Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:05, курсовая работа
В настоящее время страхование - это уже не просто финансовый механизм возмещения ущерба, а ещё и источник рефинансирования кредитного сектора или одна из крупнейших сфер институциональных инвестиций. Страхование также способно заменить некоторые государственные социальные программы, снимая нагрузку с государственного бюджета. Надежная и стабильная система страхования обеспечивает высокий уровень экономической защиты ее участников и успешного функционирования их в рыночной экономике, что является необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.
Введение
3-4
Глава I. Особенности развития страхового рынка в условиях экономического кризиса
5-10
Глава II. Влияние мирового финансового кризиса на страховой рынок РФ
11-16
Глава III. Проблемы преодоления экономического кризиса и перспективы развития страхового рынка
17-25
Заключение
26
Список литературы
27
Кризис также указал на необходимость в кратчайшие сроки обеспечить более эффективную систему надзора, ужесточить требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, ввести в страховых организациях систему внутреннего контроля и аудита. Требуют разрешения и затянувшиеся вопросы формирования актуарной инфраструктуры.
Сокращение объема страховых премий потребовало от страховщиков оценки эффективности работы всех ключевых направлений внутри компании: филиальной сети, каналов продаж, системы расчетов со страховыми агентами, IT-системы. Более серьезное внимание стало уделяться продуктовой линейке, ее соответствию современным условиям рынка, мерам по борьбе с мошенничеством и т. д. К сожалению, часть компаний выбрала иной путь: занижение размера страховых выплат, необоснованный отказ в выплатах и иные действия, связанные с нарушением прав страхователей. В результате резко увеличилось число жалоб страхователей, потребовавшее усиления контрольных мероприятий со стороны органа страхового надзора, а также принятия самых жестких мер в отношении недобросовестных участников рынка1.
"Слабым звеном" оказались следующие компании, вынужденные уйти с рынка1.:
По данным, приведенным заместителем генерального директора агентства "Эксперт РА" П.А. Самиевым, наиболее опасными видами страхования с точки зрения отрицательных темпов прироста страховых премий и высоких темпов прироста страховых выплат стали: страхование грузов (падение премий в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008 г. на 23,0%, рост выплат на 76%), страхование от несчастных случаев (падение премий на19,1%, рост выплат на 47,7%), автокаско (падение премий на 16,2%, рост выплат на 40%) и добровольное медицинское страхование (падение премий на 7,5%, рост выплат на 16,3%).
По мнению аналитика аудиторской компании "Мариллион" Я.С. Мирошниченко, на рынке страхования влияние кризиса в наибольшей степени отразилось на страховании жизни. По итогам III квартала 2009 г. премии по страхованию жизни сократились на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
По итогам 1 полугодия 2009 года количество страховщиков, на которых приходится 50% активов страхового рынка, не изменилось и составило 23 компании. Коэффициент концентрациипо данному показателю увеличился с 0,018 в 2008 году до 0,019 в 1 полугодии 2009 года (в 2007 году — 0,017).
Увеличение концентрации, как и снижение темпов роста активов, в значительной мере вызвано уменьшением числа страховщиков, произошедшим в результате отзывов лицензий за период 2008 года — 1 полугодия 2009 года.
При этом у 43% величина активов за 1 полугодие 2009 года уменьшилась, у 24% — темп роста оказался меньше среднерыночного, а у 2% страховщиков активы за рассматриваемый период увеличились более чем в 2 раза.
Диаграмма 1. Количество
страховых организаций и
Данный
тренд в меньшей степени
Состав страховых компаний, лидирующих по величине активов на протяжении 2008 года — 1 полугодия 2009 года, существенно не изменился (Приложение 1).
В пятерку лидеров по объемам собранных страховых премий (взносов), кроме ОМС, вошли следующие страховые компании: РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (34,15 млрд. руб., 11,96% от общего объема страховой премии), СОГАЗ (29,38 млрд. руб., 10,29%), ИНГОССТРАХ (21,86 млрд. руб., 7,66%), РЕСО-ГАРАНТИЯ (17,98 млрд. руб., 6,30%), АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ (11,65 млрд. руб., 4,08%). При этом наиболее высокие темпы роста объемов сборов страховых премий среди страховых компаний, вошедших по этому показателю в список 50 крупнейших, в 1 полугодии 2010г. по отношению к 1 полугодию 2009г. были отмечены у СТРАХОВОЙ ГРУППЫ МСК (в 30,12 раза), РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (в 5,7 раз), СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ (в 2,3 раза). Снизили объемы сборов премий в отчетном периоде РОССИЯ (Рег. № 2) (на 52,65%), РОСГОССТРАХ (Рег. №1) (на 30,66%), ПЕРВАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ (на 28,46%).
В 1 полугодии 2010г. страховыми компаниями
было собрано 43,46 млрд. руб. страховых
премий по обязательному страхованию
гражданской ответственности
Лидерами по объемам собранных страховых премий (взносов) по договорам ОСАГО выступила компания РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (13,52 млрд. руб., 31,1% в общем объеме собранной премии по ОСАГО), РЕСО-ГАРАНТИЯ (4,23 млрд. руб., 9,74%), компании группы МСК (3,15 млрд. руб., 7,24%), ИНГОССТРАХ (3,01 млрд. руб., 6,92%).
В 1 полугодии 2010г. 50 крупнейшими отечественными страховыми компаниями по договорам страхования было выплачено 119,88 млрд. руб., что составило 88,86% от общего объема выплат.
По объемам выплат в рейтинге
страховых компаний за 1 полугодие 2010г.
в пятерку лидеров вошли
Глава III. Проблемы преодоления экономического кризиса и перспективы развития страхового рынка
В настоящее время происходит процесс формирования российского страхового рынка путем создания крупных страховых компаний, способных адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка и оказывать страховые услуги, отвечающие мировым стандартам, а также формирования инфраструктуры страхового рынка.
Показатели состояния страхового рынка свидетельствуют о том, что в Российской Федерации созданы основы национального страхования. Тем не менее страхование еще не заняло надлежащего положения в системе защиты имущественных интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства. В России страхуется менее 50% потенциальных рисков против 90—95% в большинстве развитых стран; 60% собственности предприятий не обеспечено страховой защитой. Объем страховых взносов в нашей стране сопоставим с аналогичными показателями только одной крупной зарубежной страховой компании.
Серьезные проблемы могут возникнуть при монополизации секторов страхового рынка. Разнообразие страховых продуктов на российском рынке значительно меньше, чем за рубежом. Отрицательно сказывается на развитии страхового рынка отсутствие мер стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов. Не создан надежный механизм государственного контроля выполнения страховыми организациями принятых обязательств, адекватной оценки их надежности и финансовой устойчивости3.
К числу основных проблем дальнейшего развития страхового рынка России можно выделить следующие:
Для достижения долгосрочных целей развития страхового рынка в РФ необходимо:
• обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования;
• проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг;
• повышать эффективность государственного
регулирования страховой
• развивать взаимоотношения
• совершенствовать нормативную базу страховой деятельности4.
В настоящее
время одним из приоритетных
направлений деятельности
Стабильность страхового рынка во многом определяется его инфраструктурой. Необходимо также ускорить создание института актуариев с учетом выработанных международной практикой критериев.
Главным моментом структурной политики на рынке страховых услуг является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования. Сейчас удельный вес обязательного страхования составляет более 50% всего страхового рынка. В основном это следствие введения обязательного медицинского страхования.
Особого внимания требует стимулирование страхования в сфере малого бизнеса. Необходимо усилить контроль за компаниями, осуществляющими страхование жизни.
Важным фактором развития добровольного страхования является восстановление доверия к нему населения в целях активизации привлечения средств в сферу реальной экономики.
В области
обязательного страхования
Необходимо упорядочить введение новых видов обязательного страхования, приводящего к созданию новых внебюджетных ведомственных фондов, оценить эффективность работы существующих фондов.
В области
государственного регулирования страховой
деятельности должны быть приняты меры
по совершенствованию нормативно-
Государственная поддержка может осуществляться по следующим направлениям:
• прямое участие
государства в развитии страхования
некоммерческих рисков для защиты инвестиций,
экспортных кредитов; обеспечение за
счет бюджетных средств программ
обязательного государственного страхования,
в том числе страхования
• повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им государственной поддержки; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;
• законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка, включающее конкретизацию условий допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок, дополнительную регламентацию перестраховочной деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж, выработку законодательных процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, брокеров и других субъектов страховых отношений на национальном страховом рынке;
• совершенствование
государственного надзора за страховой
деятельностью, предполагающее создание
нормативных и организационных
основ страхового надзора в Российской
Федерации, разработку процедур финансового
оздоровления страховых организаций,
определение специальных
Стимулирование развития страховой отрасли должно осуществляться на основе комплекса мер. «Эксперт РА» выделил 10 приоритетных направлений политики государства в сфере страхования:
1. Создание единого государственного органа, координирующего политику государства в сфере страхования.
2. Сохранение суверенитета российского страхового рынка.
3. Стимулирование развития добровольного страхования физических и юридических лиц.
4. Более широкое использование инструмента страхования в промышленной политике.
5. Совершенствование существующих и введение новых обязательных видов страхования.
6. Создание условий для становления российского перестраховочного рынка в качестве крупного регионального перестраховочного центра.
7. Повышение страховых и перестраховочных емкостей.