Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:20, реферат
Страховщик, в свою очередь, преследует цель получить страховую премию, вложить ее в те или иные активы и извлечь инвестиционный доход. Страховые премии причитаются по каждому из договоров, что позволяет создать фонды для страховых выплат. На пополнение таких фондов идут и доходы от размещения премий. Наиболее характерной чертой страхования является образование обособленного имущественного фонда за счет децентрализованных источников - взносов страхователей. Этот фонд находится в распоряжении самостоятельного юридического лица — страховой организации, которой выдана лицензия (разрешение) на право заниматься страховой деятельностью.
1. Роль и значение страхования ……………………………………………………………..3
2. История страхования………………………………………………………………………4
2.1 Истоки страхования…………………………………………………………………...4
2.2 Страхование в царской России……………………………………………………….5
2.3 Страховое дело в советской России………………………………………………….7
3. Формы организации страхования и его функции……………………………………….9
4. Организация страхования………………………………………………………………...11
4.1 Принципы организации страхового дела в Российской Федерации…....................11
4.2 Организационно-правовые формы страховых организаций…………....................12
4.3 Меры государственного регулирования страховой деятельности………………..13
5. Классификация страхования……………………………………………………………..14
5.1 Виды страхования……………………………………………………………………14
5.2 Формы страхования………………………………………………………………….16
5.2.1 Обязательное страхование ……………………………………………………..16
5.2.2 Добровольное страхование……………………………………………………..17
6. Современное состояние страхового рынка в РФ……………………………………….18
6.1 Страхование в цифрах………………………………………………………………..18
6.2 Финансовый кризис и страховой рынок РФ………………………………………..20
Заключение…………………………………
Таблица 2.
Финансовые результаты деятельности страховых организаций
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб | 29,7 | 34,5 | 29,3 | 23,5 | 36,4 |
Доля прибыльных организаций в общем объеме, % | 84,9 | 83,2 | 86,7 | 80,2 | 86,9 |
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что количество страховых организаций и их филиалов, а также число страховых агентов имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. Однако совокупный уставный капитал не только не сокращается, но и, напротив, растет, что свидетельствует об активных процессах слияния-поглощения на рынке. Финансовые показатели подчеркивают поступательное развитие рынка. В частности увеличивается объем страховых премий и прибыль страховых организаций.
6.2 Финансовый кризис и страховой рынок РФ
После пережитого российским и мировым страховым рынком кризисного периода 2010 года одной из наиболее острых стала проблема обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков.
В апреле 2010 года в рамках изменений к Федеральному закону от 27.11.1992 г. №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" было зафиксировано увеличение требования к минимальному уставному капиталу страховщиков с 01.01.2012 г. с 30 млн. рублей до 120 млн. В сентябре-октябре 2010 года, в соответствии с проектом ФЗ №391338-5 также было законодательно предусмотрено уточнение требований к структуре капитала страховой организации, введение системы внутреннего контроля и аудита, возможность привлечения субординированных займов, определение процедуры передачи страхового портфеля и введение 2-летнего запрета на профессию для топ-менеджеров компаний, лишившихся лицензий.
В 2010 году Госдумой РФ приняты в первом чтении поправки в Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" - в части регулирования профессиональной деятельности страховых актуариев. Законодательное регулирование их правового статуса очень важно с точки зрения значимости выполняемой ими работы для всей страховой отрасли в целом. Это касается и расчета экономически обоснованных страховых тарифов, учитывающих финансовую устойчивость страховщиков, и той высокой степенью информативности, которую носит актуарная отчетность для надзорных органов.
Еще одна область законодательного регулирования вопросов финансовой устойчивости страховщиков - расширение полномочий одного из основных органов страхового регулирования - Министерства финансов Российской Федерации.
В настоящее время, Минфин РФ утверждает нормативные акты, регулирующие вопросы платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций. В их числе - порядок расчета нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, правила формирования страховых резервов, правила размещения страховщиком собственных средств и средств страховых резервов, план счетов и стандарты бухгалтерского учета, формы и состав отчетности, предоставляемой в порядке надзора, а также порядок составления статистической отчетности.
В соответствии с проектом ФЗ № 391338-5, планируется введение таких новаций, как наделение Министерства финансов РФ обязанностью по утверждению систематизированного перечня финансовых показателей в целях мониторинга финансового состояния страховщиков, а также состава и объема информации, содержащийся в отчетности страховщиков, обязательной к раскрытию в средствах массовой информации. Дополнительно предлагается наделить Министерство финансов РФ обязанностью по установлению правил организации внутреннего контроля страховщика и требований к содержанию положения об организации и осуществлении внутреннего аудита страховщика.
Ряд законодательных инициатив в сфере обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний связан с деятельностью Федеральной службы страхового надзора (ФССН). Инструментами для контроля финансовой устойчивости страховых организаций ФССН, на сегодняшний день, являются бухгалтерская отчетность (годовая и промежуточная), статистическая ежеквартальная отчетность, проведение проверок и отправка официальных запросов.
Одним из направлений новых инициатив Минфина РФ и ФССН является, в частности, отмена права страховщика выдавать банковские гарантии, разработка органом страхового регулирования требований к методике расчета страховых тарифов и критериев оценки обоснованности страховых тарифов, а также существенное увеличение объемов раскрываемой страховщиками отчетности.
К числу нововведений так же относится создание межведомственной рабочей группы по мониторингу состояния финансового рынка, которая была сформирована 29 сентября 2010г. Советом при Президенте РФ по развитию финансового рынка. Задачей рабочей группы является помощь отраслевым регуляторам оперативно обмениваться информацией и получать данные о возникновении рисков в разных сегментах финансового рынка, а также мониторинг и оценка комплексного состояния системообразующих компаний финансового рынка, в том числе, страховщиков. Значимой для отрасли также станет инициатива Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по созданию реестра страховых агентов.
Заключение
Страхование можно определить как совокупность отношений замкнутого круга его участников по поводу формирования за счет их взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба имуществу юридических и физических лиц, а также для материального обеспечения граждан при наступлении определенных событий в их жизни.
Переход экономики Российской Федерации от экономики административно-командного типа к рыночной обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию. Развертывание рыночных отношений, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несет за это ответственность, повышает роль и значение страхования.
Вопросы формирования страхового рынка России в настоящее время привлекают большое внимание. Изучаются динамика сбора страховой премии, отраслевая структура рынка, емкость национального рынка, процессы централизации и концентрации страхового капитала, интеграционные процессы и другие аспекты современной рыночной ситуации.
Роль страхования в жизни многими недооценена. Современный страховой рынок России стабильно развивается, хотя и несколько отстает от зарубежных "коллег". Это происходит по вине недостаточного разъяснению его преимуществ населению, так же из-за того что население не доверяет страховым компаниям. Выход из этой ситуации заключается в глубоком разъяснении и рекламе на федеральном уровне, это приведет к экономическому росту, который так необходим РФ. В России имеются достаточно большие перспективы развития страхового рынка, государству необходимо проводить такую политику, которая смогла бы вывести страхование на новый уровень.
Список литературы:
1. Орланюк-Малицкая Л.А. Страхование. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2011
2. История страхования в дореволюционной России. [Электронный ресурс]. URL:http://bisnessonline.ru/
3. Страхование [электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет [сайт]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/
4. Материалы Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] // Росстат [сайт].
URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/
23