Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 01:01, реферат
Классификация форм социального страхования, функции, принципы, субъекты , их права и обязанности. Понятия и термины, отражающие порядок формирования финансовой базы социального страхования. Государственное регулирование социального страхования. Источники бюджетов социального страхования.
2 группа стран – страны ФРГ, франция, польша и др где фонды формируются глав образ за счет взносов трудящихся и пред-лей, при минимальном участии госу-ва. Преимущества: гарантируются равные права для населения в оказании мед помощи. Стабильность финансирования системы, так как ОМС яв-ся целевым налогом. 2) п/п принимают прямое участие в формировании стр фондов, они материально заинтересованы «в здоровом работнике» Недостатки: 1)высший уровень адм-хоз расходов 2)недостаточная эффективность регулирования цен.
При частной модели финн-я зд-я достаточным является сбалансированность спроса и предложения 2)широкий выбор мед услуг при высоком уровне качества, высокая восприимчивость к новым тех-ям, высокие доходы мед работников. Недостатки: примерно 15 % населения страны остается без стр-ки изи за высоких стр взносов. 2)высокая зат-ть зд-ния, гипердиагностика и гиперлечение 3)невнимание к профилактическим направлениям (США)
Для неработающего нас-я страховщиками по ОМС явл. органы власти субъектов РФ и МО. Для работающего нас-я страховщиками явл. работодатели.
ФФОМС обеспеч-т ОМС граждан, явл-ся гос. некомерч. учр-м. Функции ФФОМС: аккумулирование части страх. взносов; выравнивание Р ТФОМС; фин-е целевых программ, реализованных в рамках ОМС; разр-ка и утв-е типовых правил ОМС и методич-норм. док-тов; подготовка предписаний о р-ре страх. тарифа.
ТФОМС созд-ся законодат. и исп. органами власти суб. РФ, фин. ср-ва и имущ-во ТФОМС нах-ся в фед. собств-ти. Функции ТФОМС: аккумулир-е части страх. взносов; фин-е ОМС, осущ-го страх. мед. орг-циями; выравнивание фин-х Р МО на ОМС; осущ-е к-ля за полнотой сбора страх. взносов.
Доходы
ФОМС 2009- 119,3 млрд.руб; 2010 г-137,9 млрд.руб.
2011-157,9 млрд.руб
Фонд
социального страхования
ФСС осуществляет свою деятельность в соо-и с положением о ФСС РФ утвержденный постановлением правительства№101 от 12.02.94 г. ФСС явл. специализированным фин-кред. учр-м при Прав-ве РФ и осущ-т свою д-ть в соотв. с Конст-цией, законами РФ, указаниями През-та, постановлениями и распоряжениями Прав-ва. Руководство д-тью фонда осущ. его председатель в 2009г. – Калашников С.
Фонд имеет региональные отделения управляющие средствами соц страх на территории субъектов РФ. Руководство деятельностью фонда осу-ся ее председателем.
Задачи фонда: 1) обеспеч-е выплат, гарантир-х гос-вом пособий: по врем. нетрудосп-ти, по беременности и родам, единовр. пособия женщинам ставшим на учёт в ранние сроки, единовр-го пособия при рождении ребёнка, ежемес. пособия по уходу за ребёнком до достижении им возраста 1,5 лет, соц. пособие на погребение; пос. в связи с труд. увечьем и проф. заболеванием; 2) участие в разр-ке и реализации гос.программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию соц. страхования 3) осущ-е мер, обеспеч-их фин. уст-ть фонда 4)разработка тарифов страховых взносов. 5) реализация работы по подготовке повыш. квалиф. спец-ов для системы гос. соц. страхования, разъясненной работы среди страхователей и населения по вопросам соц. страхования 6) сотрудничество с аналогичными фондами, службами других гос-в и международными орг-ми по вопросам соц. страхования.
Ден. ср-ва фонда явл-ся гос. собст-ю,не входят в состав соотв-их уровней и изъятию не подлежит. Ср-ва фонда формир-ся за счет: страховых ср-в предприятий, учр-ий; страх. взносов предприятий, заним-ся индив, труд. деятельностью, обяз-х уплатить взносы на соц. страх. в соотв. с зак-вом; Д от инвестирования части врем. свободных ср-в фонда, ЮЛ и ФЛ; ассигнований из ФБ на покрытие Р, связ-х с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в следствии Черноб. катастрофы, на др. атом. об-х гражданского,военного назначения и их послед-й; проч. Д.-сумм полученных в установленном порядке за путевки, и средств возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям .
Расходование средств фонда исключительно на цели ус-е зак-вом основными их которых яв-я: 1)выплата пособий 2)санаторно-курортное лечение 3)создание резервов для обеспечения финансовой устойчивости 4)содержание аппарата
.Председатель вносит проект бюджета фонда правительства утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств фонда, руководит деятельностью региональных отделений по исполнению доходной и расходной статей бюджета. В субъектах федерации имеются региональные отделения фонда для контроля за полнотой и своевременной уплатой стр взносов, в фонде создана контрольно-ревизионная служба. Практич работу по СС на каждом п/п осуществляют комиссии или уполномоченные по СС, которые создаются и действуют на основании положения о комиссии по СС утверждаемому каждой орг-й. Региональное отделение фонда проводят непосредственную работу по сбору стр сборов, а также выплате тех пособий, которые не выплачиваются бю-и орган-й.. Региональные отделения имеют филиалы, которые яв-я их обособленными стр-ми под-ми
Д2007-250 млрд руб 2008-306 млрд руб 2009-346 млрд руб 2010 -389 млрд руб
Р 2007-280
млрд руб 2008 – 323 млрд
руб 2009 – 356 млрд
руб 2010 -389 млрд руб
ПФ РФ
ПФ крупнейший соц-ый внебюдж-ый фонд и самая эффективная система оказания соц. услуг в РФ от 15.12.01 г. «Об обяз. пенс. страх в РФ» уст-но, что ПФ явл. страх-ком в сфере обяз. пенс. страх-ия и представляет соб. гос. учр-е.
Гос-во несет субсидиарную ответс-ть по обязательствам ПФ перед застрах-ми лицами. Страх. риском в пенс. страх. явл-ся утрата застрах-ым лицом в рез-те наступления страх. случая своего заработка.
ПФ вып-ет ряд.значим.ф-ций:
1-учет.
страх-ых ср-в, поступ-х по
2-назначение и выплата пенсий (по старости, инвалидности, по случ. потери кармильца, по гос. пенс. обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, соц. пенсии, пенсии гос. служащих.);
3-назначение
и реализация соц-х выплат отд-
4-персонифиц. учет уч-ов системы ОПС (≈63 млн плательщиков);
5-взаимодействие с работодателями страх. взносов (≈6,2 млн. ЮЛ);
6-выдача
сертификатов на получение
7-упарвление ср-вами ПС, в т.ч. накопительной частью труд. пенсии, которое осущ-ся через гос. упр.компанию (ГУК) и част. упр. комп. (ЧУК);
8-реализация программы гос. софинансирования пенсии.
Д ПФ в 2008 г.=2,73 трл. руб, Р=2,36 трл.руб. На 2009 г. =3,3 трл.руб, а Р=3 трл. руб (прогноз).
Правовую основу ПС сост-ют следующие нормативные акты:
1-ФЗ от 15.12.01 г. №167-ФЗ «Об ОПС в РФ»;
2-ФЗ от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
3-ФЗ от 15.12.01 г. № 166-ФЗ «О гос. пенс. обеспеч. в РФ» и др.
В соотв. с ФЗ №173 размер трудовой пенсии складывается из 3-х частей и м.б. расч-н по формуле: П=БЧ+СЧ+НЧ
Размер 1)базовой части труд. пенсии уст-ся в твердом размере и диффер-ся в зависимости от возраста (80 лет), от наличия инвалидности 1 группы, а также от наличия и кол-ва нетрудоспособных инвалидов. Финансируется за счет ср-в ФБ с 1авг. 2003 размер-598 руб, с 1.08.04-660 руб., с 1.10.08-1260 руб, 2009-1950 руб.,2008-1794 руб.
2)Страховая часть зависит от величины пенсионного капитала и периода дожития (19 лет=228 месяцев) Финансируется из бюджета ПФ за счет уплаченных стр взносов. СЧ=ПК(пенс.кап.)/Т ,где ПК-сумма всех страх. взносов,выпл-х работодателем в ПФ за застрах. лицо; Т-кол-во месс. ожидаемого периода, выплаты труд. пенс. по старости (установлено закон-вом и составляет 19 лет или 228 мес.)
Накопительная часть опр-ся по формуле: НЧ=ПН/Т, где ПН- сумма пенс. накоплений, застрах-го лица, учтенных в спец. части его индивид-го лицевого счета, и вкл-щая:
а)перечисления работодателем за застрахов-ое лицо в накоп. часть труд. пенс.
б)Д каждого застрах-го,получ-е от инвестирования накоп. части его трудовой пенсии.
Упр-ие пенс. накоплениями граждан по их выборы может осущ-ть либо гос-ая (внешэкономбанк), либо спец. отобранная ЧУК.
В ФЗ от 24.07.02 № 111-ФЗ «Об инвестировании ср-в для финансирования накопительной части труд. пенсии в РФ» определены правила капиталовложений, объекты инвестирования и структура инвест. портфеля.
Обзор ПС Зарубежных стран
Страны предоставляют выплаты по соц. обеспечению очень разными способами, отражающими различия в уровне их развития и историческом опыте. Различия также отражают специфику политической философии стран и культуры с точки зрения семьи, работодателей, рынка капиталов и Правительства. Система соц. обеспечения действуют в 172 странах. В связи с разнообразием способов орг-ции пенс. обеспечения необходимо рассмотреть что же составляет эту систему. Основным элементом системы пенсионного обеспечения по старости явл. обяз-ый ее характер. Разнообразие систем представлено в табл:
№ | Тип системы | Тип формулы | Отнош-е к накопл-ю | Управление | Страны |
1 | Соц. обеспеч. | Установ.выплаты | Солидарные либо частичное накопление | Общественное | Канда, ФРГ, большинство ОЭСР |
2 | Индивид. счета | Установл.взносы | накопление | Частное | Чили др.ЛАС |
3 | Провидентные фонды | Установл.взносы | накопительные | Общественное | Нндия, Кения и др. |
4 | Условно-накопительные | Установл.взносы | накопительные | Общественное | Польша, Швеция |
5 | Возможность выхода из обязат. сист. с альтерн. участием вне гос. ПС | Установ. выплаты или установл. взносы | накопительные | Частное | Колумбия, Япония |
6 | Обязат. пенсии работодателей | Установ. выплаты либо установл. взносы либо «баланс наличности» | накопительные | Частное | Австралия, Швейцария |
7 | Квазиобязат. системы | Установ.выплаты или установл. взносы | накопительные | Частное | Голландия (Швеция, Польша) |
Провидентные фонды - обязат. сберегат. планы, в рамках кот. в основном выплач-ся единовременное пособие. Баланс наличности – это гибрид систем с установленными взносами и с установленными выплатами, а квазиобязат. системы-это организуемые работодателями системы, вытек-ие из контрактных соглашений между профсоюзами и работодателями.
Негосударственные ПФ
Негосуд. ПФ-неком-ие орг-ции соц. обеспечения, учредителями кот. м.б. ФЛ и ЮЛ (наиб.часто это прибыльные и крупные п\п), кот. заинтересованы в обеспеч. дополн. пенсий для своих сотр-ов, могут профинансировать эти Р, но при этом хотят контролировать деятельность той орг-ции, кот-ой они доверяют долгосрочные пенс. ресурсы. Д НГПФ направлены на след. цели:
- пополнение ср-в пенс-х резервов (предназначенных для исполнения обяз-в перед участниками);
- погашение ср-в пенс. накоплений (Д от инвестирования);
- покрытие
Р, связ-ых с обеспечением
- формирование
имущества, предназначенного
НПФ.
Стр-ра органов упр-ия НПФ схожа со структурой управления АО. Высшим органом управления в большинстве НПФ явл. совет фонда - решение стратег. вопр. деятельности, утверждение важн. документов, опр-е инвест. политики и др.
Первоначально исключительным видом деятельности НПФ явл. негос. пенс. страх. (в основном корпоративная).На сегоднешний день это также проф. пенс.страх. и деятельность в качестве страх-ка по ОПС. С 1.01.04 г. НПФ были допущены к системе ОПС. Для этого НПФ необходимо получить лицензию, зарегистрировать страх-е правила и подать заявление о намерении осущ-ть данный вид деятельности.
При этом НПФ д. удовлетворять след. требованиям:
- иметь опыт работы не менее 2 лет;
- иметь
опыт одновр-го ведения не
- иметь
величину денежной оценки
Какие преимущества пол-т застрах. лицо передав пенс. накопления в НПФ:
1- буд.
пенсионер доверяет буд.