Социальное страхование и мировая практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:21, доклад

Описание работы

До 1990 г. в Беларуси социального страхования в одном его понимании не существовало. За все годы совет¬ской власти не было принято пол¬номасштабного закона о социаль¬ном страховании, принимались лишь декреты и постановления по отдельным его видам. В 1938 г. бюджет социального страхова¬ния стал составной частью едино¬го государственного бюджета и тем самым страховые принципы практически были исключены из системы социального обеспече¬ния. Средства государственно¬го бюджета на социальные нуж¬ды выделялись по остаточному принципу. Правда, сохранялась система уплаты страховых взно¬сов, но это лишь создавало види¬мость социального страхования.
В течение многих лет гражда¬нам навязывался постулат о том, что социальное страхование осу-ществляется за счет государства. Намеренно создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит госу-дарство. Такое мнение сохрани¬лось у многих до сих пор. Видимо, потребуется еще немало времени, чтобы воспитать понимание того, что пенсию не дают, а ее за¬рабатывают, причем заботиться об этом надо каждому, начиная с ранней молодости.

Работа содержит 1 файл

Социальное страхование в Беларуси и мировая практика.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

    До 1990 г. в Беларуси социального страхования в одном его понимании не существовало. За все годы советской власти не было принято полномасштабного закона о социальном страховании, принимались лишь декреты и постановления по отдельным его видам. В 1938 г. бюджет социального страхования стал составной частью единого государственного бюджета и тем самым страховые принципы практически были исключены из системы социального обеспечения. Средства государственного бюджета на социальные нужды выделялись по остаточному принципу. Правда, сохранялась система уплаты страховых взносов, но это лишь создавало видимость социального страхования.

    В течение многих лет гражданам навязывался постулат о том, что социальное страхование осуществляется за счет государства. Намеренно создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит государство. Такое мнение сохранилось у многих до сих пор. Видимо, потребуется еще немало времени, чтобы воспитать понимание того, что пенсию не дают, а ее зарабатывают, причем заботиться об этом надо каждому, начиная с ранней молодости.

    Провозглашенная в конце 80-х гг. перестройка вызвала коренные изменения в организации и финансировании социального страхования. В Беларуси Советом Министров и Федерацией профсоюзов на основании соответствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР» и от 20 декабря 1991 г. № 481 «Об организации пенсионного Фонда Республики Беларусь». Этими документами фактически было положено начало внедрению страховых принципов в систему социального обеспечения страны.

    Действующим сегодня Законом «Об основах государственного социального страхования» (принят в 1995 г.) определено, что государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат за счет средств государственных страховых фондов. В нем дан перечень страховых случаев, при наступлении которых застрахованные получают установленные законодательством выплаты:

  • пенсионный возраст, инвалидность, потеря кормильца;
  • временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком 
    до достижения им возраста 3 лет, смерть застрахованного или члена его семьи;
  • потеря работы;
  • производственные травмы 
    и  профессиональные   заболевания.

    В республике действуют  три вида социального страхования:

    1. а) пенсионное страхование;

    б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (далее - социальное страхование).

  1. Страхование от безработицы. 
  2. Страхование от производственного травматизма и профзаболеваний.

    Средства  на эти виды страхования образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов. По первому виду страхования взносы платят также и работающие граждане.

    Объектом  для начисления обязательных страховых взносов являются:

  • для работодателей и работающих граждан - заработная плата и другие выплаты работникам, кроме   утвержденного   Советом Министров республики перечня выплат, на которые взносы не начисляются; эти перечни утверждены по каждому виду страхования отдельно и несколько различаются между собой;
  • для физических лиц, самостоятельно  уплачивающих  обязательные страховые взносы, а 
    также членов крестьянских (фермерских) хозяйств - определяемый ими доход.

    Размер  страхового взноса по первому из названных видов (пенсионное и социальное страхование) составляет 36%. Из них 30% направляется на цели пенсионного страхования (29% - доля работодателя и 1%-- работающих граждан), 6% - на социальное страхование. Согласно законодательству некоторые категории плательщиков имеют льготные страховые тарифы: работодатели, занятые производством сельскохозяйственной продукции, члены крестьянских фермерских хозяйств, коллегии адвокатов. Все эти взносы поступают в бюджет фонда социальной защиты населения.

    Тариф страховых взносов на страхование от безработицы установлен в размере 1%, для бюджетных организаций - 0,5%. Поступают эти средства в государственный бюджетный фонд содействия занятости.

    По  страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний утверждены дифференцированные тарифы от 0,1 до 3,2% в зависимости от класса профессионального риска отрасли. Некоторым страхователям утверждены льготы по страховым взносам: 50% установленного размера. Страховщиком по этому виду является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (БРУСП «Белгосстрах»).

    Таким образом, по трем видам социального  страхования суммарный тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями, составляет 35,6 - 39,2%. Часто руководители жалуются, что эти платежи очень высоки, удорожают стоимость рабочей силы и в конечном итоге отрицательно влияют на конкурентоспособность продукции. С этим трудно не согласиться. В нашей стране - один из самых высоких страховых тарифов в системах социального страхования, действующих в настоящее время. Чтобы выяснить причины этого, надо проанализировать, от чего зависит размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика в этой области, что можно сделать и что реально делается для реформирования системы социального страхования и снижения страховых тарифов.

    Из  бюджета Фонда  социальной защиты населения страховые средства расходуются на следующие цели:

    а) выплата пенсий

  • по возрасту,
  • по инвалидности,
  • по   случаю   потери   кормильца;

    б) выплата пособий

  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременности и родам,
  • в связи с рождением ребенка,
  • женщинам,    ставшим    на 
    учет до 12-недельного срока беременности,
  • в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет,
  • на погребение,

    • на оздоровление населения 75 - 80 % всей суммы по этому

    виду  социального страхования составляют расходы на выплату пенсий, более 6 % - на пособия по временной нетрудоспособности. За год выплачивается более 12 млн. различных пособий, получателями пенсий являются 2,5 млн. человек,

    Средства  фонда содействия занятости в соответствии с ежегодно утверждаемой правительством государственной программой занятости населения направляются, главным образом, на:

  • социальную поддержку безработных;
  • сохранение и создание новых рабочих мест;
  • профессиональную  подготовку и  переподготовку безработных.

    В 2004 г. предполагается направить на социальную поддержку безработных 31% средств (в настоящее время в республике зарегистрировано около 140 тыс. безработных). Более 40% намечено использовать на сохранение и создание новых рабочих мест, а также на профессиональную подготовку и переподготовку безработных.

    В стране на производстве ежегодно получают травмы до 8 тыс. человек, причем 250 - смертельные, 700 - тяжелые, выявляется 300 человек с профессиональными заболеваниями. В результате сегодня в рамках страхования от несчастных случаев и профзаболеваний более 27 тыс. человек получают возмещение вреда. Пострадавшему работнику положено несколько страховых выплат: пособие по временной нетрудоспособности; выплата разницы в зарплате при переводе его на более легкую работу; единовременные и ежемесячные страховые выплаты. Все эти выплаты с января текущего года осуществляет БРУСП «Белгосстрах» за счет взимаемых -им на эти цели страховых взносов. Кроме того, 5% страховых взносов должно направляться в фонд предупредительных мероприятий, назначение которого - улучшение условий труда на производстве и снижение травматизма.

    В Беларуси остро стоит проблема выбора пути, по которому должно развиваться социальное страхование. В связи с этим полезным является международный опыт в этой области.

    В настоящее время системы социальной защиты действуют более чем в 170 странах мира. Каждая из них имеет свою специфичную систему, соответствующую уровню ее экономического и политического развития, историческому опыту и традициям, отображающим роль индивидуальной ответственности, а также ответственности семьи, работодателей, общества в целом за благосостояние людей, попадающих в неблагоприятные условия. Наиболее распространенными видами социального страхования являются: пенсионное, медицинское, страхование от безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Одна  из самых продвинутых систем социального  страхования с более чем 100-летней историей, - в Германии.

    Она включает пять видов страхования: пенсионное; медицинское; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по безработице; по уходу.

    Пенсионное  страхование состоит из трех уровней: 1) обязательное государственное пенсионное страхование; 2) обеспечение в старости от предприятий; 3) частная система пенсионного обеспечения. Главным является первый уровень; второй и третий существенно дополняют его, хотя и не являются обязательными.

    Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 19,1% начисленной заработной платы. Уплачиваются они равными долями нанимателем и наемным работником. Лица, не имеющие работодателя (например, самозанятые), платят весь страховой взнос сами.

    Обязательная пенсионная система Германии, как и наша, является распределительной - текущие пенсионные расходы финансируются за счет страховых взносов работающих. В ней выплачиваются пенсии: по возрасту, в связи с утратой трудоспособности, в случае смерти кормильца.

    В рамках разветвленной сети обеспечения старости в Германии большое значение придается пенсионному обеспечению от предприятий (в нашей системе такого обеспечения практически нет). Это широко практикуется крупными компаниями; на малых предприятиях, в торговле - значительно реже. Основные предпосылки его развития - крепкое экономическое положение и, что очень важно, налоговые льготы для предприятий, страхующих своих работников.

    Обязательное  государственное пенсионное страхование и обеспечение от предприятий дополняется страхованием жизни, как частной формой обеспечения старости. Несмотря на добровольный характер этого страхования, им сегодня пользуются 80% работающих, наиболее широко - самозанятые (87%). Доля выплат от этого вида страхования в общей сумме пенсионных выплат составляет более 20% и продолжает расти. Как показывает статистика, частная инициатива по обеспечению старости через страхование жизни в Германии расширялась по мере ее экономического роста.

    Система обязательного медицинского страхования в Германии (ОМС) введена в 1883 г. Основными ее задачами являются:

  • ранняя диагностика  заболеваний;
  • медицинское     обслуживание, включая денежные пособия по болезни;
  • оказание услуг по реабилитации, цель которой – сохранение и поддержание здоровья;
  • помощь   по   охране   материнства и другие виды помощи;

    • семейное страхование. 
Эта система функционирует

    независимо  от государственного бюджета через самостоятельные страховые учреждения и организации, которые финансируются за счет страховых взносов. Размер взносов - 14% заработка застрахованного и уплачиваются они равными долями нанимателем и застрахованным. Медицинские услуги оказываются в соответствии с состоянием здоровья застрахованного вне зависимости от суммы взносов. В системе ОМС Германии разработан подробный каталог оказываемых медицинских услуг.

    Медицинскую страховку должен иметь каждый гражданин. Однако из этого правила есть исключения - в частности, лица с высокими доходами не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Члены семьи застрахованного, не имеющие собственного дохода или с очень низким доходом, получают солидарную поддержку в форме медицинской страховки без уплаты страховых взносов.

Информация о работе Социальное страхование и мировая практика