Социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Социальное страхование (как правовая, организационная и финансовая система), оформившееся в конце 90-х годов ХIХ в. в Германии, продемонстрировало свою высокую результативность и впоследствии получило широкое распространение в Западной Европе, а после Второй мировой войны - и в большинстве стран на других континентах.
В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность социального страхования……………………………………4
2. Социальное страхование РФ……………………………………………7
3. Социальное страхование в странах ЕС…………………………………9
4. Социальное обеспечение США………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………1

Работа содержит 1 файл

страхование курсовая.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ    

                                                ФЕДЕРАЦИИ

        МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ БАНКОВСКОГО ДЕЛА 
 
 

                            Специальность «Финансы и кредит» 
 
 
 

                        Курсовая работа

 

 

                                  По дисциплине «Страхование» 

                         

                             Тема: « Социальное страхование» 
 
 
 
 
 
 

                                                                   Студент(ка) Александрова Н. Д.

                                                                                                      Ф.И.О. 

                                                                                                   1Ф-93-0

                                                                                                       группа 

                                                                Руководитель    Перминов Г.Н.

                                                                               Ф,И,О, ученая степень, звание 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                МОСКВА 2011 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………….3 

1. Сущность социального  страхования……………………………………4 

2. Социальное  страхование РФ……………………………………………7 

3. Социальное  страхование в странах ЕС…………………………………9 

4. Социальное  обеспечение США………………………………………..11 

Заключение………………………………………………………………….15 

Список литературы…………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Одним из столпов  социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо  и эффективно аккумулировать и целенаправленно  распределять финансовые ресурсы, обеспечивая  медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей  в случаях наступления соответствующих  рисков. 

Социальное страхование (как правовая, организационная и  финансовая система), оформившееся в  конце 90-х годов ХIХ в. в Германии, продемонстрировало свою высокую результативность и впоследствии получило широкое распространение в Западной Европе, а после Второй мировой войны - и в большинстве стран на других континентах. 

В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни  была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после  выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом, старость была синонимом бедности. Кроме того, практически отсутствовала защита от других видов социального риска: свирепствовали инфекционные заболевания; доступ к медицинскому обслуживанию оставался весьма ограниченным. К тому же оно было дорогим. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а нередко и с понижением социального статуса; безработица вела к нищете. 

Введение социального  страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди  лиц пожилого возраста в западных странах сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после  выхода на пенсию составляет 10-20 и более  лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность социального  страхования 
 

Государственное социальное страхование - государственная  система материального обеспечения  граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а  так же семей, в которых есть дети. 

Государственное социальное страхование находится  в ведении органов законодательной  и исполнительной власти, формирующих  государственный бюджет и его  расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через  эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который  означает, что выплаты не зависят  от уплачиваемых гражданином налогов  и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.  

Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.  

Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации  социальной защиты населения. 

Социальное страхование  является также «формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права  система материального обеспечения  работников в старости в случае временной  или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное  социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей  и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение  работников и членов их семей. 

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

- Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

- Государственное;

- Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов). 

   Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице. 

    Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно. 

    Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года. 

В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов. 

Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения - государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых  поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями  своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при  каких условиях следует оказывать  социальную помощь. 

Коллективное  социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного  социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста. 

Распределение фондов коллективного страхования  происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе. 

Государственное социальное страхование имеет своим  объектом все население в целом  или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия  социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются  законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального  страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах  законодательной или исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социальное страхование  РФ 
 

Начало становлению  нового российского социального  страхования было положено в конце 1990 г. созданием двух государственных  внебюджетных фондов: 22 декабря был  организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря -- Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», решение об учреждении ФСС диктовалось необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов. 

Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и населения  естественным образом привели в начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях социальной защиты: охране здоровья и занятости населения. 

Финансовый кризис государственного здравоохранения  и легализация безработицы потребовали  принятия в 1991 г. законов «О медицинском  страховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в  РСФСР». Реализация этих законов в  части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому  в 1992 г. были введены страхование  по безработице и обязательное медицинское  страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости  населения РФ (ГФЗ), федеральным и  территориальными фондами обязательного  медицинского страхования (ФОМС). 

Таким образом, в начале 1990-х гг. Россия вернулась на путь всеобъемлющего социального страхования. Созданием новой страховой системы социальной защиты государство пыталось на практике поставить размеры социальной помощи в строгую зависимость от результатов функционирования экономики, а индивидуальные социальные выплаты -- в зависимость от трудового вклада каждого работника. Данный подход полностью соответствует международной практике и имеет несомненное положительное значение с точки зрения реализации принципов социальной справедливости. Благодаря организации страховой системы удалось избежать наметившейся в конце 1980-х гг. тенденции резкого снижения доли расходов на социальную защиту в структуре ВВП: если в 1989 г. она составляла 10,8%, то в 1992 г. -- 10,9 (8,4 -- за счет внебюджетных фондов), в 1994 г. -- 12,7% (8,6 -- за счет внебюджетных фондов). К 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем всех социальных расходов государственного бюджета. 

Информация о работе Социальное страхование