Страхование в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение страхования в сфере туризма.
Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится очень важной, так как после перехода России на открытое сотрудничество с мировым сообществом, в неведомые страны хлынул поток российских туристов, большей частью незнающих специфику принимающей страны.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 63.97 Кб (Скачать)

Стоит  отметить,  что  обязательное личное  страхование  не распространяется на пассажиров:

1. всех видов транспорта  международных сообщений;

2. железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

3. морского и внутреннего  водного транспорта внутригородского  сообщения и переправ;

4. автомобильного транспорта  на городских маршрутах.

      Установлено, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются - перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Страхование от несчастных случаев с туристом за рубежом обычно осуществляется в пределах согласованных в договоре страховых сумм, а возмещение выплачивается при наступлении:

1. инвалидности 3 группы —  50% страховой суммы;

2. инвалидности 2 группы —  75% страховой суммы;

3. смерти — 100% страховой суммы.

Страхование расходов туристов при несовершенной поездке реализуется на основании согласованной в договоре страховой суммы (страхового возмещения), которая выплачивается полностью или частично, когда невозможность осуществления поездки наступила по следующим причинам:

1. внезапное расстройство  здоровья или смерть туриста,  или членов его семьи, или  близких родственников;

2. повреждение имущества  туриста в результате воздействий  окружающей среды или действий  третьих лиц;

3. участие туриста в  судебном разбирательстве в момент  предполагаемой поездки;

4. получение вызова для  выполнения воинской обязанности;

5. неполучение въездной  визы при выполнении всех требований по оформлению документов;

6. другие причины, признаваемые  в договоре.

2.3. Личное страхование  туристов.

 

Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1997 г.) личное страхование представляет собой отношения между страхователями (юридическими и дееспособными лицами) и страховщиками (юридическими лицами) по оказанию страховой услуги, когда защита имущественных интересов связана с жизнью, здоровьем и трудоспособностью страхователей и застрахованных.

Страхователями по личному  страхованию туристов могут выступать как физические, так и юридические лица (туристы и турфирмы), а застрахованными — только туристы. Однако личное страхование в любом случае всегда связано с личностью (физическим лицом). Например, турфирма (юридическое лицо) как страхователь может осуществлять личное страхование своих работников за счет своих средств в качестве застрахованных.

В качестве застрахованных туристов могут выступать и недееспособные лица: дети до 16 лет и лица до  80  лет.  В  то  же  время  каждый человек имеет право на защиту  имущественного  интереса,  связанного  с  его личностью, т. е. страхователь при личном страховании может быть одновременно и застрахованным лицом. Однако, личное страхование можно рассматривать как защиту имущественного интереса.

Личное страхование туристов по своей сути является дополнительной формой государственного социального  страхования и социального обеспечения, что отражено в ст. 10 п. 4 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», где  сказано, что страховое обеспечение  выплачивается страхователю, застрахованному  или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению  и в порядке возмещения вреда. Это означает, что   в   отношении   личного   страхования   туристов   принцип   «двойного страхования», действующий при имущественном страховании, не применяется.

      Страховая  сумма (страховое покрытие) по  договору личного страхования  туристов, в пределах которой  производятся выплаты страхового  обеспечения, может быть установлена  в любом размере, согласованном  со страховщиком.

Выплата страхового обеспечения  производится, если страховой случай соответствует страховым событиям, обозначенным в договоре, а также  правилам и условиям страхования.

При страховании туристов к страховым событиям относятся, как правило, смерть (гибель), а также кратковременные, неожиданные, непреднамеренные заболевания и несчастные случаи (отравления, травмирование и т.д.), происшедшие только в местах, предусмотренных турпутевкой, а не в случайных барах, кафе, во время прогулочных катаний на водных лыжах, дельта планах, лошадях и т. п.

Страховыми событиями  при личном страховании туристов не могут считаться болезни хронического, инфекционного и рецидивного заболевания (сердечно -сосудистые, онкологические, туберкулезные, зубопротезные и другие болезни).

Поскольку страхование туристов в нашей стране является делом добровольным и потенциальный турист может приобрести полис (сертификат) в любой из страховых компаний, занимающихся страхованием туристов, то он перед заключением договора обязательно должен узнать условия страхования, по каким страховым событиям производится страхование. И если турист нарушит или не  выполнит  хотя  бы  одно  из  перечисленных  условий, страховщик оставляет за собой право невыплаты страховой суммы. В условиях личного страхования туристов указываются такие санкции, на которые не распространяется страховая ответственность. Например, к санкциям на случай болезни, несчастного случая и смерти относятся умышленные действия туриста (употребление алкоголя или наркотиков, участие в драках, митингах, шествиях, производство самострелов, самоубийство).

Под личным страхованием туристов, выезжающих за рубеж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхование — на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных страхователем (застрахованным) в результате несчастного случая, происшедшего во время пребывания за границей.

Стандартный договор медицинского страхования предусматривает, что, отправляясь в путешествие, вы находитесь в добром здравии, не имеете физических недостатков и не немощны, а также не подвержены хроническим или рецидивным заболеваниям.

В настоящее время при  страховании туристов используются две условные схемы личного страхования  выездного туризма:

      • сервисная (или содействия), обеспечивающая комплекс страховых услуг за рубежом;

      • компенсационная, наиболее широко применявшаяся ранее отечественном страховании.

При первой схеме отечественные  страховщики имеют с зарубежными  партнерами договора об оказании страховых  услуг российским туристам. В диспетчерских службах работают, как правило, операторы, говорящие по-русски. Они подскажут, что предпринять в том или ином случае, вызовут врача, подтвердят гарантию оплаты. Если отечественная страховая компания не имеет договора о совместной деятельности с иностранной компанией-assistance, туристы сами должны обращаться к врачу и платить наличными. Подлинники счетов с указанием диагноза, стоимости лекарств, телефонных переговоров, предъявленные в отечественную страховую компанию оплачиваются по месту жительства (компенсационная схема).

 

2.4. Имущественное страхование  туристов.

 

Во всем цивилизованном мире практика имущественного страхования  туристских фирм, туристов и путешественников принята уже давно.

Стало аксиомой, что международный  и внутренний туризм немыслим сегодня  без страхования. Страховой полис  — необходимая составляющая туристского сервиса, гарантирующая туристам (путешественникам) безопасность и комфорт, постепенно прививается и на российской почве.

Именно безопасность и  комфорт обеспечивают туристам страхование  имущества как перевозимого ими  вместе с собой, так и используемого в процессе путешествий, совершения финансовых (коммерческих) сделок.

 Не случайно в США в настоящее время функционируют свыше 8000 компаний только по страхованию имущества.

Страхование имущества туристов включает страхование как предметов личного пользования (кинокамеры, фотоаппараты, магнитофоны, одежда и т.п.), которые страхователь и члены его семьи (застрахованные) имеют при себе или перевозят на средствах транспорта, так и туристского имущества (спортивное, горнолыжное, водно-прогулочное, и др.).

В настоящее время страховая  деятельность становится популярной как в РФ, так и в странах Содружества. Создано большое количество страховых фирм и компаний, но лишь немногие из них ("Интурист", "Спутник", "Совет по туризму и экскурсиям С-Петербурга") могут предоставить действенное страхование при поездках в зарубежные страны. Все остальные делают вид, что проблемы страхования туристов не существует, и в погоне за низкими ценами на туры тихо ждут грядущего несчастного случая, по существу заведомо обманывая туристов и действуя на свой риск. В то же время с любым человеком, выезжающим за  рубеж  в  деловую  или  туристскую поездку, может произойти несчастный случай. Вероятность возникновения такового при кратковременной поездке (на 3-7 дней) достаточно мала (1-2 случая на 100-150 туристов). Наиболее частые несчастные случаи - потеря и кража имущества, ограбления, поломка и разрушение имущества в результате аварий автотранспорта, различного рода противоправных действий третьих лиц и страхователей (владельцев спортивных зрелищ, отелей, мотелей и т. п.).

Правоотношения турфирм  и туристов (страхователей и застрахованных) со страховыми организациями (страховщиками) подробно оговариваются в договоре имущественного страхования и Условиях на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой страховой организацией самостоятельно в рамках общих Правил страхования, разрабатываемых Росстрахнадзором на основе действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, при имущественном  страховании правоотношения туристских фирм (страхователей) и туристов (застрахованных) со страховыми организациями (страховщиками) подробно оговариваются в договоре имущественного страхования и в  Правилах (Условиях) на конкретный вид  страхового события, которые разрабатываются  каждой страховой организацией самостоятельно в рамках Общих правил страхования имущества, разрабатываемых Департаментом страхового надзора на основе действующего законодательства Российской Федерации. В качестве примера рассмотрим условную схему страховой защиты добровольного страхования имущества туристской фирмы.

 

3.Страхование в туристической компании «Фокус».

3.1. Краткая характеристика  организации.

 

Туристическая компания «Фокус»  является  подразделением  в  структуре туристического  комплекса,  действующего  на   территории дальневосточного региона России и предоставляет услуги активного отдыха как на Камчатке,  так и в странах Юго-Восточной Азии.  Данный  сегмент  рынка  продолжает  успешно развиваться,  благодаря  географии  расположения,  а   также   относительной дешевизной предоставляемых услуг  по  сравнению  с  европейскими  курортами.

Организация имеет связи как с российскими, так и с иностранными  страховыми и туристическими компаниями.

Стоит отметить, что турист заключает договор страхования  со  страховой организацией, имеющей договорные соглашения с турфирмой, таким образом, в непредвиденных случаях медицинскую помощь и эвакуацию компания оплатит за счет страховой организации, с которой был заключен договор.

Если страховая организация  на основании представленных туристом документов видит, что документальное оформление страхового случая соответствует всем требованиям правил по данному виду страхования, то принимается решение произвести страховую выплату (страховое обеспечение). В противном случае (при разногласии страховщика и туриста) окончательное решение принимается в гражданском суде.

Из изложенного следует, что потенциальный турист, прежде чем заключить договор страхования со страховой компанией, должен поинтересоваться следующими вопросами:

  • имеет ли данная  страховая организация договор  (соглашение) о совместной работе  с иностранными компаниями-assis-tance?

• какие услуги оказываются  иностранным партнером российским туристам и на каких условиях?

• на какой территории действуют  страховые полисы данной страховой компании и какой категории?

 

3.2. Финансово-экономический  аспект страхования.

 

Как правило, туристы приобретают  страховку  в  турфирме  при  покупке путевки  на  тур.  При  этом  руководство  компании  серьезно  относится   к страхованию, считая, что все может случиться. Обычно туристу предлагают полис в среднем по цене 0,8 долл. за каждый день пребывания в заграничной стране и  0,4  долл.  –  на  территории  Камчатской области. Страховое покрытие в этом случае минимальное — 5 тыс. долл.

По договоренности с партнером  российский страховщик определяет объем услуг, предоставляемых по полису. Вся ответственность за обеспечение заявленных услуг ложится на плечи компании-assistance, а расчеты между партнерами аванс или плата за услуги "по факту" -производятся по соглашению.

Каждая компания-assistance располагает сетью, которая состоит из дежурных центров и бюро, расположенных в регионах, на которые распространяется действие полиса. При наступлении страхового случая клиент должен позвонить в один из дежурных центров, телефоны которых указаны на идентификационной карточке или полисе. Дежурный центр передает вызов в ближайшее к клиенту бюро, которое занимается непосредственной организацией услуги и подтверждает, что все расходы будут оплачены. В принципе, чем больше у компании дежурных центров и бюро, тем быстрее она сможет организовать помощь клиенту.

Информация о работе Страхование в туризме