Социальное страхование — основа системы социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – показать место и роль социального страхования в обществе.
Актуальность этой темы заключается в том, что социальное страхование является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Работая на предприятиях, пользуясь медицинскими услугами, отдыхая на курорте и т.д., каждый из нас сталкивается с этой формой социальной защиты, будь то обязательное социальное страхование или же добровольное. Любой человек должен быть уверен, что при наступлении страхового случая его жизнь и имущество защищены, и, что он или его семья смогут получить некую компенсацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….5
Сущность, предмет, объект социального страхования...…………………………………………………………….7
Понятие социального страхования…………………………………7
Виды социального страхования……………..……………………...9
По старости……………………………………………………..9
По инвалидности……………………………………………...10
По случаю потери кормильца………………………………..10
Пенсия за выслугу лет………………………………………..10
Социальные пенсии………………………………………..…10
Принципы социального страхования……………………………..11
Система социального в РФ………………………………………...12
Общие положения о Фонде…………………………………..12
Задачи Фонда………………………………………...………..13
Средства Фонда…………………………………………...…..14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...18
Моделирование условной практической ситуации………...........18
Последовательность выполнения……..…………………………..18
Заявление на социальное страхование……………………………22
Уведомление фонда социального страхования…………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Социальное страхование — основа системы социальной защиты населения.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Социальное  страхование представлено в РФ Фондом социального страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2004 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 2005 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 20066 г.). Далее деятельность Фонда, его структура, порядок аккумулирования и расходования средств будут рассмотрены более подробно.

     1.4.1 Общие положения о Фонде

     Фонд  социального страхования Российской Федерации (далее именуется — Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

     Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

     Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в  оперативном управлении Фонда, а  также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

     Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его  исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

     В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

     Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

     Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.

     При Фонде образуется правление, а при  региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

     Фонд, его региональные и центральные  отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим  наименованием,

     текущие валютные и иные счета в банках.

     Местонахождение Фонда — г. Москва.

     1.4.2 Задачи Фонда

     Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

     1.4.3 Средства Фонда

     Средства  фонда образуется за счет:

  1. страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  3. страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  4. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  5. добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  6. ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  7. прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

     Средства  Фонда направляются на:

  1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
  2. санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
  3. создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
  4. обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  5. финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  6. проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  7. осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  8. участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

     Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в настоящем Положении. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней  и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

     Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     2.1 Моделирование условной практической ситуации

     Пример  №1

     Работник  был нетрудоспособен с 10 января по 25 января 2004 года. Ему установлен должностной  оклад 5000 рублей. Расчетный период для  исчисления среднего заработка январь — декабрь 2003 года. В октябре 2003 года ему повысили должностной оклад на коэффициент 1,15. Работник находился в очередном отпуске с 1 по 29 августа 2003 года. Непрерывный трудовой стаж составляет у работника 7 лет 4 месяца (размер пособия 80% среднего заработка).

     2.2 Последовательность выполнения

     Для расчета пособия определим фактический  заработок в расчетном периоде  за фактически отработанные дни:

     5000 ´ 8 = 40 000 руб., где 8 — число месяцев, в которых работник получал указанный должностной оклад;

     5000 ´ 1,15 ´ 3 = 17 250 руб., где 1,15 — коэффициент повышения, 3 — число месяцев, в течение которых выплачивался должностной оклад, увеличенный на коэффициент повышения.

     Фактический заработок составит: 57 250 руб.

     Определим средний дневной заработок: 57250 : 229 = 250,00 руб., где 229 — число рабочих дней, фактически отработанных в расчетном периоде.

     Дневное пособие составит: 250,00 ´ 80 : 100 = 200,00 руб.

     Сумма пособия будет равна: 200,00 ´ 10 = 2000,00 руб., где 10 — число рабочих дней по графику работы, пропущенных в связи с нетрудоспособностью.

     Пример  №2

     Матери-одиночке был выдан листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком со 2 по 15 февраля 2004 года на период пребывания с ребенком в стационаре, а затем  долечивание ребенка проходило  в амбулаторных условиях с 16 февраля по 5 марта 2004 года. Должностной оклад — 3800 руб. Надбавки: за особые условия труда в размере 70%, за напряженность работы — 30%, за выслугу лет — 10% должностного оклада. Находилась в очередном отпуске с 4 по 31 августа 2003 года.

     В расчетном периоде также начислено:

     две квартальные премии — в апреле 2003 года за I квартал — 3800 руб.,

     в октябре за II квартал — 4000 руб.;

     годовая премия по итогам работы в 2003 году — 5000 руб.

     Установлена 5-дневная рабочая неделя. Непрерывный трудовой стаж — 2 года 6 месяцев (размер пособия — 60% среднего заработка). 

     ┌─────────────┬───────────────────────┬─────────┬──────┬─────────┐

     │Месяц  расчет-│       Количество      │Размер   │Годо- │Кварталь-│

     │ного периода ├────────────┬──────────┤заработ- │вая   │ные пре- │

     │             │Рабочих дней│Фактически│ной платы│премия│мии      │

     │             │по календарю│отработан-│с учетом ├──────┼─────────┤

     │             │ 5-дневной  │ных дней  │доплат  и │  За  │         │

     │             │  рабочей   │          │надбавок │ 2003 │         │

     │             │   недели   │          │(руб.)   │ год  │         │

     ├─────────────┼────────────┼──────────┼─────────┼──────┼─────────┤

     │2003 год     │            │          │         │      │         │

     │февраль      │     19     │    19    │   7980  │      │         │

     ├─────────────┼────────────┼──────────┼─────────┼──────┼─────────┤

     │март         │     20     │    20    │   7980  │      │         │

     ├─────────────┼────────────┼──────────┼─────────┼──────┼─────────┤

     │апрель       │     22     │    22    │   7980  │      │   3800  │

     ├─────────────┼────────────┼──────────┼─────────┼──────┼─────────┤

     │май          │     19     │    19    │   7980  │      │         │

Информация о работе Социальное страхование — основа системы социальной защиты населения