Социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:41, реферат

Описание работы

Социальное страхование является одним из самых важных видов гарантий, предоставляемых государством своим гражданам. Страхование представляет собой систему мер, направленных на минимизацию негативных последствий, связанных с изменением социального или материального статуса человека.

Работа содержит 1 файл

Социальное страхование является одним из самых важных видов гарантий.docx

— 23.21 Кб (Скачать)

Социальное страхование  является одним из самых важных видов  гарантий, предоставляемых государством своим гражданам. Страхование представляет собой систему мер, направленных на минимизацию негативных последствий, связанных с изменением социального  или материального статуса человека. 
Влияние социального страхования на общественные процессы и политическую стабильность невозможно переоценить. Поэтому практически все государства мира создают системы обязательного социального страхования, обеспечивающие концентрацию финансовых ресурсов в специальных фондах. 
Основной задачей системы социального страхования и является формирование фондов, из средств которых затем покрываются траты, связанные с содержанием нетрудоспособной части населения. Эти меры сокращают разрыв в уровне обеспечения работающих и неработающих граждан, становятся средством поддержки принципов социальной справедливости. 
Основными принципами данного вида страхования являются: 
• Обязанность – уплата страховых взносов не зависит от воли работодателей или застрахованных лиц и носит обязательный характер; 
• Всеобщность – страхование распространяется на все слои населения; 
• Солидарность – работодатели, государство, наемные работники взносами участвуют в создании страхового фонда, осуществляющего поддержку неработающих граждан; 
• Государственное регулирование – система этого страхования устанавливается, регулируется и контролируется государством.
 

К задачам социального  страхования относятся:  
1. Формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе;  
2. сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.  
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

В России государственное  обязательное социальное страхование  представлено тремя фондами:  
1. пенсионным;  
2. обязательного медицинского страхования;  
3. социального страхования. 
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода:  
- обязательность и нормативность отчислений,  
- плановое расходование средств,  
- отсутствие персонификации накоплений и др.  
По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Из ряда причин существенного  отставания в проведении реформ в  системе социального страхования  отмечу три. 
Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов. В отличие от большинства развитых западных стран и ряда стран СНГ в России отсутствуют Основы законодательства о социальном страховании. 
Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). Как свидетельствует мировой опыт, социальное страхование позволяет каждому из этих субъектов проявить в дастаточно очевидной форме свою ответственность и реализовать широкую гамму обязанностей. У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются к управлению фондами. В конечном итоге это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию. Для сравнения: в большинстве развитых стран с рыночной экономикой суммарный взнос работодателей по всем видам социального страхования составляет 20-25% от фонда оплаты труда, в России же - 39%. 
Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет себя как недисциплинированный и постоянно нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения. 
В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей междуработодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов налицо значительный разрыв между ихуплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые. Между тем в мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются.
 
 
 
 
 
 
 
 

2 вопрос. Влияние  социального страхования на общественные  процессы и политическую стабильность  невозможно переоценить. Поэтому  практически все государства  мира создают системы обязательного  социального страхования, обеспечивающие  концентрацию финансовых ресурсов  в специальных фондах. 
 
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.  
В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:  
1. пенсионным;  
2. обязательного медицинского страхования;  
3. социального страхования. 
 
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода:  
- обязательность и нормативность отчислений,  
- плановое расходование средств,  
- отсутствие персонификации накоплений и др.  
 
По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Общие проблемы  системы  
обязательного социального страхования

Сохранение  нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений.

Так, например, за счет ФСС осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ.

Кроме того, в системе пенсионного страхования  объем поступлений сумм страховых  взносов на финансирование страховой  части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы ПФР на выплату  указанной части трудовых пенсий.

Несбалансированность  государственных обязательств и  объема имеющихся финансовых ресурсов.

Сохранение  в системе ОСС нестраховых выплат, с одной стороны, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования.

Для системы  социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция  опережающего роста расходов над  доходами.

Незавершенность правового регулирования  системы государственного обязательного социального  страхования.

В частности, до настоящего времени не принят федеральный  закон ”Об обязательном социальном страховании на случай временной  нетрудоспособности, в связи с  материнством и на случай смерти”;  
отсутствует федеральный закон ”О Фонде социального страхования Российской Федерации”.

Сохраняются элементы, которые были характерны для плановой экономики (положения  об учете при начислении пособий  по временной нетрудоспособности непрерывного трудового стажа). Законодательно не утверждены порядок, процедуры, источники  финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий. Имеется ряд серьезных  противоречий в Бюджетном и Налоговом  кодексах в части, касающейся ЕСН.

Нет достаточного обоснования  уровня социальных выплат.

По рискам, принимаемым на социальное страхование  в связи со старостью, инвалидностью  и потерей кормильца (а они  составляют основную часть при определении  ставки ЕСН), уровень социальных выплат в РФ ниже, чем это предусмотрено  Конвенцией МОТ № 102 ”О минимальных  нормах социального обеспечения” и  стандартами ЕС. Так, если средний  уровень замещения пенсией заработка  в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ этот показатель - 40%, а в Евросоюзе-50%.

Вместе  с тем уровень замещения доходов  в результате временной потери нетрудоспособности в РФ может составлять 100%, тогда  как в других европейских странах  он не превышает 50%.

Неблагоприятные демографические  тенденции.

Помимо  перечисленных выше проблем, в долгосрочной перспективе вся система ОСС  столкнется с необходимостью учета  негативных тенденций в области  демографии, которые связаны с  сокращением доли населения в  трудоспособном возрасте. Будет повышаться коэффициент иждивенческой нагрузки за счет увеличения удельного веса в структуре населения престарелых  и инвалидов (в том числе инвалидов  с детства), а также снижения уровня рождаемости.

1.2. Основные проблемы  по видам  
обязательного социального страхования

1.2.1. Пенсионное страхование.

Программой  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) в качестве главной задачи в области государственного пенсионного  обеспечения и обязательного  пенсионного страхования определены последовательный рост уровня пенсионного  обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы.

Проектом  федерального закона ”О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2004 год” предусмотрены доходы в сумме 1000,6 млрд. руб., из них 916,6 млрд. руб. в  части, не связанной с обязательным накопительным финансированием  трудовых пенсий, и расходы в сумме 946,6 млрд. руб., из них 936,4 млрд. руб. в  части, не связанной с обязательным накопительным финансированием  трудовых пенсий.

В настоящее  время и на ближайшую перспективу  в условиях действующего законодательства объем поступлений сумм страховых  взносов на финансирование страховой  части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы ПФР на выплату  указанной части трудовых пенсий. На возмещение недостатка направляются средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений ЕСН  в части, зачисляемой в федеральный  бюджет, над расходами на выплату  базовой части трудовой пенсии (25%). Для обеспечения финансовыми  ресурсами полной выплаты базовой  части пенсии необходимо установить ставку ЕСН в части, зачисляемой  в федеральный бюджет и направляемой на выплату базовой части трудовой пенсии, не ниже 8,5%. В противном случае потребуется выделение средств  из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР.

В соответствии с макроэкономическими показателями на 2005 г. расходы ПФР по выплате  трудовых пенсий прогнозируются в размере 970,77 млрд. руб., из них: на выплату базовой  части трудовой пенсии - 326,78 млрд. руб.; на выплаты страховой части трудовой пенсии - почти 643,99 млрд. руб.

Информация о работе Социальное страхование