Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:25, реферат
Авиационное страхование- это комплексная отрасль страхования, включающая в себя следующие подотрасли:
Страхование рисков авиационного предприятия (авиакомпании);
Страхование ответственности за продукт в авиации.
При более широком подходе сюда же можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.
Авиационное страхование возникло в начале ХХ столетия, но достигло подлинного расцвета после Второй мировой войны по мере развития гражданской авиации, увеличения парка воздушных судов и объема перевозок.
ГОУ ВПО
«Российский
экономический университет имени Г.В.
Плеханова»
«Страхование
авиационных и космических
Выполнила:
Москва, 2011 г.
Страхование авиационных и космических рисков
Авиационное страхование- это комплексная отрасль страхования, включающая в себя следующие подотрасли:
При более широком подходе сюда же можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.
Авиационное страхование возникло в начале ХХ столетия, но достигло подлинного расцвета после Второй мировой войны по мере развития гражданской авиации, увеличения парка воздушных судов и объема перевозок.
Спецификой авиационного страхования является его катастрофическая природа и нередко огромные размеры наступающих убытков. Это обстоятельство означает, что заниматься данным видом страхования могут только крупные страховщики, но и они предпочитают делать это сообща, через страховые пулы. Кроме того, договор страхования обычно носит форму комбинированного полиса, т. е. включает страхование как самих воздушных судов (авиакаско), так и разнообразных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.
Страхование космических рисков – новая, развивающаяся отрасль страхования, появившаяся в последней трети ХХ века. Это комплексная отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих на различных этапах осуществления космической программы.
Страхование рисков авиакомпании включает:
В
числе видов имущественного страхования
самый важный – это каско- страхование
авиационных транспортных средств.
Возникновение и развитие
Страхование ракетно –космических рисков началось в 1965 г., когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата. Особенностью первых договоров по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе, т.е. непокрываемой части ущерба по первому страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка называлась «привилегия на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и благодаря этой оговорке страховые выплаты не были произведены.
С 1975 г. страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться без привилегий, покрытие было расширено за счет включения рисков, связанных с производством космических объектов и их функционированием на рабочей орбите.
В настоящее время уже накоплен опыт по страхованию ракетно- космической техники на всех этапах ее изготовления и эксплуатации, однако этот вид страхования продолжает оставаться сложным из-за специфических особенностей космической индустрии. Во-первых, это большая капиталоемкость отрасли: на запуск некоторых геостационарных спутников требуется более 300 млн долларов, включая стоимость ракеты-носителя. Это означает, что страховые суммы велики и необходимо размещение риска у многих страховщиков. Во-вторых , ракеты и космические аппараты непрерывно совершенствуются в сторону увеличения мощности и длительности работы. Это делает затруднительным сопоставление статистических данных по страховым случаям. В –третьих, период проектирования, изготовления и запуска спутников составляет от полутора до трех и более лет, что требует использования долгосрочных договоров страхования. В- четвертых, статистика аварийности показывает, что показатель конструктивной полной гибели космических аппаратов растет и достигает 50-75 %. Поэтому страховая сумма обычно принимается равной стоимости замены космического аппарата. В России страхование космических рисков практикуется с начала 90-х гг. после принятия Закона РФ «О космической деятельности».
В настоящее время в мире широко распространена практика страхования коммерческих спутников связи, как телекоммуникационных, так и научных. Страхователями являются владельцы космической техники, страхующие свои имущественные интересы. Космические объекты, запускаемые по государственным военным программам, страхуются редко и в нашей стране, и за рубежом.
Для российских страховщиков традиционные сложности рассматриваемого вида страхования усугубляются, следующими причинами:
В
настоящее время готовится
Виды и объекты страхования
В качестве объектов страхования космической техники выделяют:
страховое покрытие распространяется также на наземные инженерные сооружения, предназначенные для доставки космических объектов на космодромы, запусков и выведения ракетно- космических аппаратов на орбиту и управления паллетами. К ним относятся:
Страховое покрытие распространяется также на жизнь и здоровье космонавтов, участвующих в программах, и персонала, обслуживающего космические комплексы. Защите подлежит гражданская ответственность за ущербы, которые могут быть нанесены имущественным интересам третьих лиц и объектам окружающей среды.
В комплексе космических рисков рассматриваются также косвенные финансовые ущербы (финансовые риски), возникшие из-за технических неисправностей элементов космических объектов, а также политические риски , которые могут повлечь задержки в реализации космической программы, а иногда и ее отмену.
Таким образом, страхование космической деятельности- это комплексная отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих при осуществлении космической программы в период времени от начала проектирования ракет и спутников до окончания их функционирования на орбите.
Основными этапами космической программы являются следующие:
Распределение ответственности по отдельным этапам программы выглядит следующим образом:
Все указанные лица являются страхователями: изготовитель спутника страхует стоимость спутника; фирма, осуществляющая запуск,- стоимость запуска, владелец спутника- его работу на орбите.
Космическое страхование предлагает следующие возможности:
На этапах проектирования и производства ракетно- космических аппаратов применяются те же виды страхования, что и при страховании любой другой техники и строительных рисков: от систематических бедствий, ошибок в проектировании, нарушения технологических циклов, утраты и повреждения грузов при перевозке, ущербов в ходе наземных испытаний космических аппаратов и др.
Страхование
ответственности за поставку продукции
для космических полетов
Основные
виды страхования космической
На случай осуществления страхового события в договоре может быть оговорено право участия эксперта страховой компании в работе межведомственной комиссии по анализу причин происшедшей аварии космического объекта.
Информация о работе Страхование авиационных и космических рисков