Страхование авиационных и космических рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:25, реферат

Описание работы

Авиационное страхование- это комплексная отрасль страхования, включающая в себя следующие подотрасли:
Страхование рисков авиационного предприятия (авиакомпании);
Страхование ответственности за продукт в авиации.
При более широком подходе сюда же можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.
Авиационное страхование возникло в начале ХХ столетия, но достигло подлинного расцвета после Второй мировой войны по мере развития гражданской авиации, увеличения парка воздушных судов и объема перевозок.

Работа содержит 1 файл

страхование авиационных и космических рисков.docx

— 29.26 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» 
 
 
 
 
 
 

     «Страхование  авиационных и космических рисков» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

                                                                       студентка финансового факультета 

                                                                                                                  гр. 2405

                                                                Мардини С.С. 
 
 
 
 
 
 

Москва,  2011 г.

     Страхование авиационных и  космических рисков

     Авиационное страхование- это комплексная отрасль страхования, включающая в себя следующие подотрасли:

  • Страхование рисков авиационного предприятия (авиакомпании);
  • Страхование ответственности за продукт в авиации.

     При более широком подходе сюда же можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных  транспортных средств, их узлов и  деталей.

     Авиационное страхование возникло в начале ХХ столетия, но достигло подлинного расцвета после Второй мировой войны по мере развития гражданской авиации, увеличения парка воздушных судов  и объема перевозок.

     Спецификой  авиационного страхования является его катастрофическая природа и  нередко огромные размеры наступающих  убытков. Это обстоятельство означает, что заниматься данным видом страхования  могут только крупные страховщики, но и они предпочитают делать это  сообща, через страховые пулы. Кроме  того, договор страхования обычно носит форму комбинированного полиса, т. е. включает страхование как самих  воздушных судов (авиакаско), так и разнообразных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

     Страхование космических рисков – новая, развивающаяся  отрасль страхования, появившаяся  в последней трети ХХ века. Это  комплексная отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих  на различных этапах осуществления  космической программы.

     Страхование рисков авиакомпании включает:

  • Различные виды имущественного страхования (прежде всего каско);
  • Страхование гражданской ответственности;
  • Страхование экипажа;
  • Страхование рисков, связанных с наличием собственной службы эксплуатации, ангаров для стоянки самолетов  и т.д.

     В числе видов имущественного страхования  самый важный – это каско- страхование авиационных транспортных средств. 

     Возникновение и развитие

     Страхование ракетно –космических рисков началось в 1965 г., когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата. Особенностью первых договоров по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе, т.е. непокрываемой части ущерба  по первому страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка называлась «привилегия на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и благодаря этой оговорке страховые выплаты не были произведены.

     С 1975 г. страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться без привилегий, покрытие было расширено за счет включения рисков, связанных с производством космических объектов и их функционированием на рабочей орбите.

     В настоящее время уже накоплен опыт по страхованию ракетно- космической техники на всех этапах ее изготовления  и эксплуатации, однако этот вид страхования продолжает оставаться сложным из-за специфических особенностей космической индустрии. Во-первых, это большая капиталоемкость отрасли: на запуск некоторых геостационарных спутников требуется более 300 млн долларов, включая стоимость ракеты-носителя. Это означает, что страховые суммы велики и необходимо размещение риска у многих страховщиков. Во-вторых , ракеты и космические аппараты непрерывно совершенствуются в сторону увеличения мощности и длительности работы. Это делает затруднительным сопоставление статистических данных по страховым случаям. В –третьих, период проектирования, изготовления и запуска спутников составляет от полутора до трех и более лет, что требует использования долгосрочных договоров страхования. В- четвертых, статистика аварийности показывает, что показатель конструктивной полной гибели космических аппаратов растет и достигает 50-75 %. Поэтому страховая сумма обычно принимается равной стоимости замены космического аппарата. В России страхование космических рисков практикуется с начала 90-х гг. после принятия Закона РФ «О космической деятельности».

     В настоящее время в мире широко распространена практика страхования  коммерческих спутников связи, как  телекоммуникационных, так и научных. Страхователями являются владельцы  космической техники, страхующие свои имущественные интересы. Космические  объекты, запускаемые по государственным  военным программам, страхуются редко  и в нашей стране, и за рубежом.

     Для российских страховщиков  традиционные сложности рассматриваемого вида страхования  усугубляются, следующими причинами:

  • Отсутствием наработанных методов оценки рисков и определения страховых сумм и тарифных ставок, а также ограниченностью статистической базы;
  • Недостаточной емкостью страхового рынка  и финансовых ресурсов российских страховщиков, что вынуждает их прибегать к помощи иностранных перестраховщиков;
  • Несовершенством законодательной базы в сфере страхования ракетно- космической техники.

     В настоящее время готовится проект закона «О порядке и условиях проведения обязательного страхования космической  деятельности в РФ». Космическим  страхованием  в России занимается небольшое число отечественных  компаний, самыми крупными из которых  являются «Ингосстрах», «Мегарус», «Мегус», «Военно- страховая компания». 

     Виды  и объекты страхования

     В качестве объектов страхования космической техники выделяют:

  1. спутники (автоматические космические аппараты всех направлений);
  2. ракеты- носители;
  3. пилотируемые космические корабли;
  4. орбитальные станции и др.

     страховое покрытие распространяется также на наземные инженерные сооружения, предназначенные для доставки космических объектов на космодромы, запусков и выведения ракетно- космических аппаратов на орбиту и управления паллетами. К ним относятся:

  1. средства доставки ракет, спутников и других объектов на космодром;
  2. инженерные сооружения, включая стартовые комплексы;
  3. установки, предназначенные для проверки на космодроме всех элементов ракетно- космических комплексов, их сборки и подготовки к запуску;
  4. центр управления искусственными спутниками Земли и прочее.

     Страховое покрытие распространяется также на жизнь и здоровье космонавтов, участвующих в программах, и персонала, обслуживающего космические комплексы. Защите подлежит гражданская ответственность за ущербы, которые могут быть нанесены имущественным интересам третьих лиц и объектам окружающей среды.

     В комплексе космических рисков рассматриваются  также косвенные финансовые ущербы (финансовые риски), возникшие из-за технических неисправностей элементов космических объектов, а также политические риски , которые могут повлечь задержки в реализации космической программы, а иногда и ее отмену.

     Таким образом, страхование космической  деятельности- это комплексная отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих при осуществлении космической программы в период времени от начала проектирования ракет и спутников до окончания их функционирования на орбите.

     Основными этапами космической программы  являются следующие:

  1. проектирование ракетно-космической техники;
  2. производство космических аппаратов;
  3. предпусковая фаза;
  4. запуск космических объектов и ввод их в эксплуатацию;
  5. работа на орбите.

     Распределение ответственности по отдельным этапам программы выглядит следующим образом:

  1. ответственность по большинству рисков до запуска, за некоторым исключением, обычно несут подрядчики;
  2. за риски на орбите ответственность несет собственник спутника или другого космического аппарата;

     Все указанные лица являются страхователями: изготовитель спутника страхует стоимость  спутника; фирма, осуществляющая запуск,- стоимость запуска, владелец спутника- его работу на орбите.

     Космическое страхование предлагает следующие  возможности:

  1. страхование до запуска: покрываются риски транспортировки и монтажа, включая возгорание двигателя;
  2. страхование запуска: покрываются имущественные ущербы и функциональные нарушения в спутниках, которые возникают на стадии запуска, включая подготовительные работы на стартовой площадке и испытания;
  3. страхование на орбите, включающее риски полного или частичного уничтожения спутника или утраты его функциональных способностей.

     На  этапах проектирования и производства ракетно- космических аппаратов применяются те же виды страхования, что и при страховании любой другой техники и строительных рисков: от систематических бедствий, ошибок в проектировании, нарушения технологических циклов, утраты и повреждения грузов при перевозке, ущербов в ходе наземных испытаний космических аппаратов и др.

     Страхование ответственности за поставку продукции  для космических полетов предлагает страховую защиту для личных и  имущественных ущербов. Обычно в  европейской страховой практике предлагаются 2 варианта страхования. Первый вариант выбирают поставщики продукции, которая монтируется  в спутники. При этом не страхуются ракетоносители и риски, связанные  с запуском. Второй вариант предназначен для поставщиков узлов и деталей космических кораблей. Он предлагает совместное страхование имущественных ущербов, которые могут возникнуть на космическом корабле вплоть до момента открытия фанговых стволов при стартовом процессе на ракетах-носителях.

     Основные  виды страхования космической программы:

  • Страхование финансовых рисков;
  • Страхование политических рисков;
  • Личное страхование:
    1. членов экипажа;
    2. обслуживающего персонала.
  • Страхование гражданской ответственности:
    1. одних участников программы перед другими;
    2. перед третьей стороной;
    3. за ущерб окружающей среде.
  • Страхование от ущербов:
  1. )предприятий космической отрасли:
    1. на этапе производства
    2. на этапе наземной поставки
    3. на этапе запуска на орбиту
  1. )космической техники:
    1. в стадии проектирования
    2. в стадии технологического процесса
    3. при хранении и транспортировке
    4. в период осуществления запуска
    5. в период работы на орбите

На  случай осуществления страхового события  в договоре может быть оговорено  право участия эксперта страховой  компании в работе межведомственной комиссии по анализу причин происшедшей аварии космического объекта.

Информация о работе Страхование авиационных и космических рисков