Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:05, доклад
Рост цен на мировых сырьевых рынках стабилизировал экономику Казахстана, и страховой сектор в стороне не оказался. Два месяца этого года для страхования были довольно успешными, росли все основные показатели, падение было в выплатах, но это только повысило рентабельность страховых компаний. Несмотря на планируемое ужесточение регулирования страхового сектора Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и хорошие прогнозы развития, риски в этом секторе настолько высоки, что в случае спада отечественной экономики могут возникнуть проблемы.
Страхование
в Казахстане - состояние
и перспективы
Рост
цен на мировых сырьевых рынках стабилизировал
экономику Казахстана, и страховой
сектор в стороне не оказался. Два
месяца этого года для страхования
были довольно успешными, росли все
основные показатели, падение было в выплатах,
но это только повысило рентабельность
страховых компаний. Несмотря на планируемое
ужесточение регулирования страхового
сектора Агентством РК по регулированию
и надзору финансового рынка и финансовых
организаций (АФН) и хорошие прогнозы развития,
риски в этом секторе настолько высоки,
что в случае спада отечественной экономики
могут возникнуть проблемы.
По информации
АФН, совокупный объем активов страховых
организаций на 1 марта 2010 года составил
328 315,5 млн. тенге, что на 11,7% больше аналогичного
показателя на 1 марта 2009 года. Также выросло
отношение активов к ВВП с 1,76% на 1 марта
2009 года до 1,87% на текущую дату.
За два
месяца 2010 года в структуре активов
больше всего увеличилась доля денег
- на 67,7%, ценные бумаги - на 26,7%, прочая дебиторская
задолженность - на 20,8% и другие активы
- на 42,6%. Продолжает резко снижаться доля
операций «обратное РЕПО», которая упала
на 39,1%.
На отчетную
дату сумма обязательств страховых
(перестраховочных) организаций составила
142 600,8 млн. тенге, что на 15,3% больше, чем
на аналогичную дату прошлого года.
Объем
страховых резервов, сформированных
страховыми (перестраховочными) организациями
для обеспечения исполнения принятых
обязательств по действующим договорам
страхования и перестрахования, составил
118 527,7 млн. тенге, что на 14,1% больше объема
сформированных резервов на 1 марта 2009
года, а прочие обязательства за данный
период выросли на 14,1%.
На 1 марта 2010 года совокупный размер собственного капитала страховых организаций по балансу составил 185 714,7 млн. тенге, что на 9,1% больше, чем на
1 марта
2009 года, а по отношению к ВВП
собственный капитал
Премии
продолжают расти, а выплаты падать
Совокупный
объем страховых премий, принятых
страховыми (перестраховочными) организациями
по договорам прямого страхования за два
месяца 2010 года, составил 30 848,31 млн. тенге,
что на 72,1% больше объема, собранного за
аналогичный период прошлого года.
В то же
время отношение страховых
Объем
страховых премий по обязательному
страхованию превысил аналогичный
показатель прошлого года на 25,7%, по добровольному
личному страхованию - на 91,1%, по добровольному
имущественному страхованию увеличение
составило 85,3%.
Когда объем страховых премий, собранных по отраслям страхования (life, non-life) на 1 марта 2010 года, выглядел следующим образом: объем страховых премий, собранных по отрасли «страхование жизни», составил 2 182,2 млн. тенге, что на 92,8% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Доля страховых премий, собранных по отрасли «страхование жизни» в совокупных премиях, на отчетную дату составила 7,1% против 6,3% на 1 марта 2009 года.
По отрасли
«общее страхование» сумма страховых
премий, собранных за два месяца
2010 года, составила 22 666,1 млн. тенге, что
на 70,7% больше, чем за аналогичный
период 2009 года.
Объем
страховых премий, переданных на перестрахование,
составил 18 077,5 млн. тенге, или 58,6% от совокупного
объема страховых премий. Общая сумма
страховых премий, принятых страховыми
(перестраховочными) организациями
по договорам перестрахования, составляет
3 917,0 млн. тенге. При этом сумма страховых
премий, принятых в перестрахование от
нерезидентов Республики Казахстан, составляет
3 238,4 млн. тенге, или 52,4% от общего объема
страховых премий.
В общей
сумме страховых премий, переданных
на перестрахование, основную долю занимали
премии по добровольному имущественному
страхованию - 93,4%, по добровольному личному
страхованию - 0,7%, по обязательному страхованию
- 5,9%.
Совокупный объем страховых выплат, произведенных за анализируемый период, 3 751,62 млн. тенге, увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,4%. При этом доля страховых выплат за счет возмещения по перестрахованию от перестраховочных организаций составила 23,7%, или 887,4 млн. тенге.
Высокий
рост в поступлении страховых выплат
был в добровольном личном страховании
и составил 57,7%, а доля в общем объеме страховых
выплат за год выросла с 31,2% до 44,1%. Выплаты
в обязательном страховании увеличились
на 5,7%, но доля в общем объеме выплат снизилась
с 38,9% до 36,9%.
Падение
страховых выплат произошло только
в добровольном имущественном страховании
на 29,2%, доля в общем объеме страховых
выплат упала с 29,9% до 19,0%.
Выплаты
в обязательном страховании снизились
на 6,3%, а доля выросла с 33,1% до 38,1%.
В рассматриваемом
периоде наблюдается увеличение уровня
концентрации страхового рынка по страховым
премиям и уменьшение по страховым выплатам.
На долю 5 крупнейших страховых компаний
приходится 64,3% совокупных страховых премий
и 50,0% страховых выплат. Тем не менее доля
пяти крупнейших страховых компаний в
совокупных активах страхового рынка
составила 53,2%, а год назад эта доля была
52,9%. Собственный капитал пяти крупных
страховых компаний вырос до 59,9,0% с 59,3%
на 1 марта 2009 года.
Управление
рисками в страховании в ближайшее
время не понизит их уровень
Если
опираться на официальную позицию
государственных органов по сегодняшней
ситуации в страховом секторе, то,
естественно, будет очень интересен
взгляд экспертов из АФН. В одном
из своих выступлений заместитель
председателя АФН Алина Алдамберген заявила
о том, что ухудшение внешней среды страхового
рынка, связанное со снижением объемов
кредитования банками второго уровня
и объемов производства товаров и услуг,
привело к снижению платежеспособного
спроса на страховые услуги и способствовало
замедлению темпов роста страхового рынка.
Снижение стоимости и качества финансовых
инструментов, в том числе снижение кредитных
рейтингов банков второго уровня и других
эмитентов, допущение эмитентами дефолтов
по облигациям способствовало повышению
андеррайтинговых, инвестиционных и кредитных
рисков.
Необходимо
отметить, что влияние финансового
и экономического кризиса на страховой
рынок оказалось
- Прозрачное
корпоративное управление
Стабильность
страхового сектора достигается
только за счет комплексного подхода,
включающего оценку рисков, внутренний
контроль и корпоративное управление.
Страховщики подвержены негативному воздействию
рисков фактически с двух сторон: с одной
стороны, по договорам страхования и перестрахования,
с другой - в процессе инвестиционной и
иной деятельности.
С целью определения требований к формированию в страховых (перестраховочных) организациях структуры корпоративного управления и системы управления рисками и внутреннего контроля была принята инструкция по формированию системы внутреннего контроля и управления рисками в страховых (перестраховочных) организациях. Данная инструкция содержит отдельные требования к организации системы управления андеррайтинговыми, инвестиционными, комплаенс, операционными и сопутствующими рисками и рисками перестрахования, страховых выплат и недостаточности страховых резервов. В ней также предусмотрены ответственные подразделения и органы, которые будут обеспечивать систему управления рисками и внутреннего контроля, порядок их взаимодействия по управлению рисками, а также перечень внутренних документов, имеющих отношение к организации системы внутреннего контроля и управления рисками.
Кроме
этого разделены функциональные
обязанности по управлению рисками,
в том числе установлены
В инструкции
предусмотрено, что страховая организация
осуществляет стресс-тестинг по ценовому,
валютному, процентному рискам, по рискам
ликвидности и связанным со страховой
деятельностью (увеличение смертности,
заболеваемости, показателей дожития,
случаев расторжения договоров страхования,
снижение поступления страховых премий,
по коэффициентам убыточности). Результаты
этого стресс-тестинга будут предоставляться
в агентство, а также отчет по оценке соответствия
требованиям к системам внутреннего контроля
и управления рисками.
Результаты
этого стресс-тестинга будут предоставляться
в агентство, а также отчет
по оценке соответствия требованиям
к системам внутреннего контроля
и управления рисками.
Согласно данной инструкции, страховая организация должна документировать все принимаемые управленческие решения, создавать и вести страховые дела по страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) по заключению договора страхования и по осуществлению страховой выплаты.
Что касается
рисков в страховом секторе, с точки зрения
службы кредитных рейтингов Standard & Poor's,
одна из наиболее явных угроз для казахстанских
страховщиков состоит в возможности снижения
финансовой устойчивости важных элементов
национального банковского сектора. Многие
страховщики вкладывают средства в капитал
казахстанских банков или размещают в
них крупные депозиты, подвергаясь отраслевым
и кредитным рискам, связанным с банковским
сектором. Данная проблема усугубляется
тем, что часть средств страховых компаний
инвестирована в банковские облигации.
Поэтому реальный уровень потенциальных
потерь, связанных с вложениями в банковский
сектор, почти наверняка выше 39%.
Несмотря
на введение инструкции по формированию
системы внутреннего контроля и управления
рисками в страховых (перестраховочных)
организациях, Standard & Poor's считает, что
в неблагоприятных макроэкономических
условиях казахстанские банки продолжают
подвергаться высоким кредитным рискам
и опасности нехватки ликвидных средств
при наступлении обязательств. Они серьезно
пострадали в результате глобальной экономической
рецессии, проблем в мировой банковской
системе и резкого сокращения доступа
к внешней ликвидности. При этом явных
признаков восстановления банковского
сектора пока не наблюдается, а процесс
решения проблем, возникших у банков, судя
по всему, будет долгим.
Следует
отметить, что характер рисков, которым
подвергается страховая отрасль
Казахстана, тот же, что и на других
развивающихся рынках мира. Можно не
сомневаться в том, что международные
страховые и перестраховочные компании
захотят освоить казахстанский рынок
по примеру AIG и Allianz. После устранения
вышеупомянутых деформаций налогообложения
эти серьезные игроки почти наверняка
нацелятся на самые привлекательные, крупные
риски энергетических и добывающих предприятий
страны. Эта «угроза» может считаться
таковой лишь условно: по сути дела, ее
появление будет означать, что в Казахстане
создается нормальный конкурентный рынок,
а вообще, присутствие крупных страховщиков-нерезидентов
должно пойти на пользу не только эффективно
работающим страховщикам, но и страхователям,
которые чувствительны к ценам, и осведомлены
о рисках.
Что касается
риска, связанного с непрозрачными
системами учета и отчетности,
используемыми ФПГ, то и он должен уменьшиться
после устранения существующих особенностей
налогообложения. Когда это произойдет,
откроются возможности для развития страхования
на более сильной экономической основе,
что, в свою очередь, позволит повысить
качество публикуемой отчетности до уровня,
позволяющего составить представление
о реальной эффективности страховщика.
Кроме того, устранение указанных перекосов
должно подтолкнуть ФПГ к продаже хотя
бы части акций своих страховых дочерних
компаний и, следовательно, расширению
их акционерной структуры. Хотя новые
акционеры, скорее всего, будут миноритариями,
можно предположить, что они потребуют
повышения информационной прозрачности
компаний, в которые вложены их средства.
В отчете
Standard & Poor's говорится, что само правительство
Республики Казахстан, вероятно, не станет
напрямую участвовать в капитале страховщиков-резидентов,
но его уполномоченный агент, АФН, несомненно,
будет и дальше строго контролировать
как тенденции в страховой отрасли, так
и деятельность отдельных страховщиков.
Однако косвенное влияние правительства
на страховой рынок будет весьма ощутимым.
Инструментами влияния станут прежде
всего характер и время проведения реформы
налогового режима, но также степень общей
государственной поддержки казахстанской
экономики, от которой будет зависеть
активность страховщиков. Опыт показывает,
что ситуация в банковском секторе во
многом зависит от способности правительства
контролировать процентную ставку и обменный
курс.
Информация о работе Страхование в Казахстане - состояние и перспективы