Содержание и функции государственного страхового надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:48, реферат

Описание работы

Рыночная экономика основывается на свободе выбора граж¬дан. В принципе каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую - на накопление. Кроме того, человеку предоставляется свобода за¬ключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общая структура и характеристика страхового рынка……………….….4
2. Страховые компании как часть экономической системы….....................12
3. Содержание и функции государственного страхового надзора………...24
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованных источников……………………………………..…29

Работа содержит 1 файл

страхование ВЭД.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции представительства и определенные страховые опера­ции: заключение и обслуживание договоров страхования.

Филиал (отделение) страховой компании является обособ­ленным подразделением страховщика без права юридического лица. Осуществляет свою деятельность филиал страховой ком­пании на основании положения, утвержденного президентом компании, руководствуется законодательством, нормативными актами, уставом компании, а также решениями общего собрания акционеров, совета директоров, исполнительной дирекции и президента компании. Результаты работы филиала (отделения) отражаются в консолидированном балансе страховой компании.

Аффилированные страховые компании - это акционерные страховые общества, в которых имеется пакет акций меньше контрольного (обычно 5-50%). Аффилированной является так­же одна из двух компаний, выступающая в качестве дочерней компании.

Процесс дальнейшего углубления специализации среди стра­ховщиков привел к образованию ряда перестраховочных компа­ний, осуществляющих «вторичное страхование» наиболее круп­ных и опасных страховых рисков.

Общество взаимного страхования (ОВС) - форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхо­вания одновременно выступает в качестве страховщика и страхо­вателя. Создание обществ взаимного страхования характерно для союзов средних и крупных собственников (домовладельцев, соб­ственников гостиниц и т.д.). Страхователь становится членом общества взаимного страхования, участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год. Страхователям - членам ОВС принадлежат все активы компании. Высшим органом ОВС является общее собрание его членов. Общее собрание избирает правление для оперативного руково­дства страховым делом и ревизионную комиссию, которая про­веряет работу правления и докладывает результаты проверки общему собранию пайщиков ОВС.

Если объем собранной страховой премии значительно пре­высил суммы выплат страхового возмещения и перекрывает рас­ходы на ведение дела и отчисления в запасные и резервные фонды ОВС, то указанная сумма превышения доходов над рас­ходами может быть распределена между участниками ОВС про­порционально внесенному паю. Таким образом, при заключении договора страхования в ОВС страхователь вносит авансовый платеж (страховую премию) и не знает, какую сумму ему при­дется внести дополнительно до конца года. Чтобы устранить эту неопределенность, некоторые ОВС обычно устанавливают огра­ничение ответственности своих членов в пределах шестикратной нормы обычного взноса. Некоторые ОВС содержат в себе эле­менты, свойственные акционерной форме страхования. Напри­мер, имеют временный паевой капитал, который постепенно погашается по мере того, как у ОВС накапливаются за счет опе­раций свободные средства.

В современных условиях в индустриально развитых странах сфера деятельности ОВС концентрируется преимущественно в области личного страхования. "Prudential Insurance Company of America" - это крупнейшее в масштабах США общество взаим­ного страхования. Превышение доходов над расходами ОВС идет в первую очередь на пополнение резервных фондов. Оста­ток средств может быть распределен в форме дивиденда между пайщиками или в форме уменьшенной суммы страховой пре­мии, подлежащей уплате в следующем году. Роль и значение ОВС, действующих на страховом рынке, постоянно возрастают. В США, например, ОВС составляет 6% от общего количества страховщиков, специализирующихся на операциях личного страхования (всего около 200), однако на их долю приходится 42% продаж полисов личного страхования. В Японии общества взаимного страхования являются преобладающей формой орга­низации личного страхования.

Деятельность ОВС обычно подчинена тем же правовым нор­мам, что и акционерных страховщиков. В некоторых странах из­даны специальные законы о деятельности ОВС, где устанавли­ваются объем минимальных резервных фондов, порядок регист­рации этих страховщиков и т.п. Вместе с тем в ряде стран ОВС относятся к числу так называемых бесприбыльных (некоммерческих) организаций, что позволяет использовать ОВС предпринимательскими структурами для минимизации налогов.

Правительственные страховые организации (ПСО) - некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании. Специализируются на страховании от безработицы, страховании компенсаций рабочим и служащим, а также страховании непрофессиональной трудоспособности. В большинстве своем ПСО освобождены от уплаты государственных, федеральных и местных налогов.

Государственная страховая компания - публично правовая  форма организации страхового фонда, организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компаний и обращения имущества в государственную собственность. Создание государственных страховых компаний является формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье. Уникальной формой объединения частных страховщиков служит английская корпорация «Ллойд» (Lloyd's ид Lloyd's of London). Каждый страховщик, именуемый в практике «Ллойда» андеррайтером, принимает страхование на «свой риск» исходя из собственных финансовых возможностей. «Ллойд» как организация не несет юридической ответственности по претензиям, которые могут быть предъявлены к индивидуальным страховщикам в результате их страховой деятельности.              

Все члены «Ллойда» объединены в синдикаты для увеличения финансовых возможностей при приеме рисков на страхование. Каждый член синдиката несет пропорциональную ответственность индивидуально и не отвечает за остальных его членов. Страховая премия и убытки между членами синдиката распределяются пропорционально их финансовым интересам в синдик т.е. Синдикат «Ллойд» имеет свой порядковый номер и обычно носит имя одного из ведущих членов синдиката - агента управляющего.

Синдикат не является юридическим лицом. Это форма oобъединения членов «Ллойда» для совместного ведения дел по cстрахованию и перестрахованию. Состав синдиката остается неизменным в течение одного года (исключая смерть или отставки кого-либо из членов «Ллойда»). Результаты деловой активности синдиката за год оцениваются не ранее чем через два года после завершения данного года. «Ллойд» привлекает весь мир разработанностью условий страхования и доскональной трактовкой на случай происшест­вия. В «Ллойде» преимущественно сконцентрированы четы­ре основных вида страховой деятельно­сти:  морские, не морские, авиационные и автомобильные писки. Морской бизнес охватывает страхование различных рис­ков, связанных с мореплаванием. Не морской бизнес включает выдачу страховых полисов на случай землетрясения, грабежа, потери доходов в результате наступления экстраординарных со­бытий и т.д. Авиационный бизнес обеспечивает страхование всех видов воздушных судов, а также космических летающих объектов (спутников связи и др.). Автомобильный бизнес охва­тывает страхование всех видов дорожного транспорта Соединен­ного Королевства и стран Содружества.

Кэптив (captive) - акционерная страховая компания, обслу­живающая целиком или преимущественно корпоративные стра­ховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйст­вующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп. Кэп­тив может являться дочерней страховой компанией. Преимуще­ства организации кэптива заключаются в большой потенциаль­ной емкости крупного сегмента страхового рынка, который     обслуживается корпоративным страховщиком.

Проникновение конкурирующих страховых компаний в данный сегмент страхо­вого рынка в целях привлечения нового бизнеса крайне затруд­нено или невозможно.

Деятельность кэптива непосредственным образом связана с коммерческими банками, пенсионными и ин­вестиционным фондами, другими финансово-кредитными ин­ститутами, функционирующими в системе многопрофильных концернов или финансово-промышленных групп. Эти финансо­вые и банковские структуры обычно выступают учредителями кэптива. Через систему участия (обмен акций) происходит вза­имное проникновение и оказывается взаимное влияние на про­водимую финансовую политику, тактику и деловую стратегию между кэптивом и остальными финансовыми и банковскими структурами многопрофильных концернов и финансово-промышленных групп.

В Российской Федерации в качестве примера организации Кэптива можно привести страховую компанию «Лукойл», функ­ционирующую в системе нефтяной компании «Лукойл».

Негосударственный пенсионный фонд - особая форма организации личного страхования, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного (обычно пенсионного) возраста.

Негосударственные (частные) пенсионные фонды в странах развитой рыночной экономикой являются не только источнике существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом системы "встроенных стабилизаторов", сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОССУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВОГО НАДЗОРА

Деятельность страховщика коренным образом отличается о деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными не предвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Как уже сказано выше, его величина зависит от ряда факторов (степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного воз действия разрушительных сил природы, стоимости имущества принятого на страхование, и т.д.). Реализация риска, выражения в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер - крупные потери материальных ресурсов и многочисленные человеческие жертвы. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает.

Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и ее платежеспособности по принятым договорным обязательства перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным инсти­тутам. Именно поэтому государство не может находиться в сто­роне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщи­ков, населения и экономики в целом. Основная проблема госу­дарственного страхового надзора - величина резервов, гаранти­рующих платежеспособность страховщика.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы яв­ляется объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизвод­ства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную об­ласть хозяйственного законодательства и административного над­зора; государственное регулирование страхового рынка осуществ­ляется посредством специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и реше­ния возникающих споров. Государство также устанавливает с уче­том интересов всего общества обязательные виды страхования.

Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.

1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, - главная функция. Реги­страцию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его фи­нансовое положение. Западная практика обычно требует пред­ставить рекомендательное письмо от какого-либо известного лица в финансово-кредитной сфере. Не получив официального призна­ния, страховое общество не может функционировать.

Органом государственного страхового надзора акт регистра­ции оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.

2. Обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности про­водится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).

Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

3. Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно финансовой деятельности страховщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Содержание и функции государственного страхового надзора