Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:29, контрольная работа
Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики.
В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат.
Ограниченная социальная политика означает сведение ее к минимуму. Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население высоким уровнем социальных услуг. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Введение……………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть
1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
1.1 Понятие социальной защиты…………………………………………..4
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике…………….5
2. Организационно-экономические основы социальной защиты в рыночной экономике
2.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования………………………………………………………………….9
2.2. Организация экономической деятельности социальных служб…….12
II. Практическая часть……………………………………………………....14
Заключение………………………………………………………………..…22
Список используемой литературы…………………………………………24
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие социальной защиты…………………………………………..4
II. Практическая
часть……………………………………………………....
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………24
Социально-ориентированная
рыночная экономика предполагает значительную
деятельность государства в решении
социальных проблем. Это связано
с тем, что рыночная экономика
не гарантирует трудящимся право
на труд, стандартное благосостояние,
образование, не обеспечивает социальную
защиту. Поэтому возникает
В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат.
Ограниченная социальная политика означает сведение ее к минимуму. Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население высоким уровнем социальных услуг. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Важнейшей
частью государственных программ социального
обеспечения является социальное страхование.
Другую часть государственной
переходом экономики России к рынку без четкой и всесторонне обоснованной программы рыночных преобразований, приведшим к резкому спаду уровня жизни многомиллионных масс граждан России (примерно 35-40% населения страны). Обнищанию способствовали: либерализация цен, инфляция, рост безработицы, отсутствие четко организованной системы индексации денежных доходов и сбережений населения и т.д.;
отсутствием скоординированных планов и программ решения задач перехода к рынку в рамках СНГ;
отсутствием адекватной рыночным условиям хозяйствования законодательной базы, регулирующей различные стороны жизнедеятельности российского общества и государства;
искусственно
форсированным введением в
коммерциализацией (платностью) процессов получения социальных благ и услуг, ранее предоставлявшихся бесплатно практически каждому гражданину страны (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и др.).
Граждане
нашей страны привыкли получать основные
социальные блага и услуги бесплатно
по мере возникновения потребности
в них. Об этом всегда заботилось государство.
Поэтому при переходе к качественно
иному характеру и содержанию
производственных, в том числе
и распределительных отношений
нужна соответствующая
СЗН как категория национальной экономики социально ориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов.
СЗН это обязанность не только государства. Это функция предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений граждан, например, профсоюзов, обществ потребителей, вкладчиков, ветеранов войны и труда и т.д. Это и функция органов, действующих от лица государства, таких, как Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания. Фонд социального страхования и т.д. Кроме того, это функция самих граждан страны, призванных реализовать свои конституционные права и обязанности, выбирая место жительства, место работы или обучения по специальности и т.д.
Сложность национальной системы СЗН заключается в том, что приходится сводить в единое целое все уровни выполнения защитных функций:
- межстрановый (межгосударственный);
- федеральный (РФ);
- региональный (субъекты Федерации);
- межрегиональный (федеральные округа);
- отраслевой;
- межотраслевой;
- конкретных
организационно-правовых
- общественных
организаций и объединений
- личностный.
Национальная система СЗН включает подсистемы социальной защиты:
- работающих
в производственной и
- безработных;
- молодежи;
- пенсионеров и инвалидов;
- военнослужащих всех родов войск;
- малообеспеченных и малоимущих членов общества и т.д.
Эти
подсистемы имеют свои цели, задачи,
формы и методы, свою организационную
специфику и источники
Для
повышения эффективности
-
шире использовать программно-
-
законодательно закрепить
-
обеспечить сопоставимость
По мнению специалистов, в социальных программах по поддержанию уровня жизни и потребления населения РФ целесообразно выделить следующие основные блоки.
1.
Меры по обеспечению
2.
Меры по социальной поддержке
трудоспособного населения,
3.
Меры по адресной СЗ
4. Меры по социальной защите граждан, попавших в сложные социальные ситуации, и маргинальных групп населения.
- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т.д.;
- пенсии по старости, инвалидности;
- пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;
- содержание и обслуживание детей, а также престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;
- медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.
Следовательно, социальное обеспечение представляет собой систему мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов, что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий населения.
В связи с переходом к
Информация о работе Социальная защита населения: место и роль в рыночной экономике