Социальная защита населения: место и роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики.
В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат.
Ограниченная социальная политика означает сведение ее к минимуму. Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население высоким уровнем социальных услуг. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть
1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
1.1 Понятие социальной защиты…………………………………………..4
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике…………….5
2. Организационно-экономические основы социальной защиты в рыночной экономике
2.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования………………………………………………………………….9
2.2. Организация экономической деятельности социальных служб…….12
II. Практическая часть……………………………………………………....14
Заключение………………………………………………………………..…22
Список используемой литературы…………………………………………24

Работа содержит 1 файл

для сайта.docx

— 40.30 Кб (Скачать)

    Организационно-экономическими основами социального обеспечения  являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры. Разные государственные органы, а  также учреждения социальной защиты, ведомства, министерства, службы и негосударственные  учреждения выполняют функции по социальному обеспечению. Государственный  бюджет и социальное страхование  составляют экономическую основу социального  обеспечения. Выплаты по социальному  страхованию производят из страховых  фондов, которые образуются с помощью  отчислений работодателей. Государственные  вложения осуществляются за счет отчислений из бюджетов различных уровней. Одним  из элементов социального обеспечения  является обеспечение граждан пенсиями. Составной частью государственного социального обеспечения является Пенсионная система России. Пенсионное обеспечение основывается на следующем  законодательстве: "О государственном  пенсионном обеспечении в РФ", "Об обязательном пенсионном страховании  в РФ", "О трудовых пенсиях  в РФ". Экономическую основу пенсионного  обеспечения выполняют государственный  бюджет и пенсионный фонд. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. На сегодняшний день система ПФ состоит из центрального аппарата, региональных отделений, а также пунктов уполномоченных. Главная задача Пенсионного фонда РФ - обеспечить финансовую стабильности пенсионной системы. Последнее представляет собой создание условий для постоянной выплаты пенсий в установленные сроки, а также повышение размеров пенсий, учитывая изменение потребительских цен. Государственное (обязательное) социальное страхование (далее - социальное страхование) является составной частью социального обеспечения.

    К основным задачам Фонда социального  страхования относятся:

1. обеспечить  пособия при рождении ребенка,  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу  за ребенком до полутора лет,  на погребение, оздоровительные  мероприятия детям, гарантированные  государством;

2. участвовать  в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников, а также  мер по совершенствованию социального  страхования; 

3. осуществлять  меры, которые обеспечивают финансовую  устойчивость фонда. 

    Медицинское страхование представляет собой  форму социальной защиты интересов  населения в охране здоровья. Целью  медицинского страхования является гарантирование гражданам получение  медицинской помощи с помощью  средств, которые были накоплены, и  при возникновении страхового случая финансирование профилактических мероприятий. Организационные, правовые, экономические  основы медицинского страхования населения  в России определяет ФЗ "О медицинском  страховании граждан в РФ". Медицинское страхование происходит в таких формах, как: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим и реализуется в соответствии с программами ОМС. В качестве субъектов при ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение.

2.2. Организация экономической  деятельности социальных  служб

    Основой организации деятельности социальных служб является федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

    Социальные  службы представляют собой предприятия, учреждения вне зависимости от форм собственности, которые предоставляют  социальные услуги, а также это  граждане, которые занимаются предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения. К социальным службам  относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для  несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие. Социальные услуги представляют собой действия по оказанию клиенту  социальной службы помощи. Клиент социальной службы является гражданином, который  находится в очень трудной  жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб. Эта деятельность направлена на клиента.

Среди видов  такой деятельности необходимо выделить:

- социальная поддержка;

- оказание материальной помощи;

- оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг;

- проведение социальной адаптации и реабилитации.  

    Социальные  службы финансируются за счет средств:

- бюджетов определенного уровня;

- оказания платных услуг;

- от предпринимательской деятельности;

- Фонда социальной поддержки;

- федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;

- благотворительных организаций и др.

    Социальные  службы могут финансироваться полностью  бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального  обслуживания вне зависимости от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечивают земельными участками и имуществом.

 

    1. Практическая  часть
 
  1. Определить  размер пособия по временной нетрудоспособности

Страховой стаж А.В. Храбровой, сотрудницы ООО «Удача», более шести месяцев. В феврале 2011 года работник находился на больничном с 15 марта по 31 марта 2011 года (17 календарных дней). За 2009-2010 годы ему были начислена следующие суммы: заработная плата — 425 000 руб., больничные — 15 000 руб., отпускные — 37 000 руб.

Решение

Для начисления пособия по временной нетрудоспособности, бухгалтер нашел величину среднего дневного заработка. Она составила 633 руб. ((425 000 руб. + 37 000 руб.) : 730 дн.). Данная сумма не зависит ни от продолжительности  больничных, приходящихся на 2009-2010 годы, ни от того, уходил ли сотрудник в  отпуск без сохранения заработной платы.

Поскольку страховой  стаж А.В. Храбровой более 6 месяцев, предельный размер среднего дневного заработка составляет 1136,99 руб. (415 000 руб. ÷ 365 дн.).

Фактический средний  дневной заработок работницы  не превышает предельного (633 руб. < 1136,99 руб.), поэтому пособие рассчитывается исходя из фактического среднего дневного заработка.

Размер дневного пособия составляет 100% среднего дневного заработка работницы. Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности составит 10761 ( 633 х 17)

  1. Пример расчета пенсии

У мужчины, имеющего по состоянию на 01.01.2002 общий трудовой стаж 27 лет, в том числе 16 лет «союзного» стажа, средняя заработная плата, которой  превышает среднюю заработную плату  по стране за тот же период, на величину 2,4 размер трудовой пенсии увеличится на 1154,89 руб.

Условия расчета:

1. Год рождения  – 1955

2. Первичное  назначение пенсии в 2015 году

3. Продолжительность  страхового (общего трудового) стажа  – 34 лет

  • в том числе до 01.01.2002 – 27 лет
  • в том числе до 01.01.1991 – 16 лет

4. Продолжительность  трудового стажа после 01.01.2002 –  7 лет

5. Отношение  заработков к установленной заработной  плате – 2,4

  • учтенное при конвертации – 1,2

6. Заработная  плата в период после 01.01.2002 года – средняя заработная  плата по стране 
7. РПК, сформированный после 01.01.2002 года (без индексации)- 108045 руб.

Расчет размера  пенсии с учетом валоризации

Размер трудовой пенсии по старости на 01.01.2015 (с учетом валоризации)

(ФБР (4130,16) + СЧ (6781,46 ) = 10911,62 руб.

Коэффициент валоризации  на 01.01.2010: 0,26

Расчет валоризации РПК:

1. Стажевый коэффициент  на 01.01.2002: 0,55+0,02 = 0,57

2. Расчетный  размер трудовой пенсии на 01.01.2002

0,57 х 1,2 х 1671=1142,96 руб.

3. РПК на 01.01.2002: ПК2002 = (1142,96 – 450) х 228 = 157994,88 руб.

4. Размер страховой  части трудовой пенсии по состоянию  на 31.12.2014 (без валоризации) – 5626,57 руб.

5. РПК01.01.2002 с  учетом валоризации и индексации  на 01.01.2015:

ПК 2010 с валоризацией = 157994,88 х 1,26 х 6,41 = 1276061,45 руб.

(6,41 – коэффициент  индексации РПК с 2002 г.)

6. Сумма страховых  взносов с индексацией на 01.01.2015: руб. 108045 * 2,5 = 
= 270112,5 руб. (2,5 – усредненный коэффициент индексации страховых взносов с 2004 г.)

7. Размер страховой  части трудовой пенсии по старости  с учетом валоризации и страховых  взносов после 01.01.2002 (1276061,45 + 270112,5):228 = 6781,46 руб.

8. Прибавка к  пенсии за счет валоризации  на 01.01.2015:

157994,88 *0,26 *6,41 : 228 = 1154,89 руб.

Как считался расчетный  размер пенсии?

Берется стажевый коэффициент – это тот стаж, который был выработан до 2002 года, в зависимости от его продолжительности  определялся процент. Процент мог  быть от 0,55 до 0,75. 0,55 – если стажа  было 25 лет, и плюс по проценту за каждый год сверх 25, но не свыше 75 %. Если стажа  было меньше, чем 25 лет, впоследствии пропорционально  этому стажу усекался размер пенсии. Стажевый коэффициент умножался  на соотношение заработка либо за 2000-2001 год по данным персонифицированного учета, либо за любые 5 лет подряд на протяжении всей трудовой деятельности. Этот заработок, личный среднемесячный заработок соотносился со средней  зарплатой по стране, определялось, равен ли он среднему заработку по стране в тот период времени, был выше или ниже. Третий компонент конвертации: все это умножалось на 1671 рубль. 1671 рубль – это среднемесячная заработная плата в Российской Федерации по состоянию на 3 квартал 2001 года.

Оценка пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал  осуществлялась по формуле:

ПК = (РП-БЧ) х Т, где

  • ПК – величина расчетного пенсионного капитала;
  • РП – расчетный размер трудовой пенсии;
  • БЧ – размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц);
  • Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий  трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где

  • ЗР среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
  • ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
  • СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года;
  • СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Отношение среднемесячного  заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате  в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается  в размере не свыше 1,2.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части  и накопительной части трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты  был определен продолжительностью 19 лет, но этот срок будут действовать, только начиная с 2014 года, а до этого, с 2002-го, начиная от периода в 12 лет, идет плавный переход к 19 годам, прибавляя  сначала по полгода, потом по году до 19 лет.

  • ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии.
  • РПК (Расчетный пенсионный капитал) – общая сумма страховых взносов и других поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
  • СЧ страховая часть пенсии. Размер страховой части (СЧ) зависит от величины расчетного пенсионного капитала, состоящего из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 и общей суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо после 01.01.2002 и учтенных на лицевом счете в системе персонифицированного учета с учетом последующей индексации. При этом в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П при назначении (перерасчете) страховой части трудовой пенсии лицам, работавшим по трудовому договору, ее размер определяется с учетом как поступивших (уплаченных), так и неуплаченных страховых взносов.

Информация о работе Социальная защита населения: место и роль в рыночной экономике