Страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования составляют нормы гражданского, страхового права, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе об обязательном страховании автогражданской ответственности, законе РФ об организации страхового дела в РФ и других законных и подзаконных актов.

Целью данной работы является изучение норм вышеуказанных отраслей права, анализ законодательной базы в сфере страховой деятельности в области автогражданской ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………с.3

Понятие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств………………………………..с.6
Условия и порядок осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ………………………….с.9
Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая и определение размера страховой выплаты……………..с.14
Порядок осуществления страховой выплаты…………………….с.17
Заключение……………………………………………………………..с.19

Список использованных источников…………………………………с.20

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ страхование (2).doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………с.3

  1. Понятие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств………………………………..с.6
  2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ………………………….с.9
  3. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая и определение размера страховой выплаты……………..с.14
  4. Порядок осуществления страховой выплаты…………………….с.17

     Заключение……………………………………………………………..с.19

     Список  использованных источников…………………………………с.20

     Приложение…………………………………………………………….с.22 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Практически никто не знает имя самого первого  в мире человека, застраховавшего  личный автомобиль. 1 февраля 1898 года житель Америки Т. Мартин направился в страховую  фирму и заплатив 12 $ 25 центов, оформил страховку с возмещением в 500$. Автомобиль был застрахован от аварий с лошадьми и каретами.

     В результате, через 3 года после изобретения  автомобиля, в Соединенных Штатах Америки стало происходить формирование автомобильного страхования. Конечно в XIX веке подобное страхование не обрело обширного распространения, по причине маленького размера автопарка в США. В 1925 году в штате Массачусетс приняли первый закон, требовавший обязательное cтрахование машин.

     Через незначительное время обязательное автострахование  стало непременным на всех землях США.

     Европа  с незначительным запозданием аналогично внедрила ОСАГО. В конце 1940-х годов почти во всех странах Европы был реализован закон об обязательном страховании автомобилей.

     Наша  страна в подобном вопросе оторвалась от развитых стран примерно на 100 лет. Лишь по прошествии пол столетия об ОСАГО заговорили вновь, но старание введения этого не одобрилась в ЦК КПСС.

     А лишь в 1991году в нашей стране возникло добровольное автострахование, а с  лета 2003 года на всей территории РФ приняли  закон об обязательном страховании  автогражданской ответственности.

     В настоящее время в России зарегистрировано достаточно большое количество транспортных средств, соответственно и их владельцев в нашей стране немало. Также мы довольно часто становимся очевидцами различных дорожно-транспортных происшествий как своими глазами, так и благодаря различным средствам массовой информации, рассказам знакомых и близких.

     По  данным статистика аварийности в Российской Федерации за Январь-Ноябрь 2010 года, официального сайта ГИБДД, масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия, просто удручают. За 11 месяцев (январь-ноябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 182 481 (-1,7%) дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 24 109 (-4,6%) человек, а 228 777 (-1,8%) человек получили ранения.

     11 056 (-5,4%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 783 (-19,5%) человека погибли, а 16 144 (-6%) человека получили ранения.

     За  указанный период произошло 18 802 (+1,4%) ДТП с участием детей, в которых 821 (-4,4%) ребенок погиб, а 19 643 (+1,7%) ребенка получили ранения.

       Данные дорожно-транспортные происшествия  порождают обстоятельства, из которых  вытекают такие последствия, выражающиеся  причинением вреда жизни, здоровью  и имуществу участников ДТП. Как известно, любой нанесенный вред ухудшает условия жизни людей, а в случае причинения вреда жизни является непоправимым обстоятельством. Поэтому неспроста законодателем предусмотрена обязательная форма страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чтобы участники ДТП могли рассчитывать на определенную денежную выплату, которая могла бы компенсировать полученный в результате ДТП имущественный или личный вред.

     За 9 месяцев 2010 года было заключено 127,6 млн. договоров, что на 44,4% больше, чем за 9 месяцев 2009 года. При этом 93%заключенных и 91% действовавших договоров за 9 месяцев 2010 года приходится на страхование населения. Совокупная страховая премия за 9 месяцев 2010 года выросла на 7,6% и составила 777 млрд. руб., выплаты выросли на 5,9% и достигли 556,1 млрд. руб. Рост премий зафиксирован по всем видам страхования. Крупнейших 10 компаний на рынке собирают 45,6% всех премий, на рынке ДС+ОСАГО – 56,2%, концентрация продолжает расти. На 30.09.2010 в России было зарегистрировано 640 страховых компаний, их количество продолжает сокращаться.

     Объектом  исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие  между участниками обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств, в частности страховщиками и страхователями, потерпевшими и другими лицами.

     Предмет исследования составляют нормы гражданского, страхового права, содержащиеся в Гражданском  кодексе РФ, Федеральном законе об обязательном страховании автогражданской ответственности, законе РФ об организации страхового дела в РФ и других законных и подзаконных актов.

     Целью данной работы является изучение норм вышеуказанных отраслей права, анализ законодательной базы в сфере  страховой деятельности в области  автогражданской ответственности.

     Данная  работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и список использованных источников и литературы.

 

    1.ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 

     Согласно  Гражданскому кодексу РФ (части второй) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 08.05.2010)одной из форм страхования является обязательное страхование. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодателем отнесено к обязательной форме страхования. Данный вид страхования регулируется законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» "Российская газета", N 6, 12.01.1993., а также специальным Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля 2010 г.)

     Основной  целью вышеуказанного специального закона является защита прав потерпевших  на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

     Статья 1 ФЗ об ОСАГО дает понятие владельца  транспортного средства, согласно которому таковым является собственник транспортного  средства, а также лицо, владеющее  транспортным средством на праве  хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на другом законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем транспортного средства.

     Также в данном законе приводится понятие  договора обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договор ОСАГО), согласно которому он представляет собой  договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Данный договор является публичным.

     В законе определены основные принципы обязательного страхования автогражданской  ответственности:

     1) гарантия возмещения вреда, причиненного  жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в установленных законом пределах;

     2) всеобщность и обязательность  страхования гражданской ответственности  владельцами транспортных средств;

     3) недопустимость использования на  территории Российской Федерации  транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

     4) экономическая заинтересованность  владельцев транспортных средств  в повышении безопасности дорожного  движения.

     Конституционным Судом РФ было признано не противоречащим Конституции РФ "Российская газета", N 237, 25.12.1993. положения статьи 3 ФЗ об ОСАГО, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П // "Российская газета", N 120, 07.06.2005..

     Таким образом, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, поэтому использование на территории России транспортных средств, владельцы которых не застраховали риск своей гражданской ответственности, не допустимо. Правовое регулирование страхования автогражданской ответственности осуществляется Гражданским кодексом, специальным законом и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

 

    2. УСЛОВИЯ  И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Страхование автогражданской ответственности является обязанностью владельцев соответствующих транспортных средств. Данная ответственность может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

     Согласно  статье 4 ФЗ об ОСАГО при возникновении  права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение  или оперативное управление и  тому подобном) владелец транспортного  средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

     В данной статье перечислены также  владельцы транспортных средств, на которых обязанность страхования гражданской ответственности не распространяется. Сюда относятся владельцы следующих транспортных средств:

     1) максимальная конструктивная скорость  которых составляет не более  20 километров в час;

     2) на которые по их техническим  характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

     3) транспортных средств Вооруженных  Сил Российской Федерации, других  войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

     4) зарегистрированных в иностранных  государствах, если гражданская  ответственность владельцев таких  транспортных средств застрахована  в рамках международных систем  обязательного страхования, участником  которых является Российская Федерация;

     д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

     Обязанность по страхованию гражданской ответственности  не распространяется на владельца транспортного  средства, риск ответственности которого застрахован другим лицом (страхователем).

Информация о работе Страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств