Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 01:01, реферат
Классификация форм социального страхования, функции, принципы, субъекты , их права и обязанности. Понятия и термины, отражающие порядок формирования финансовой базы социального страхования. Государственное регулирование социального страхования. Источники бюджетов социального страхования.
1) рекомендации № 67 “Об обеспечении Д” и рекомендации №69 “О мед. обслуживании” установили в кач-ве правовой нормы предоствление населению соц. гарантий и тем самым предопределили формир-е нац. систем соц. стр-я
2) конвенция №102 “Минимальные нормы соц. обеспеч-я”, кот. установила 9 осн. видов соц. стр-я: мед. помощь; пособие по болезни; пособие по безработице; пособие по старости; пособие в случае производств. тяжёлых и проф. заболеваний; семейное пособие; пособие по беременности и родам; пос. по инвалидности; пос. по случаю потери кормильца
3) конвенция № 118 “Равноправие в обл. соц. обеспеч-я”, Конвенция 157 “Сохранение прав в обл. соц. обеспеч-я” – установили что иностранцы и лица без гражданства, работающие по найму подлежат ОСС как и граждане данной страны
4) БК РФ – опр-т общие принципы и правовой статус ГВБФ, а также регламентир-т порядок сост-я и утв-я их б-тов и отчётов об исп-и бюджетов
5) ФЗ №165 “Об основах обяз. соц. стр-я” от 1999 г. – носит раночный хар-р в отнош. всех видов обяз. соц.стр-я. Положение данного закона конкретизир-ся в законах о видах соц. стр-я., «О пенсиях», «Об обязательном медицинском страховании», «О занятости населения».
6) № 125-ФЗ от 24.07.98 «Об основах обязат-го соц. страх-ия для опр-ой сферы»- страх-ия от несч. случ. на пр-ве по проф. забол.
Страх. случ. – это подтвер-ый факт повреждения здоровья и проф. заболевания.
Несчастный случай на пр-ве – это событие, в рез-те кот, застрах-ый получил увечье или др. при исполн. им обязательств по трудовому договору.
Проф. риск – возм-ть утраты здоровья, смерти, связ. с исполн-ем им обяз-ти по труд. договору.
Степень утраты проф. трудосп-ти-это выр-ся в % стойкое снижение способ-ти застрах-го осущ-ть проф. деят-ть.
Проф. страх. осущ: 1) в виде пособия по врем. нетрудоспос-ти 2) в виде страх. выплат: а) единовр-ой страх. выплаты застрах-му или лицам, им-щим право на получ. такой выплаты в случ. его смерти; б) ежемес. страх. выплат застрах-му лицу, либо лицам, им-щим право на получение таких выплат в случаи его смерти 3) в виде оплаты доп-ых Р, связ-ых с повреждением здоровья застрах-го на его медиц., соц-ую и проф. реабилитпцию. Доп. Р, возмещенные страхов-ем может включать доп-ую мед. помощь (сверх. предусмотренного по ОМС), вкл.доп.питание, лекарства, постор. уход за застрах-ым, санаторно-кур. лечение и др.
Правовые нормы функционирования финансовой системы социального страхования.
Установлены ФЗ №165 “Об основах обяз. соц. стр-я” от 1999 г. В соответствии с этим законом бюджеты фондов СС на очередной финансовый год утверждаются ФЗ. В соответствии с законом №165 бюджеты фондов являются полностью автономными и не входят в состав ни федерального, ни в бюджеты субъектов федерации.
Источниками бюджетов являются
1)страховые взносы
2)дотации и др средства федерального бюджета
3)штрафные санкции и пени
4)денежные
средства возмещаемые стр-ам в
результате регрессных
5)доходы
от размещения временно
6)иные поступления не противоречащие действующему зак-ву.
В 2010 г тарифы стр взносов в систему СС будут взиматься в следующих размерах.
Фонды | Тарифы стр взносов | |||
Для орг-й производящих выплаты ф/л | Для с/х организ | Для индивид предприн | Для орг-йимеющих статус резид тех внед зон | |
ПФР | 20,0 | 15,8 | 10,3 | 14,0 |
ФСС | 2,9 | 1,9 | 0,0 | 0,0 |
ФФоМС | 1,1 | 1,1 | 0,0 | 0,0 |
ТфоМС | 2,0 | 1,2 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 26% | 20% | 10,3% | 14,0% |
В
течение 20011-2014г для
плательщиков вып-их
з/пл ф/л прим-ся тарифы
2011-2012 г | 2013-2014 г | |
ПФР | 16 | 21 |
ФСС | 1,9 | 2,4 |
ФФоМС | 1,1 | 1,6 |
ТфоМС | 1,2 | 2,1 |
Итого | 20,2 | 27,1 |
Для с/х производителей
ПФР | 26 |
ФСС | 2,9 |
ФФоМС | 5,1 |
ТфоМС | |
Итого | 34 |
Данные взносы не будут взиматься с суммы з/пл превышающей 415 тыс руб совокупного дохода.
Расходование д/с СС должно осуществляться в соответствии с законами о конкретных видах СС и законами о бюджетах фондов СС. Отчеты об исполнении бюджетов фондов за конкретный год вносятся правительством на рассмотрение федерального собрания и утверждаются ФЗ. Государство выступает не только организатором системы СС, но и ее финансовым гарантом. Законом установлены гос гарантии финн устойчивости системы. В случае нехватки у фондов средств на выплаты стр обеспечения в размерах предусмотренных за-ом недостающей суммы должны выделяться из федерального бюджета в виде дотаций.
ЕСН – предназначен для мобилизации ср-в для реализации права граждан на гос. пенс. и соц. обеспеч-е, а т/же мед. помощь и зачисляемый в ФБ и гос. ВФ.
Сравнит. хар-ка ЕСН и страх. взноса:
1. Целевое
предназначение: страх взнос –
строго целевой хар-р, выплата
пенсий и пособий увяз-ся с
р-ром з/п; ЕСН – обезлич.
хар-р, ориентированный на
2. Эк. природа:
страх взнос – часть
3. Вопросы
собств-ти: страх взнос – принадлежит
застрахованным и их
4. Зависимость
м/у отчислениями и выплатами:
взнос – имеет возмездный хар-
5. Субъекты сбора: взнос – работодатели, раб-ки и гос-во; ЕСН – юр. и физ. лица
6. Порядок
очерёдности платежей: взнос –
первичные платежи с ФОТ; ЕСН
– вторичные после уплаты
ФСС явл. специализированным фин-кред. учр-м при Прав-ве РФ и осущ-т свою д-ть в соотв. с Конст-цией, законами РФ, указаниями През-та, постановлениями и распоряжениями Прав-ва, а т/же в соотв. с Положением о ФСС РФ, утв. Пост.Прав-ва от 12.02.94 г.
Руководство д-тью фонда осущ. его председатель в 2009г. – Калашников С.
Задачи фонда: 1) обеспеч-е выплат, гарантир-х гос-вом пособий: по врем. нетрудосп-ти, по беременности и родам, единовр. пособия женщинам ставшим на учёт в ранние сроки, единовр-го пособия при рождении ребёнка, ежемес. пособия по уходу за ребёнком до достижении им возраста 1,5 лет, соц. пособие на погребение; пос. в связи с труд. увечьем и проф. заболеванием; 2) участие в разр-ке и реализации гос.программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию соц. страхования 3) осущ-е мер, обеспеч-их фин. уст-ть фонда 4) реализация работы по подготовке повыш. квалиф. спец-ов для системы гос. соц. страхования, разъясненной работы среди страхователей и населения по вопросам соц. страхования 5) сотрудничество с аналогичными фондами, службами других гос-в и международными орг-ми по вопросам соц. страхования.
Ден. ср-ва фонда явл-ся гос. собст-ю,не входят в состав соотв-их уровней и изъятию не подлежит. Ср-ва фонда формир-ся за счет: страховых ср-в предприятий, учр-ий; страх. взносов предприятий, заним-ся индив, труд. деятельностью, обяз-х уплатить взносы на соц. страх. в соотв. с зак-вом; Д от инвестирования части врем. свободных ср-в фонда, ЮЛ и ФЛ; ассигнований из ФБ на покрытие Р, связ-х с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в следствии Черноб. катастрофы, на др. атом. об-х гражданского,военного назначения и их послед-й; проч. Д.
Фонд обязательного медицинского страхования
ОМС в РФ осущ-ся в соотв. с законом от 28.06.91 г. № 1499-1 О мед. страх-и граждан в РФ. Объектом мед. страх-я явл. страх. риск, связ. с затратами на оказ-е мед. помощи при возн-и страх. случая. Субъекты – 1)граждане(застрах. Лица), 2)страхователи а)при ОМС- для неработающего населения –исполнительные органы власти субъектов РФ, местная администрация б) при добровольном МС- граждане или п/п представляющие интересы граждан. 3)страх. мед. орг-ции .Ю/л осу-е мед стр имеющие соот-ю лицензию (не входят в систему здр-я). 4) мед. учр-я (ЛПУ)- учреждения оказывающие медицинскую помощь, а также лица осу-е мед дея-ть как инд-ю, так и коллективную и имеющие соо-ю лицензию.
Ср-ва ФФОМС и ТФОМС обр-ся за счёт страх. взносов, ассигн-й из б-тов всех уровней БС, Д от размещ-я временно своб. ден. ср-в и добров. взносов.
В наст. время ОМС на практике в РФ реализ-ся в след. формах: 1) страх. модель – схема наиболее соответствующая закону об ОМС, ср-ва от платежей аккумулир-ся в ТФОМС и после заключения соотв. договоров деньги перечисл-ся в МО, кот. работают с населением и ЛПУ. Данная модель использ-ся в 18 суб.РФ и охват-т более 39% населения страны 2) смешанный вариант – в кач-ве страховщиков выст-т как страх. мед. орг-ции, так и филиалы ТФОМС. Модель использ-ся в 36 суб.РФ и охват-т 45% нас-я страны 3) фондовая модель – СМО – отсутствуют, а всю работу по ОМС проводят только ТФОМС и их филиалы. Работают 16 суб. РФ или 15% нас-я 4) “нулевой” вариант – вып-ся закон только по части сбора страх. взносов на работающих, кот. затем передаются в органы упр-я здр-я. Работают 17 терр-й или 9,2% нас-я. Данная модель не пре-ет участия в ней террит фондов, их филиалов и стр мед орг-й.
На сегодняшний день в различных странах ОМС осущ-ся в разных видах:
1)государственная система
2)страховая
3)частная
В западной европе объем предоставленных мед услуг не зависит от размера взносов в стр фонды. В формировании этих фондов участвуют трудящиеся, предприниматели и государства, однако степень их участия различна в связи с чем можно выделить 2 группы: 1 группа стран – где основная часть фондов формируется государством (Англия,Ирландия,дания- действует государ система мед стр-я.Основана на принципах соц страх, но с преобладанием гос субсидий. Преимущества: 1)жесткая система финн-я яв-я регулирующим фактором стоимости мед услуг. 2)самая высокая доступность мед помощи. Недостатки: 1)мед служба по техническому оснащению и лекарственному обеспечению уступает из за отсутствия дополнительных источников финансирования. Отличается консерватизмом и не может быстро реагировать на возникшие потребности в обществе в мед об-и 2)бюджет зд-я находится в зависимости от экономического состояния страны.