Социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Социальное страхование (как правовая, организационная и финансовая система), оформившееся в конце 90-х годов ХIХ в. в Германии, продемонстрировало свою высокую результативность и впоследствии получило широкое распространение в Западной Европе, а после Второй мировой войны - и в большинстве стран на других континентах.
В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность социального страхования……………………………………4
2. Социальное страхование РФ……………………………………………7
3. Социальное страхование в странах ЕС…………………………………9
4. Социальное обеспечение США………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………1

Работа содержит 1 файл

страхование курсовая.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

Социальное страхование  является основным элементом системы  социальной защиты РФ. По данным 1999 г., средства социального страхования  составляют 69,3% в общем объеме расходов на социальную защиту. В течение  всего периода своего существования  система, социального страхования  удерживает устойчивые позиции в  экономике страны. Объем ее финансовых ресурсов не опускался ниже 8% ВВП, а  в наиболее благоприятном 1997 г. даже достиг 9,7% ВВП. В объеме денежных доходов  населения удельный вес страховых  социальных выплат составляет 10--12%, а  социальных трансфертов и бюджета -- немногим более 3 %. 

Система социального  страхования РФ является государственной, т. е. страховые фонды находятся  в собственности государства. Фонды  социального страхования не ассоциированы  с государственным бюджетом, называются внебюджетными фондами социального  назначения и находятся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных  законодательному органу -- Федеральному Собранию и Правительству РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Социальное страхование в РФ носит для населения всеобщий характер, за исключением страхования временной нетрудоспособности, которое действует только для наемных работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Социальное страхование  в странах ЕС 
 

Современная система  государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы: социальное страхование и социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государственного бюджета. Посредством этих двух форм перераспределяется 28% валового продукта стран -- членов ЕС. 

Во всех странах  превалируют обязательные формы  социальной защиты, основу которой  составляет социальное страхование -- 17,4% к ВВП в рамках всего Европейского союза. Вместе с тем три европейских  государства -- Великобритания, Нидерланды и Франция -- не укладываются в рамки традиционных моделей социальной защиты. 

В Великобритании социальное обеспечение, социальное страхование  и дополнительное личное страхование  имеют приблизительно одинаковое значение.  

В Нидерландах  средства, поступающие по личному  страхованию, уже превысили размеры  государственного социального обеспечения  в 2 раза, а во Франции почти сравнялись. Если принять в расчет не только страховые премии данного года, но и все резервы (накопленные премии), то в Великобритании они превысят среднегодовой объем обязательных форм социальной защиты в 6 раз, в Нидерландах -- в 5, а во Франции -- в 1,4 раза. В целом по ЕС средства, накопленные страховыми компаниями и пенсионными фондами к 1999 г., превысили годовой оборот обязательной социальной защиты в 2 раза. 

Следуя статистике, можно говорить о моделях социальной защиты, ориентированных на развитие коллективных и индивидуальных форм, которые призваны не заменить, а дополнить обязательные элементы. При всей сложности современных структур социальной защиты можно предложить некоторый переходный вариант существующих моделей социальной защиты, который представлен на 2.4. Реальная ситуация такова, что социальное страхование остается на сегодняшний день наиболее распространенным и весомым элементом системы социальной защиты большинства государств. В европейской экономической зоне объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета и в 3 раза -- поступления на дополнительную защиту. 

Включение той  или иной формы социальной защиты в социальное страхование или  в социальное обеспечение определяется в основном особенностями социальной политики в данной стране. Например, помощь семьям с детьми в Германии осуществляется за счет средств государственного бюджета, а во Франции -- за счет фондов социального страхования. Финансовое участие государственного бюджета преобладает только в Дании, тогда как в Нидерландах, Германии, Франции, Бельгии основная часть средств на социальную защиту поступает через социальное страхование. В Скандинавских странах и Великобритании бюджетное финансирование и социальное страхование имеют приблизительно одинаковое значение. 

Системы социального  страхования развитых европейских  стран имеют общие особенности  и демонстрируют схожие тенденции  в своем развитии, несмотря на национальную специфику. Прежде всего, это относится  к функциональной организации социального  страхования, формам его проведения и видам социальных выплат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Социальное обеспечение  США 
 

Система социального  обеспечения США возникла в результате масштабных реформ, проведенных в  середине 1930-х годов.  

Изначально США  были преимущественно аграрной страной - вплоть до 1870 года более половины трудоспособного  населения были фермерами. В последующие  годы индустриализация и урбанизация  создали условия, при которых  рабочие становились более зависимыми от продолжительного потока денег, необходимых  для содержания их семей.  

Традиционно, в  американских деревнях и городах  местные власти осознавали свою обязанность  помогать нуждающимся семьям, которые  были не в состоянии прокормить себя или удовлетворить свои минимальные  потребности с помощью соседей  и родственников. Помощь обеспечивалась, в основном, посредством создания программ по облегчению бедности, работных и благотворительных домов. Со временем, помощь нуждающемуся населению начала оказываться в более организованной форме - путем предоставления денежных пособий определенным категориям нуждающихся.  

Еще до Первой Мировой  войны во многих штатах США действовали  законы о материнских пособиях, которые  давали возможность детям, не получающим отцовского содержания, жить со своими матерями, и избегать приютов. В середине 1920-х годов некоторые штаты  начали первые попытки по созданию системы выдачи пенсий пожилым и  нетрудоспособным гражданам. Постепенно, в условиях высоких темпов индустриализации, штаты и федеральное правительство  осознали необходимость создания системы  социального обеспечения. Во многом, США базировались на опыте Германии, которая первой в мире (в 1883 году при канцлере Отто фон Бисмарке) создала систему государственного социального обеспечения.  

В США, как и  в большинстве индустриальных стран мир, система социального страхования первоначально была введена в виде выплат компенсаций рабочим. В 1908 году был принят первый закон о выплате компенсаций государственным служащим, выполняющим работы, сопряженные с различного рода опасностями. К 1929 году подобные нормативные акты были приняты почти во всех (за исключением четырех) штатах. Данные законы возложили на компании обязательства по выплате компенсаций людям, пострадавшим на рабочих местах или, в случае их смерти, оказания финансовой помощи их семьям.  

В 19-ом веке была основана система пенсионных выплат для некоторых категорий государственных  служащих (в основном, учителей, полицейских  и пожарных), которая получила более широкое распространение к 1920 году. После окончания Первой Мировой войны федеральные власти США предоставили ряд компенсационных пособий лицам, отслужившим в вооруженных силах: денежные компенсации ветеранам, получившим ранения во время военных действий, пенсии вдовам погибших военных, а также безвозмездное предоставление земельных участков. Позднее компенсации производились в виде выделения служебных пенсий и обеспечения домашнего ухода. После Первой Мировой войны были заложены основы полномасштабного обеспечения льгот в области медицинского обслуживания ветеранов.  

Развитие системы  социального обеспечения носило прагматический характер. Любые предложения  об изменениях в системе социального  обеспечения, как правило, являлись попытками решить проблему в какой либо специфической области, и редко носили общенациональный характер. Другая особенность системы социального обеспечения США - высокая степень децентрализации политики в этой сфере. Некоторые программы почти полностью проводятся федеральным правительством, другие - местными органами власти или властями штатов, а некоторые программы представлены совместным участием всех трех уровней управления. Важную роль в деле децентрализации программ социального обеспечения сыграл также частный сектор, который обеспечивает значительную часть программ по предоставлению льгот в области здравоохранения и медицинского обслуживания, пенсионных выплат, пенсий по болезни и страхования жизни.  

Однако беспрецедентный  экономический кризис ("Великая  Депрессия") 1930-ых годов, ставший  причиной невероятно высокой безработицы, показал, что ни правительства штатов, ни местные органы власти, ни частные  компании оказались не в состоянии  позаботиться о нуждающихся гражданах  США. Ситуация требовала кардинального  решения проблемы социального обеспечения  на уровне федерального правительства. Поэтому, начиная с 1932 года федеральное  правительство начало предоставлять, сначала кредиты, а потом и  гранты правительствам штатов с целью  предоставления прямых и трудовых пособий  гражданам. Позднее, в 1935 году, президент  США Франклин РузвельтFranklin Delano Roosevelt предложил на рассмотрение Конгрессу СШАUS Congress проект законодательства о системе социального обеспечения. Данный законодательный проект был основан на рекомендациях, сделанных членами специально созданного Совета по Экономической Безопасности. Вскоре был принят Закон о Социальном Обеспечении, который вступил в силу в августе 1935 года. 

Закон предусматривал создание двух программ общенационального  масштаба по социальному обеспечению  пожилых и безработных. Первая программа  заложила основу федеральной системы  предоставления льгот престарелым и пенсионерам, проработавшим в промышленном и торговом секторах. Вторая программа предусматривала создание системы социального страхования для безработных. Законом также предусматривалось предоставление федеральных грантов штатам для обеспечения реализации программ по поддержке престарелых и инвалидов (в основном, слепых). Закон предусматривал также выделение федеральных грантов для обеспечения детей медицинскими услугами (система просуществовала до 1996 года).  

Программа по социальному  страхованию престарелых, тем не менее, не получила полного развития, пока не были приняты некоторые изменения  в законе. Принятые Конгрессом в 1939 году поправки к Закону о Социальном Обеспечении, которые создали льготы для лиц, находящихся на иждивении  у пенсионеров и больных рабочих, превратили систему страхования  престарелых в семейную программу. В 1950-е годы программа была расширена  и была распространена на многие другие профессии, которые первоначально  были исключены из-за трудностей, связанных  со сбором информации о размерах заработной платы в некоторых отраслях.  

В 1956 году национальная система социального страхования  была также значительно расширена  за счет создания системы страхования  в случае недееспособности. Так были введены льготы для инвалидов  труда в возрасте 50 и старше и  для детей-инвалидов. В 1958 году были приняты новые поправки к Закону, благодаря которым детям недееспособных рабочих также начали предоставлять  льготы. В 1960 году был снят возрастной ценз, устанавливающий, что льготы, положенные недееспособным рабочим, могут  получить лишь лица, достигшие 50-летнего  возраста. Поправки 1972 года связали  термин “Стоимость жизни”, на основе которого рассчитываются размеры пособий  и пенсий, с Индексом Потребительских  Цен (ИПЦ) - постоянно рассчитываемый экономистами коэффициент. В результате, любые изменения в показателе ИПЦ влекли за собой изменения  в “стоимости жизни” - то есть, если цены на основные товары и услуги возрастают, то увеличивается и пенсия. Данными  поправками былa также создана система Позднего Пенсионного Кредита, который предусматривал увеличение пенсионных выплат лицам, вышедшим на пенсию позднее положенного срока в 65 лет.  

Поправки 1983 года сделали обязательным предоставление льгот гражданским федеральным  служащим и служащим некоммерческих организаций. Поправки однако увеличили возраст, достижение которого давало служащим право выйти на полную пенсию с 65 до 67 лет. Кроме того, для некоторых категорий получателей льгот, с относительно высокими доходами, льготы стали налогооблагаемыми. Поправки 1994 года увеличили планку для страхования заработков рабочих с 50$ за квартал до $1 тыс. в год.  

Одна из самых  важных частей социального законодательства была создана поправками 1965 года к  Закону о Социальном Обеспечении, в  результате которых была создана  система страхования здоровья престарелых "Медикэр"Medicare. Программа обеспечивает медицинские нужды лиц, достигших 65 и старше, независимо от уровня их дохода. Действие этой программы в последние годы сталкивалось с критикой со стороны пенсионеров: из-за постоянного роста цен на лекарства им становилось все сложнее приобретать их. В результате, в 2003 году были внесены дополнения в эту программу и часть средств, необходимых для покупки медикаментов, пенсионерам начало предоставлять федеральное правительство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальное страхование