Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 01:56, реферат
Страхование, как и собственность, обмен, рынок, является одной из древнейших категорий общественного производства. Смысл этого термина основан на его корневом значении – «страх». Ужас перед стихийными силами природы (наводнения, землетрясения, пожары и т. д.), вызывающими уничтожение имущества, скота, посевов; ужас перед грабителями и разбойниками привел общественный разум к пониманию необходимости создания запасов для устранения отрицательных последствий этих природных и социальных явлений. Однако создание индивидуальных запасов за свой счет было весьма обременительным, поскольку выводило из сферы обращения и потребления значительные средсва.
1 Содержание и структура страхового рынка
Страхование, как и собственность, обмен, рынок, является одной из древнейших категорий общественного производства. Смысл этого термина основан на его корневом значении – «страх». Ужас перед стихийными силами природы (наводнения, землетрясения, пожары и т. д.), вызывающими уничтожение имущества, скота, посевов; ужас перед грабителями и разбойниками привел общественный разум к пониманию необходимости создания запасов для устранения отрицательных последствий этих природных и социальных явлений. Однако создание индивидуальных запасов за свой счет было весьма обременительным, поскольку выводило из сферы обращения и потребления значительные средсва. Вероятно, в результате поиска способов, обеспечивающих защиту интересов сообществ людей, родилась и поговорка «С миру по нитке – голому рубаха», основанная на солидарной раскладке причиненного вреда между всеми заинтересованными членами сообщества. Причем увеличение числа участвующих в создании этих запасов (резервов) уменьшало вклад каждого из них [9, с. 412].
Страховой рынок представляет собой особую социально-экономическую среду, определенную сферу экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.
Страховой рынок можно рассматривать как:
Обязательные условия существования страхового рынка:
В связи с этим выделяют рынок страховщика и рынок страхователя.
Страховой рынок — это сфера специфических экономических отношений, складывающихся между страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями), нуждающимися в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их материальных, нематериальных ценностей (благ) событий в страховой защите имущественных интересов, и страховщиками, обеспечивающими ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями денежных взносов (страховых премий). [13, с. 228]
Объективной основой развития страхового рынка является необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств.
Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, состоящую из постоянно взаимодействующих и взаимозависящих экономических элементов, отдельных групп участников и субъектов рынка. К составным частям, взаимодействующим в рыночной системе страховых услуг, относятся: страховые продукты, совокупность тарифов и премий, инфраструктура страховщиков, спрос клиентуры, уровень доходности страховых операций и др.
Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправие и партнерство, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.
Страховой рынок формируется из диалектического единства внутренней системы и внешнего окружения, которые непрерывно воздействуют друг на друга в процессе их развития. Внутренняя система полностью управляется страховщиком. Внешнее окружение состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие, и элементов, не поддающихся контролю со стороны страховой организации.
К внутренней системе относятся следующие управляемые переменные: страховые продукты (условия договоров страхования данного вида), система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура страховщика, а также ресурсы: материальные, финансовые, трудовые, определяющие положение данного страховщика на рынке.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся: рыночный спрос, конкуренция, инфраструктура страховщика. К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся научно-технический прогресс, государственно-политическое окружение (стабильность государственной политики, направленной на поддержку страхования), состояние экономики (численность населения, уровень его жизни, денежно-кредитная система и т.п.), социально-этническое окружение (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.п.), конъюнктура мирового страхового рынка. [12, с. 48]
В структурном плане страховой рынок может быть представлен в трех аспектах: организационно-правовом, территориальном и отраслевом.
В организационно-правовом аспекте страховой рынок представлен акционерными, частными, взаимными, государственными страховыми компаниями. . |
Акционерная страховая компания — это негосударственная организационная форма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества. Уставный капитал акционерного общества формируется в виде акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить финансовый потенциал страховой организации. Акционерные страховые общества преобладают на страховых рынках развитых стран.
Частные страховые компании принадлежат одному собственнику или его семье. Например, английская корпорация «Ллойд», является объединением физических лиц и создает необходимые предпосылки для страховой деятельности своих членов, которые выступают на страховом рынке от своего имени.
Общества взаимного страхования представляют собой особую негосударственную организационную форму, выражающую договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования.
Государственные
страховые организации
В территориальном аспекте страховой рынок представлен национальным, региональным и мировым рынком. Национальный страховой рынок – сфера деятельности страховых организаций в отдельной стране. Институционально национальный страховой рынок состоит из страховых компаний, специализированных перестраховочных организаций, национальных страховых ассоциаций и страховых брокеров. Страховая деятельность на национальном рынке осуществляется в рамках национального страхового законодательства, контроль за исполнением которого возложен на орган государственного страхового надзора.
Региональный страховой рынок объединяет страховые организации отдельных регионов страны, связанных между собой тесными интеграционными связями. Так, в США крупнейшим региональным рынком является Североамериканский страховой рынок, в РФ — страховой рынок Центрального федерального округа.
Международный страховой рынок — совокупность национальных и региональных рынков страхования. В узком смысле слова, в качестве международного рынка выступают локальные страховые рынки, характеризующиеся высоким удельным весом международных страховых операций (Нью-Йорк, Лондон, Цюрих). Например, Лондонский международный страховой рынок — крупнейший международный рынок торговли страховыми крупными внешними рисками, не относящимися к страхованию жизни. Он представляет собой уникальную концентрацию страховых и перестраховочных компаний. По каналам перестрахования и через страховых брокеров крупные риски распределяются между многими национальными и региональными страховыми рынками. Тем самым, перестрахование позволяет компенсировать колебания и сокращать потенциал ущерба. В целях согласования интересов и решения общих проблем страховых организаций действуют международные страховые союзы, например международный союз страховщиков технических рисков, Международный союз морских страховщиков и др. [18, с. 576]
С точки зрения сфер обслуживания местные страховые рынки именуются еще внутренними, национальные — внешними, а мировые — глобальными.
Основными составляющими внутреннего страхового рынка являются материальные и финансовые ресурсы страховой организации. Главными задачами внутреннего рынка являются формирование спроса на страховые услуги (маркетинг и реклама), заключение договоров и продажа страховых полисов, проведение целесообразной и гибкой тарифной политики, регулирование собственной инфраструктуры. Организация и проведение гибкой тарифной политики являются одной из главных составляющих внутренней рыночной системы. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным страхователям.
Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие (экономическая политика государства, инфляционное состояние финансов, курс валюты и др.).
Рынок как система, в которой взаимодействуют внутренние и внешние силы, может быть представлен в виде спирали, которая раскручивается вокруг потенциальных потребителей страховых услуг и отражает динамику внешних и внутренних сил в их взаимодействии. Эта система не является замкнутой, так как составляющая внешнего окружения (мировой страховой рынок) может быть практически неограниченной. Каждый виток спирали представляет собой соответствующий уровень страхового рынка и его воздействие на потенциального потребителя страховых услуг. [1, с. 85]
По отраслевому признаку различают рынок личного страхования, рынок страхования имущества, рынок страхования ответственности и рынок страхования финансовых рисков. В свою очередь, каждый из этих рынков состоит из отдельных сегментов.
Участниками страхового рынка выступают:
Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Потребительская ее стоимость характеризуется обеспечением страховой защиты в форме страхового покрытия. Цена страховой услуги выражается в установлении тарифной брутто-ставки, которая формируется на основе актуарных расчетов с учетом спроса и предложения на рынке. Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности финансовых взаимоотношений страховщика и страхователя; верхняя граница — экономическими интересами страховой компании. Факторами ценообразования являются величина и структура страхового портфеля, качество инвестиционной деятельности, размер управленческих расходов, прибыль и уровень рентабельности страховых операций. [18, с. 576]
Страховой рынок охватывает разные страховые интересы, запросы различных субъектов хозяйствования и множества граждан – потребителей страховых услуг. В связи с этим в интересах страховых компаний постоянно осуществляется сегментирование страхового рынка. Сегмент рынка – определенная группа потребителей страховых услуг, имеющая общие характеристики и параметры страхования с позиций страховщика.