Страхование в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение страхования в сфере туризма.
Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится очень важной, так как после перехода России на открытое сотрудничество с мировым сообществом, в неведомые страны хлынул поток российских туристов, большей частью незнающих специфику принимающей страны.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 63.97 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В последние годы отмечается заметный  рост  числа  страховых  случаев, особенно  тяжелых  и  дорогих,  включая  смертные  исходы  и   необходимость репатриации тела к постоянному месту жительства. Ухудшилась и страховая обстановка в ряде традиционно туристских стран. Одной из причин ухудшения страховой обстановки является недостаток культуры поведения российских туристов за рубежом. Отчасти эту проблему могли бы решить сами туристские  фирмы,  проводя  с  клиентами  подробный  инструктаж перед выездом. Конечно, никто не застрахован от случайностей. Но некоторые из неприятностей,  происходящих  с  клиентами, можно предупредить.

Целью курсовой работы является изучение страхования в  сфере  туризма.

Актуальность рассматриваемой  проблемы в  последнее  время  становится  очень важной, так как после перехода России на открытое сотрудничество  с  мировым сообществом, в неведомые страны хлынул поток  российских  туристов, большей частью незнающих специфику принимающей страны.

Изучение данной проблемы  важно  также  с  позиции  этики  туризма.

К сожалению, большинство наших граждан, надеясь на авось, не спешат воспользоваться услугами добровольного страхования перед туристической поездкой. К любой страховке многие относятся с недоверием, а то и резко отрицательно, как к  делу  ненадежному: деньги берут, а  результата  никакого.  Между  тем,  если  спросить  немца, француза или американца о том, что он приобретает прежде всего, собираясь совершить туристическую поездку в другую страну, он обязательно назовет  страховой  полис.  В  России после десятилетия «дикости», процесс страхования туристов постепенно стал налаживаться только  в  последние  пять лет.

      Основными  задачами курсовой работы являются  определение  туризма  как экономической системы и применение основ страхования в сфере туризма.

 Рассматриваемая  тема  подкрепляется  практическим   исследованием   в туристической  компании.  Рассматриваются  вопросы   страхования   клиентов, выезжающих на  отдых  в  страны  Юго-Восточной  Азии,  а  также  страхование местного отдыха.

  Для написания курсовой  работы был использован материал  по  организации туристической  деятельности,   а   также   литература   по   страхованию   в туристическом  бизнесе.  Кроме  того,  для  подкрепления   был   использован материал нормативно-правовых актов, Федеральных Законов,  Указов  Президента по изучаемой тематике.

 В  приложение  вынесены  числовые  данные  по  страховым   покрытиям  в отдельных странах.

 Общие выводы  по  теме,  а  также  рекомендации  по  совершенствованию системы страхования в туристической организации изложены в  конце  работы  в разделе «Заключение».

 

1.Экономика сферы туризма.

1.1. Сущность и специфика  туристского рынка.

 

Туристский рынок —  самостоятельная часть более  широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.

  Другими особенностями  туристских услуг как объектов  купли-продажи являются неравномерность  спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности  спроса  на  определенные  услуги.  Поскольку  туристы потребляют услуги и товары в месте временного проживания, то структура их потребления рассматривается как совокупность обязательных, специфических и дополнительных потребностей.

  Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:

      • средства  размещения туристов (гостиницы  и др.);

      • объекты  общественного питания;

      • средства  транспорта, обслуживающего туристов;

      •объекты  познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера,  а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;

      • организации,  предоставляющие экскурсионные  услуги, услуги гидов-переводчиков  и осуществляющие формальности  при пересечении границ между государствами.

Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты  этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.

Большинство средств производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88 — 95% общей стоимости средств производства.

Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

Средства размещения —  любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.

Объекты общественного питания  — рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности.

Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура. Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.

      Различают  следующие виды оплаченного питания:

      • полный  пансион (завтрак, обед и ужин);

      • полупансион (только завтрак и обед или только завтрак и ужин);

      • только  завтрак.

Формы обслуживания питанием туристов:

  • «шведский стол» — туристам предоставляется право выбора любого блюда и в любом количестве из имеющихся в наличии;
  • «табльдот» — форма обслуживания туристов официантом по единому меню с ограниченным числом блюд;
  • «а ля карт» — форма, предполагающая обслуживание официантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.

  Транспортные предприятия  (воздушного, водного и сухопутного  транспорта), оказывающие услуги  путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.

На воздушном транспорте существует около 20 классов обслуживания, которые учитывают порядок прохождения регистрации, питание в полете, норму бесплатного провоза багажа, возвращенную стоимость при возврате авиабилета и прочее.

На водном транспорте при  морских и речных путешествиях в  обслуживании туристов основной упор делается на возможность получения  всех доступных развлечений и  сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится второстепенным показателем.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит  от  класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения I класса) и вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный).

По европейским стандартам различают классы поездов: межконтинентальный экспресс (TD), международный экспресс (JC), скорый суперэкспресс (JCL), фирменный экспресс (ТЕЕ), скорый экспресс (ЕС) и др.

 

1.2. Туризм как динамичная  экономическая система.

 

Объективное формирование туристских потребностей — это исходный пункт той экономической системы, которую представляет собой современная сфера туризма. В этой динамичной системе можно выделить четыре основных звена (подсистемы):

      • производство  туристских услуг;

      • формирование  туристского продукта;

      • реализацию  туристского продукта;

      • потребление  туристского продукта.

Туристские потребности  в общеэкономическом аспекте формируют интересы туристов. С точки зрения рыночных отношений эти потребности лежат в основе потребительского спроса на туристский продукт. Производство туристских услуг формирует туристская индустрия. С точки зрения рынка это производство формирует предложение туристских услуг. Весьма сложными и специфичными сферами являются процесс  формирования  туристского  продукта (тура) и его последующая реализация на туристском рынке.

Сама по себе каждая отдельная  туристская услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные услуги и т. п.) не может удовлетворить все потребности туриста.

В этих условиях возникает  объективная необходимость кооперации самых различных туристских услуг  в единый комплекстур, или туристский продукт. Эта объективная необходимость формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль турорганизаторов на туристском рынке – туроператоров.

Туроператорская деятельность — это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реализации.

Турагентская деятельность — это продолжение деятельности туроператора, но уже на розничном рынке. От имени туроператора турагент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта.

Заключительное звено экономической системы туризма — потребление туристского продукта — также имеет свою специфику. Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристского продукта.

Первая особенность туристского  потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) движется от места производства к месту потребления. В туризме положение иное: для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг.

Вторая особенность туристского  потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно превышают обычные расходы его  проживания  в  постоянной  среде  обитания.  Это связано с повышенными затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые мероприятия. Часть повышенных расходов связана с фактором престижности туристского потребления. Эта особенность существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма.

В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобретает  важное значение.

Третья особенность туристского  потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности туристских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внутреннем и въездном туризме. Эта особенность туристского потребления вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями).

  По своей природе  внешние эффекты могут быть  положительными и отрицательными. Положительные эффекты — это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реализуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет туристского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с туризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакансий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т.п.

К отрицательным внешним  эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой  природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом и т. д.

Информация о работе Страхование в туризме