Способы снижения риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска:
♦ диверсификацию;
♦ распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям):
♦ страхование;
♦ хеджирование;
♦ резервирование средств;
♦ покрытие непредвиденных расходов.

Работа содержит 1 файл

15 lдекабря 2010г..doc

— 50.50 Кб (Скачать)

4.Способы  снижения риска

Высокая степень  риска проекта приводит к необходимости  поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами  применяют следующие способы  снижения риска:

♦          диверсификацию;

♦          распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям):

♦          страхование;

♦          хеджирование;

♦          резервирование средств;

♦          покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов снижения риска. Диверсификация. Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т. е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Применение фирмой диверсифицированного портфельного подхода  на рынке ценных бумаг (комбинация разнообразных ценных бумаг) позволяет максимально снизить вероятность недополучения .. дохода. Диверсификация предусматривает два основных способа управления рисками — активный и пассивный.

Активное управление представляет собой составление прогноза размера возможных доходов по основной хозяйственной деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов.

Активная тактика  фирмы по продвижению продукции  предполагает, с одной стороны, пристальное  отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, — максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.

Пассивное управление предусматривает создание неизменного  рынка товаров с определенным уровнем риска и стабильное удерживание  своих позиций в отрасли. Пассивное  управление характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем концентрации объемов работ.

Распределение риска между участниками  проекта. Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство  подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется при разработке финансового плана и контрактных  документов.

Как и анализ риска, его распределение между  участниками проекта может быть качественным и количественным.

Качественное  распределение риска подразумевает, что участники проекта принимают  ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных  инвесторов. Чем большую степень  риска участники намереваются возложить  на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь к финансированию проекта опытных инвесторов.

Поэтому участникам проекта рекомендуется при ведении  переговоров проявлять максимальную гибкость в вопросе о том, какую  долю риска они согласны на себя принять. Желание обсудить вопрос о принятии на себя участниками проекта большей доли риска может убедить опытных инвесторов снизить свои требования.

  Страхование. Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании.

Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: 

страхование риска  подрядного строительства;

- страхование  морских грузов;

- страхование  оборудования, принадлежащего подрядчику. Страхование от несчастных случаев включает:

- страхование  общей гражданской ответственности;

- страхование  профессиональной ответственности.

Страхование морских  грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых перевозимых по морю или воздушным транспортом строительных грузов. Страхование охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза страхуется применительно ко всему процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.

Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью.

Эта форма страхования  обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто  применяется для защиты от последствий физического повреждения транспортных средств. Страхование общей гражданской ответственности является формой страхования от несчастных случаев и имеет целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его деятельности третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб или повреждение имущества. Страхование профессиональной ответственности осуществляется только в том случае, когда генеральный подрядчик несет ответственность за подготовку архитектурной части или технической части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг по проекту.

Хеджирование. Для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике используется хеджирование (англ. hedge — ограждать).

Хеджирование  — это процесс страхования  риска от возможных потерь путем  переноса риска изменения цены с  одного лица на другое.

Сделки, предметом  которых является поставка актива, в будущем называются срочными. Сделки, имеющие своей целью немедленную поставку актива, называются спотовыми (кассовыми).

Первое лицо называют хеджером, второе — спекулянтом. На срочном рынке присутствует и третий участник — арбитраже?. Ар-битражер — это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), называется «хедж».

Хеджирование  способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности  воспользоваться благоприятным  развитием конъюнктуры. Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: форвардных, фьючерсных и опционных.

Форвардный контракт — это соглашение между двумя  сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается  вне биржи и обязательно для исполнения.

Фьючерсный контракт — это соглашение между двумя  сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а его исполнение гарантируется расчетной палатой биржи.

Опционный контракт — это соглашение между двумя  сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается  как на бирже, так и вне биржи  и предоставляет право одной из сторон исполнить контракт или отказаться от его исполнения.

Предметом соглашения могут выступать различные активы — валюта, товары, акции, облигации, индексы и другое.

Резервирование  средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Основной проблемой  при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.

При определении  суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка. 
 

3. Минимизация риска.

 Действия по снижению риска, как правило, ведутся в двух направлениях:

• избежание  появления возможных рисков;

• снижение воздействия риска на результаты производственно- финансовой деятельности.

  Избежать риска можно отказом от него. Отказываться от риска желательно на стадии принятия решения. Но для снижения негативного воздействия риска предприятию лучше принимать его на себя. Для этого на предприятии создаются резервные фонды.               Размер резервного фонда выбирают таким образом: средняя годовая сумма потерь за последние три года скорректированная уровнем инфляции.

  Минимизация риска может осуществляться путём его разделения и объединения. Разделение предпочтительнее осуществлять физическим разделением активов (делать вклады в разные банки) или разделением активов по собственности (запись имущества на родственников, другие фирмы). Объединение рисков в основном происходит объединением фирм. При этом партнёров ищут среди тех фирм, которые обладают дополнительной рабочей силой, информацией об особенностях производства и состоянии рынка.

Методы  и пути минимизации  риска следует  разбить на две  группы:

• внешние (по отношению к предприятию);

• внутренние.

Основными внешними методами снижения риска являются

• диверсификация;

• передача риска;

• страхование. 

Основными внутренними методами снижения риска являются

• резервирование средств;

• распределение риска между участниками проекта;

• покрытие непредвиденных расходов.

   Меры по устранению и минимизации риска включают следующие этапы:

  • оценку приемлемости полученного уровня риска;
  • оценку возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);
  • выбор методов снижения (увеличения) рисков;
  • формирование вариантов снижения (увеличения) рисков;
  • оценку целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков.

    После выбора определенного набора мер по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. В случае достаточности осуществляется реализация проекта (принятие оставшейся части риска), в противном случае целесообразно отказаться от реализации проекта и тем самым избежать риска. Характер и содержание перечисленных выше этапов и работ, используемые методы их выполнения в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности и характера возможных рисков. 

2. Этапы реализации  риско-стратегии.

Сам       процесс       разработки       риско-стратегии структурируется на ряд последовательных этапов:

1)         Выявляются      факторы,      увеличивающие     или

уменьшающие  конкретный   вид  риска  при   осуществлении

определенных операций.

2)         Выявленные факторы анализируются с точки зрения силы воздействия на риск.

3)         Оценивается конкретный вид риска.

4)         Устанавливается оптимальный вид риска.

5)         Анализируется отдельные операции с точки зрения соответствия приемлемому уровню риска.

6)         Разрабатываются мероприятия по снижению риска.

Информация о работе Способы снижения риска