Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели решили следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социальной политики;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
-определить направления и перспективы развития социальной политики в РФ.

Содержание

Теоретические основы изучения социальной политики
1.1. Сущность социальной политики, принципы, функции, основные направления………………………………………………………………………4
1.2. Социальное страхование как элемент социальной политики….……...7
2. Внебюджетные фонды, принципы их организации.
2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ………………12
2.2. Способы обеспечения населения………………………………………...14
3. Развитие социальной политики.
3.1. Перспективы развития социальной политики в Самарской области…..17
3.2. Социальная политика Р.Ф., тенденции развития…………………………22
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Государственное социальное страхование имеет своим  объектом все население в целом  или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия  социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

     Обязательное  социальное страхование — часть  государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в  форме страхования работающих граждан  от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

     К основным принципам обязательного  социального страхования относятся:

     устойчивость  обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности  страхового обеспечения и страховых  взносов;

     всеобщий  обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

     государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

     государственное регулирование системы обязательного  социального страхования;

     паритетность  участия представителей субъекта обязательного  социального страхования в органах  управления системы обязательного социального страхования;

     обязательность  уплаты страхователями страховых взносов  в бюджеты фондов конкретных видов  обязательного социального страхования;

     Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

     Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами.

     Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному  страхованию при наступлении  страховых случаев.

     Застрахованные  лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

     Различают следующие виды социальных страховых рисков:

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность;
  • трудовое увечье и профессиональное заболевание:
  • материнство;
  • инвалидность;
  • наступление старости;
  • потеря кормильца;

     Рассмотрим  процесс управления системой обязательного социального страхования.

     Обязательное  социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в  соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

     Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

  • страховые взносы:
  • дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • штрафные санкции и пени;
  • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  • другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

     Взносы  во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым  тарифам, размеры которых установлены  федеральным законом. В настоящее  время они составляют:

     в Фонд социального страхования к  оплате труда, начисленной по всем основаниям – 2,9%;

     в Фонд обязательного медицинского страхования -3,1%

     в Пенсионный фонд - 20%

     Ставка  единого социального налога равна 26 %

     Расчетной базой для начисления страховых  взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

 

     2. Внебюджетные фонды,  принципы их организации.

     2.1. Система государственных  внебюджетных фондов  в РФ.

 

     Формирование  современной системы социального  страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

     Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

     ПФР обеспечивает:

  • аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

     ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

     Средства  ПФР направляются на:

     • выплату государственных пенсий;

     • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

     • оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

     Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

     Согласно  закону, граждане России имеют право  на:

  • выбор страховой медицинской организации, свободный выбор 
    медицинского учреждения и врача;
  • медицинскую помощь на всей территории России;

     Для выполнения задач по обязательному  медицинскому страхованию в РФ образован  Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

     Средства ФОМС направляются на:

  • финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
  • осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
  • выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
  • направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
  • создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
  • текущее содержание.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

     Основные  задачи фонда:

  • обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно- 
    курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ 
    охраны здоровья работников;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость 
    фонда;
  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
 

     2.2 Способы обеспечения  населения. 

     В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

     пенсия  за выслугу лет;

     пенсия  по старости;

     пенсия  по инвалидности;

     социальная  пенсия.

     По  старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

     Трудовая  пенсия по старости назначается при  наличии не менее пяти лет страхового стажа.

     Размер  базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц.

     Размер  трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

     П = БЧ + СЧ + НЧ, где

     П - размер трудовой пенсии по старости;

     БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости;

     СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

     НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

     По  инвалидности. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления  инвалидности при наличии ограничения  способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

     Размер  базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени  ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в  следующих суммах:

Информация о работе Социальная политика