Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 01:56, реферат
Страхование, как и собственность, обмен, рынок, является одной из древнейших категорий общественного производства. Смысл этого термина основан на его корневом значении – «страх». Ужас перед стихийными силами природы (наводнения, землетрясения, пожары и т. д.), вызывающими уничтожение имущества, скота, посевов; ужас перед грабителями и разбойниками привел общественный разум к пониманию необходимости создания запасов для устранения отрицательных последствий этих природных и социальных явлений. Однако создание индивидуальных запасов за свой счет было весьма обременительным, поскольку выводило из сферы обращения и потребления значительные средсва.
В страховании используется сегментация по географическому и демографическому признакам, уровню доходов и др.
Сегментация страхового рынка в соответствии с потребностями клиентов обусловливает выделение трех основных типов страховых продуктов – массовые страховые продукты, страховые продукты ограниченного распространения и индивидуальные страховые продукты. [18, с. 580]
Опыт показывает, что универсальные системы сбыта, ориентированные на несколько потребительских групп, как правило, менее эффективны, чем специализированные сбытовые каналы, так как для работы с каждым потребительским сегментом требуется своя система аргументов, подходов и навыков.
Основным условием развития страхового рынка, расширения страховых услуг, повышения их качества и эффективности страховых операций является конкуренция. Она представляет неотъемлемую составляющую часть системы рыночных отношений в стране. Конкуренция в страховании — экономическое соперничество страховщиков за определенный сегмент страхового рынка и заключение выгодных договоров страхования или перестрахования. Она служит формой экономической связи между страхователем и страховщиком. Наличие конкуренции страховщиков обеспечивает возможность выбора договора страхования для страхователя и тем самым усиливает действие факторов развития страхования.
Конкуренция
в страховании относится только
к проведению добровольных видов страхования.
Обязательное страхование осуществляется
вне конкуренции и не влияет на монополизацию
страхового рынка. Конкуренция позволяет
страхователям выбрать соответствующих
страховщиков для заключения договоров
страхования на условиях, наиболее полно
отвечающих их интересам. С другой стороны,
она стимулирует страховые компании разрабатывать
и внедрять новые виды страхования, постоянно
их совершенствовать, изменять тарифную
политику с учетом изменяющихся потребностей
конкретных групп страхователей, а также
повышать качество страховых услуг и информационно-
Различают
ценовую и неценовую
В основе ценовой конкуренции находятся тарифные ставки, по которым предлагаются различные виды страхования и системы оплаты страховых услуг. Снижение тарифной ставки является основным методом конкурентной борьбы страховщиков и привлечения потенциальных страхователей. В современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в основном разделены между рядом крупных страховых компаний, диктующих свои условия страхования, ценовая конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами для соперничества с гигантами страхового бизнеса.
Неценовая конкуренция выдвигает на передний план дополнительные сервисные услуги страховщиков своим клиентам, такие, как преимущественное право приобретения акций страховой компании, бесплатные консультации юридического характера и др. Например, при добровольном страховании автогражданской ответственности к неценовой конкуренции относятся предложения следующего расширенного спектра услуг: эвакуация с места аварии; доступ к «горячей линии» для консультаций; предоставление клиенту «подмененного» автомобиля на время ремонта и т. п.
Одним из основных методов неценовой конкуренции является реклама страховых продуктов. Цель рекламы - способствовать заключению новых и возобновлению ранее действовавших договоров страхования. С помощью рекламы страховые компании стремятся создать престижный имидж своей организации и выделиться среди других страховщиков.
К незаконным методам ценовой конкуренции относятся шпионаж, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации страхового дела, подлог страховых свидетельств. [18, с. 583]
Выделяют
экономические и
Страхование нуждается как в общепринятых, так и в особых методах государственного регулирования, так как любая конкуренция базируется на юридическом и экономическом фундаменте. Сочетание конкуренции и государственного регулирования страхового дела необходимо также для стимулирования развития его в сферах, где нет надежды на существенную прибыль (страхование урожая, экологических рисков и т. д.). Конкурирующие организации, исходя из своих интересов, отдают приоритет менее трудоемким и более дорогим видам страхования, операциям с пониженным риском и высоким финансовым результатом.
Таким образом, страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по купле-продаже страховой услуги, выражающейся в защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных средств (взносов, премий) страхователей.
Для страхового рынка сегодня характерны: широкий спектр видов страхования, элементы конкуренции, обширный круг законодательных, нормативно-правовых положений и требований, разнообразие правил и условий страхования; новые взаимоотношения с иностранными страховыми компаниями; особая система государственного контроля за деятельностью страховщиков и др.
Степень развитости страхового рынка отражает финансовый потенциал государства и экономическую устойчивость системы в целом.