхования;
  3. исключить страховые взносы по добровольным видам страхования из налогооблагаемой базы  юридических лиц;
  4. ввести налоговые льготы для стимулирования развития долгосрочных видов страхования;
  5. содействовать увеличению капитализации белорусских страховщиков за счет повышения требований к минимальному размеру уставного капитала и привлечению иностранных инвестиций.
  6. провести либерализацию рынка перестрахования и страхования;

     Если  данные меры не будут предприняты, процессы глобализации и либерализации обернутся  для Республики Беларусь потерей  контроля над развитием национальной страховой отрасли.

       В случае включения страхового  рынка Республики Беларусь в  мировые процессы глобализации  при условии превращения страхования  в национальный приоритет, их  возможными последствиями могут  стать:

  • рост капитализации страхового бизнеса;
  • увеличение иностранного присутствия;
  • повышение качества и расширение ассортимента страховых услуг;
  • развитие банкострахования;
  • появление новых способов управления риском;
  • импорт страхового ноу-хау;
  • развитие пенсионного и долгосрочного накопительного страхования;
  • укрепление законодательной базы;
  • появление новых форм продажи страховых продуктов;
  • повышение уровня открытости рынка и распространения новой страховой культуры.

     Таким образом, в Республике Беларусь страхование  превратилось в прямой источник доходов  путем формирования страхового фонда, подконтрольного государству. Поэтому  в национальной страховой отрасли  необходимы радикальные перемены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     Страхование – это создание целевых фондов денежных и иных средств, предназначенных  для компенсации убытков, возникающих  от неожиданно наступающих, случайных  по своей природе, событий.

     Основные  организационные формы страховых  фондов: государственные (фонды социального  страхования), фонды самострахования, фонды страховых компаний.

     Функции страхования: рисковая, предупредительная, воспроизводственная, освобождение государства  от дополнительных финансовых расходов по компенсации ущербов, инновационная, инвестиционная, социальная.

     Отрасль страхования объединяет виды страховой  деятельности по принципу однородности страхуемых рисков. Возможны различные  способы классификации отраслей страхования. Исходя из объекта страхования, различают: личное страхование, имущественное  страхование и страхование ответственности. По характеру страховых выплат выделяют страхование ущерба и страхование  суммы. Отталкиваясь от структуры баланса  предприятия, различают страхование  активов и пассивов. Государственный  надзор за страховой деятельностью  на территории Республики Беларусь осуществляется Министерством финансов и его  территориальными органами.

     В целом результаты деятельности страховых  организаций Беларуси 2009 год указывают  на небольшое ухудшение состояния  рынка: рост выплат (37%) опережает темпы  увеличения сборов (19%), а прибыль  у отдельных компаний даже снижается. В то же время, состояние многих компаний не вызывает беспокойства, т.к. происходит рост финансового результата и рентабельности капитала.

     Анализ  основных показателей развития страхового рынка республики свидетельствует  о том, что в Беларуси заложены основы его развития. Тем не менее, оно еще не заняло надлежащего  положения в системе имущественных  интересов населения, хозяйствующих  субъектов и государства. Финансовые возможности белорусских страховых  организаций по покрытию крупных  убытков остаются низкими. Не создан надежный механизм государственного регулирования  деятельности страховых организаций, выполнения принятых ими обязательств, адекватной оценки их надежности и  финансовой устойчивости. В целях  дальнейшего реформирования национальной страховой отрасли в Республике Беларусь, решения имеющихся проблем  поставлены цели и задачи развития страхового рынка на краткосрочную  перспективу и пути их реализации. Развитие страхового сектора, как одного из эффективных рыночных механизмов управления рисками, будет способствовать стабильному развитию и других отраслей экономики.

     Список  использованных источников

 
 
     
  1. Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530 «О страховой деятельности» // Национальный реестре правовых актов Республики Беларусь 30 августа 2006 г. N 1/7866.
  2. Указ Президента Республики Беларусь 25 августа 2006 г. N 531  «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 30 августа 2006 г. N 1/7867.
  3. Архипов А. П.  Страхование. Современный курс:  учебник; под ред. Е.В. Коломина. Москва:  Финансы и статистика, 2006. 416с.
  4. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности :  учеб. пособие /  Н.Б. Грищенко. Москва: Финансы и статистика, 2006. 352с.
  5. Основы страхования: Учеб. для вузов по курсу "Основы страхования" / А.А. Гвозденко. М.: Финансы и статистика, 2000. 299с.
  6. Страхование: пособие для студентов экономических специальностей / Министерство образования РБ, УО "Гомельский государственный технический университет им. П.О.Сухого", Кафедра "Экономика". Гомель: ГГТУ, 2005. 82с.
  7. Страховое дело: Учеб. пособие для экономических специальностей вузов / Б.Ю. Сербиновский, В.Н. Гарькуша. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 375с.
  8. Страхование: учебное пособие / Ю.А. Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков.  Москва: ИнфраМ, 2006. 310с.
  9. Страхование: Учеб. пособие для вузов / А.К. Шихов.  М.: ЮНИТИДАНА, 2000.  431с.
  10. Асамбаев Н.Т. Отечественный и зарубежный опыт страхования //  Юрист. 2002. №6.
  11. Асамбаев Н.Т. Развитие страхования как составляющая часть государственной политики устойчивого развития //  Внешнеэкономический бюллетень. 2005. №3.
  12. Данильчик А. Страхование  это выверенный расчетами бизнес, а не "страховая Комаровка" //  Страхование в Беларуси. 2007. № 4.
  13. Корота О.А. Страховая деятельность: новые перспективы // Экономика. Финансы. Управление. 2006. № 11.
  14. Сверж, А.И. Передовые технологии страхования в БРУСП "Белгосстрах" //  Веснiк БДЭУ. 2008. № 2.
  15. Европейская статистика //  Страхование в Беларуси. 2005. №4.
  16. Рынок страхования в Беларуси: анализ и рекомендации // Страхование в Беларуси. 2005. №1.
  17. Совершенствование законодательства о страховании // Страхование в Беларуси. 2008. № 1.

Информация о работе Сущность и роль страхования