Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:56, курсовая работа
Социальное страхование (как правовая, организационная и финансовая система), оформившееся в конце 90-х годов ХIХ в. в Германии, продемонстрировало свою высокую результативность и впоследствии получило широкое распространение в Западной Европе, а после Второй мировой войны - и в большинстве стран на других континентах.
В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность социального страхования……………………………………4
2. Социальное страхование РФ……………………………………………7
3. Социальное страхование в странах ЕС…………………………………9
4. Социальное обеспечение США………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ БАНКОВСКОГО ДЕЛА
Специальность «Финансы
и кредит»
Курсовая работа
Тема: « Социальное
страхование»
МОСКВА 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность социального
страхования……………………………………4
2. Социальное
страхование РФ…………………………………………
3. Социальное
страхование в странах ЕС………………
4. Социальное
обеспечение США………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Одним из столпов
социальной политики рыночных экономик
является обязательное социальное страхование,
механизмы которого позволяют справедливо
и эффективно аккумулировать и целенаправленно
распределять финансовые ресурсы, обеспечивая
медицинскую помощь и социальную
защиту работающим и членам их семей
в случаях наступления
Социальное страхование
(как правовая, организационная и
финансовая система), оформившееся в
конце 90-х годов ХIХ в. в Германии,
продемонстрировало свою высокую результативность
и впоследствии получило широкое распространение
в Западной Европе, а после Второй мировой
войны - и в большинстве стран на других
континентах.
В начале ХХ столетия
средняя продолжительность
Введение социального
страхования позволило многие из
этих рисков материальной необеспеченности
существенно смягчить, а в дальнейшем
предпринять меры по их предупреждению
и снижению. Уровень бедности среди
лиц пожилого возраста в западных
странах сегодня зачастую ниже уровня
бедности остальных групп населения,
а продолжительность жизни
1.
Сущность социального
страхования
Государственное
социальное страхование - государственная
система материального
Государственное
социальное страхование находится
в ведении органов
Основными видами
социального обеспечения
Социальное страхование
- это механизм реализации социальной
политики государства, основа организации
социальной защиты населения.
Социальное страхование
является также «формой социальной
защиты экономически активного населения
от различных рисков, связанных с
потерей трудоспособности, на основе
коллективной солидарности возмещения
ущерба». Государственное социальное
страхование - установленная государством
и регулируемая нормами права
система материального
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- Государственное;
- Смешанное (основанное
на взаимодействии государства и профсоюзов).
Коллективное
страхование представляет собой самую
раннюю форму социальной защиты. Оно появилось
в Европе во второй половине XIX века вместе
с профсоюзами, отстаивающими права наемных
работников перед работодателями и государством.
Характерным примером в этом отношении
является Англия, где социальное обеспечение
осуществлялось как коллективная самопомощь
и самострахование путем создания касс
взаимопомощи, больничных касс, касс по
безработице.
Государственное
социальное страхование, введенное в Германии
в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых
Бисмарком, стало первым в истории законодательным
решением вопроса социальной защиты населения.
Были изданы законы о страховании на случай
болезни, затем о страховании по инвалидности
и старости. Эти виды страхования должны
были осуществлять больничные кассы, кассы
предприятий и свободные кассы взаимопомощи.
Страховые взносы устанавливались законом
и уплачивались работодателями и работниками
пропорционально: одна треть и две трети
суммы взносов, соответственно.
Смешанная
форма социального страхования впервые
возникла в Швейцарии. При муниципалитете
г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по
страхованию на случай безработицы, управление
которой осуществляла комиссия, состоящая
из работодателей, представителей профсоюзов
и муниципалитета. Членство в кассе было
добровольным. Туда мог вступить гражданин
страны и после девяти месяцев уплаты
страховых взносов он получал право на
пособие по безработице сроком на 70 дней
в течение года.
В России социальное
страхование зародилось в начале
ХХ в., одновременно с развитием системы
фабричной медицины. На предприятиях создавались
больничные кассы, членство в которых
было добровольным. Их правления состояли
из представителей рабочих и работодателей.
Основной задачей таких касс являлась
компенсация работникам ущерба от несчастных
случаев на производстве. В 1912 г. законом
Государственной Думы было введено обязательное
больничное страхование работающих граждан,
которое должны были осуществлять больничные
кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные
кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.
Наряду, собственно,
с социальным страхованием, складывалась
еще одна система социальной защиты
населения - государственное социальное
обеспечение, осуществляемое за счет налоговых
поступлений в бюджет. При этом
государство самостоятельно, решениями
своих властных органов определяло,
кому, в каких размерах и при
каких условиях следует оказывать
социальную помощь.
Коллективное
социальное страхование имеет те
же цели и задачи, что и государственное.
Однако его объект значительно уже:
он ограничивается трудовым коллективом,
профсоюзом, отраслью или регионом.
Страховые фонды коллективного
социального страхования
Распределение
фондов коллективного страхования
происходит на основе принципа субсидиарности:
выплаты осуществляются в зависимости
от нуждаемости, но с учетом того, в течение
какого времени страхователь платил взносы
в этот фонд. Обычно в коллективном социальном
страховании устанавливаются тарифы взносов,
а также минимальные и максимальные пределы
социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться
границы доходов, в пределах которых страхователи
обязаны уплачивать страховые взносы.
За этими пределами они могут страховаться
на добровольных началах или не страховаться
вовсе.
Государственное
социальное страхование имеет своим
объектом все население в целом
или отдельные социальные группы,
выделенные по критериям наличия
социальных рисков. Условия государственного
социального страхования
2.
Социальное страхование
РФ
Начало становлению
нового российского социального
страхования было положено в конце
1990 г. созданием двух государственных
внебюджетных фондов: 22 декабря был
организован Пенсионный фонд РФ (ПФР),
а 25 декабря -- Фонд социального страхования
РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось
логичным следствием реализации нового
Закона «О государственных пенсиях в РСФСР»,
решение об учреждении ФСС диктовалось
необходимостью реорганизации существовавшего
ранее советского социального страхования
в условиях распада Всесоюзной организации
профсоюзов.
Переход к рыночной
экономике, бюджетный кризис, рост неплатежеспособности
хозяйствующих субъектов и
Финансовый кризис
государственного здравоохранения
и легализация безработицы
Таким образом,
в начале 1990-х гг. Россия вернулась на путь
всеобъемлющего социального страхования.
Созданием новой страховой системы социальной
защиты государство пыталось на практике
поставить размеры социальной помощи
в строгую зависимость от результатов
функционирования экономики, а индивидуальные
социальные выплаты -- в зависимость от
трудового вклада каждого работника. Данный
подход полностью соответствует международной
практике и имеет несомненное положительное
значение с точки зрения реализации принципов
социальной справедливости. Благодаря
организации страховой системы удалось
избежать наметившейся в конце 1980-х гг.
тенденции резкого снижения доли расходов
на социальную защиту в структуре ВВП:
если в 1989 г. она составляла 10,8%, то в 1992
г. -- 10,9 (8,4 -- за счет внебюджетных фондов),
в 1994 г. -- 12,7% (8,6 -- за счет внебюджетных
фондов). К 1995 г. объем фондов социального
страхования превысил объем всех социальных
расходов государственного бюджета.