Рынок страхования и экономический кризис в РФ: взаимосвязь, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время страхование - это уже не просто финансовый механизм возмещения ущерба, а ещё и источник рефинансирования кредитного сектора или одна из крупнейших сфер институциональных инвестиций. Страхование также способно заменить некоторые государственные социальные программы, снимая нагрузку с государственного бюджета. Надежная и стабильная система страхования обеспечивает высокий уровень экономической защиты ее участников и успешного функционирования их в рыночной экономике, что является необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Содержание

Введение
3-4
Глава I. Особенности развития страхового рынка в условиях экономического кризиса
5-10
Глава II. Влияние мирового финансового кризиса на страховой рынок РФ
11-16
Глава III. Проблемы преодоления экономического кризиса и перспективы развития страхового рынка
17-25
Заключение
26
Список литературы
27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Страхования.docx

— 136.93 Кб (Скачать)

Кризис  также указал на необходимость в  кратчайшие сроки обеспечить более  эффективную систему надзора, ужесточить требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, ввести в страховых организациях систему внутреннего контроля и аудита. Требуют разрешения и затянувшиеся вопросы формирования актуарной инфраструктуры.

Сокращение  объема страховых премий потребовало  от страховщиков оценки эффективности работы всех ключевых направлений внутри компании: филиальной сети, каналов продаж, системы расчетов со страховыми агентами, IT-системы. Более серьезное внимание стало уделяться продуктовой линейке, ее соответствию современным условиям рынка, мерам по борьбе с мошенничеством и т. д. К сожалению, часть компаний выбрала иной путь: занижение размера страховых выплат, необоснованный отказ в выплатах и иные действия, связанные с нарушением прав страхователей. В результате резко увеличилось число жалоб страхователей, потребовавшее усиления контрольных мероприятий со стороны органа страхового надзора, а также принятия самых жестких мер в отношении недобросовестных участников рынка1.

"Слабым звеном" оказались  следующие компании, вынужденные  уйти с рынка1.:

  • демпингующие компании, не создавшие своих резервных фондов;
  • страховые компании, живущие за счет кредитов;
  • компании, живущие только за счет каско и ориентирующиеся на банковский канал продаж, т.е. банковское автокредитование;
  • компании-пирамиды, выплачивающие страховые выплаты не из своего страхового резерва, а из страховых премий новых клиентов-страхователей. Поскольку общий спрос на страховые услуги снизился, то объем страховых выплат начал превышать поток страховых премий;
  • компании, активно инвестировавшие страховые резервы в высокорисковые финансовые инструменты.

По данным, приведенным заместителем генерального директора агентства "Эксперт РА" П.А. Самиевым, наиболее опасными видами страхования с точки  зрения отрицательных темпов прироста страховых премий и высоких темпов прироста страховых выплат стали: страхование  грузов (падение премий в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008 г. на 23,0%, рост выплат на 76%), страхование  от несчастных случаев (падение премий на19,1%, рост выплат на 47,7%), автокаско (падение  премий на 16,2%, рост выплат на 40%) и добровольное медицинское страхование (падение  премий на 7,5%, рост выплат на 16,3%).

По мнению аналитика аудиторской  компании "Мариллион" Я.С. Мирошниченко, на рынке страхования влияние  кризиса в наибольшей степени  отразилось на страховании жизни. По итогам III квартала 2009 г. премии по страхованию  жизни сократились на 23% по сравнению  с аналогичным периодом 2008 г.

По  итогам 1 полугодия 2009 года количество страховщиков, на которых приходится 50% активов страхового рынка, не изменилось и составило 23 компании. Коэффициент концентрациипо данному показателю увеличился с 0,018 в 2008 году до 0,019 в 1 полугодии 2009 года (в 2007 году — 0,017).

Увеличение  концентрации, как и снижение темпов роста активов, в значительной мере вызвано уменьшением числа страховщиков, произошедшим в результате отзывов лицензий за период 2008 года — 1 полугодия 2009 года.

При этом у 43% величина активов за 1 полугодие 2009 года уменьшилась, у 24% — темп роста  оказался меньше среднерыночного, а  у 2% страховщиков активы за рассматриваемый  период увеличились более чем  в 2 раза.

Диаграмма 1. Количество страховых организаций и страховых  брокеров, 2007 год — 1 полугодие 2009 года, ед.2

 

Данный  тренд в меньшей степени коснулся крупных страховщиков: уменьшение величины активов в 1 полугодии 2009 года произошло у 20% страховых организаций, относящихся к ТОП-20; у 35% темп прироста оказался ниже среднего по рынку, остальные 45% значительно увеличили свои активы.

Состав  страховых компаний, лидирующих по величине активов на протяжении 2008 года — 1 полугодия 2009 года, существенно  не изменился (Приложение 1).

В пятерку лидеров по объемам  собранных страховых премий (взносов), кроме ОМС, вошли следующие страховые  компании: РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (34,15 млрд. руб., 11,96% от общего объема страховой  премии), СОГАЗ (29,38 млрд. руб., 10,29%), ИНГОССТРАХ (21,86 млрд. руб., 7,66%), РЕСО-ГАРАНТИЯ (17,98 млрд. руб., 6,30%), АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ (11,65 млрд. руб., 4,08%). При этом наиболее высокие темпы роста объемов сборов страховых премий среди страховых компаний, вошедших по этому показателю в список 50 крупнейших, в 1 полугодии 2010г. по отношению к 1 полугодию 2009г. были отмечены у СТРАХОВОЙ ГРУППЫ МСК (в 30,12 раза), РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (в 5,7 раз), СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ (в 2,3 раза). Снизили объемы сборов премий в отчетном периоде РОССИЯ (Рег. № 2) (на 52,65%), РОСГОССТРАХ (Рег. №1) (на 30,66%), ПЕРВАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ (на 28,46%).

В 1 полугодии 2010г. страховыми компаниями было собрано 43,46 млрд. руб. страховых  премий по обязательному страхованию  гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что превысило  аналогичный показатель за 1 полугодие 2009 г. на 9,0%. Доля собранных премий по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями составила 94,89% от общего объема премий по договорам ОСАГО (41,24 млрд. руб.).

Лидерами по объемам собранных  страховых премий (взносов) по договорам  ОСАГО выступила компания РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (13,52 млрд. руб., 31,1% в общем  объеме собранной премии по ОСАГО), РЕСО-ГАРАНТИЯ (4,23 млрд. руб., 9,74%), компании группы МСК (3,15 млрд. руб., 7,24%), ИНГОССТРАХ (3,01 млрд. руб., 6,92%).

В 1 полугодии 2010г. 50 крупнейшими отечественными страховыми компаниями по договорам  страхования было выплачено 119,88 млрд. руб., что составило 88,86% от общего объема выплат.

По объемам выплат в рейтинге страховых компаний за 1 полугодие 2010г. в пятерку лидеров вошли следующие  компании: РОСГОССТРАХ (Рег. № 977), ИНГОССТРАХ (14,34 млрд. руб., 10,63), РОСНО (9,16 млрд. руб., 6,79%), РЕСО-ГАРАНТИЯ (9,07 млрд. руб., 6,72%), СОГАЗ (8,84 млрд. руб., 6,55).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Проблемы преодоления экономического кризиса и перспективы развития страхового рынка

 

В настоящее  время происходит процесс формирования российского страхового рынка путем  создания крупных страховых компаний, способных адаптироваться к динамично  меняющейся конъюнктуре рынка и  оказывать страховые услуги, отвечающие мировым стандартам, а также формирования инфраструктуры страхового рынка.

Показатели  состояния страхового рынка свидетельствуют  о том, что в Российской Федерации  созданы основы национального страхования. Тем не менее страхование еще  не заняло надлежащего положения  в системе защиты имущественных  интересов населения, хозяйствующих  субъектов и государства. В России страхуется менее 50% потенциальных  рисков против 90—95% в большинстве  развитых стран; 60% собственности предприятий  не обеспечено страховой защитой. Объем  страховых взносов в нашей  стране сопоставим с аналогичными показателями только одной крупной зарубежной страховой компании.

Серьезные проблемы могут возникнуть при монополизации  секторов страхового рынка. Разнообразие страховых продуктов на российском рынке значительно меньше, чем  за рубежом. Отрицательно сказывается  на развитии страхового рынка отсутствие мер стимулирования населения и  предприятий к более широкому использованию возможностей страхования  для защиты своих имущественных  интересов. Не создан надежный механизм государственного контроля выполнения страховыми организациями принятых обязательств, адекватной оценки их надежности и финансовой устойчивости3.

К числу основных проблем дальнейшего развития страхового рынка России можно выделить следующие:

  1. низкий уровень платежеспособности страхователей, усугубившийся экономическим кризисом;
  2. отсутствие эффективных финансовых инструментов для размещения страховых резервов;
  3. неразвитость рыночного механизма и отсутствие развитого рынка ценных бумаг, что ограничивает размещение страховых резервов;
  4. неразвитость обязательных видов страхования, что сдерживает развитие рынка добровольного страхования;
  5. не соответствующие мировым стандартам требования к платежеспособности страховых организаций, снижающие надежность и финансовую устойчивость системы страхования;
  6. несовершенство нормативно-правовой базы страхования;
  7. отсутствие налогового стимулирования страховщиков;
  8. низкий уровень капитализации страховых компаний, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, что не позволяет страховать крупные риски и приводит к оттоку страховых премий зарубеж;
  9. ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг;
  10. информационная закрытость рынка страховых услуг, что не позволяет страхователям выбрать устойчивую страховую компанию;
  11. несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.
  12. неразвитость инфраструктуры страхового рынка, в частности, отсутствия института актуариев и оценщиков рисков.

 

 

Для достижения долгосрочных целей развития страхового рынка в РФ необходимо:

• обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования;

• проводить активную структурную  политику на рынке страховых услуг;

• повышать эффективность государственного регулирования страховой деятельности;

• развивать взаимоотношения российского  и международного страховых рынков;

• совершенствовать нормативную базу страховой деятельности4.

 В настоящее  время одним из приоритетных  направлений деятельности страховых  организаций и перестраховочных  компаний является повышение  минимального размера уставного  капитала, а также его формирование  исключительно за счет денежных  средств. Одна из главных тенденций  развития рынка — концентрация  страхового бизнеса в крупных  компаниях.

Стабильность  страхового рынка во многом определяется его инфраструктурой. Необходимо также ускорить создание института актуариев с учетом выработанных международной практикой критериев.

Главным моментом структурной политики на рынке страховых  услуг является оптимизация пропорций  в соотношении добровольных и  обязательных видов страхования. Сейчас удельный вес обязательного страхования  составляет более 50% всего страхового рынка. В основном это следствие  введения обязательного медицинского страхования.

Особого внимания требует стимулирование страхования  в сфере малого бизнеса. Необходимо усилить контроль за компаниями, осуществляющими  страхование жизни.

Важным фактором развития добровольного страхования  является восстановление доверия к  нему населения в целях активизации  привлечения средств в сферу  реальной экономики.

В области  обязательного страхования необходимо определить значимость страховой защиты имущественных интересов отдельных  категорий лиц.

Необходимо  упорядочить введение новых видов  обязательного страхования, приводящего  к созданию новых внебюджетных ведомственных  фондов, оценить эффективность работы существующих фондов.

В области  государственного регулирования страховой  деятельности должны быть приняты меры по совершенствованию нормативно-методической базы функционирования страхового рынка.

Государственная поддержка может осуществляться по следующим направлениям:

• прямое участие  государства в развитии страхования  некоммерческих рисков для защиты инвестиций, экспортных кредитов; обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования, в том числе страхования имущества  унитарных и казенных предприятий, организаций бюджетной сферы;

• повышение  роли государственных страховых  компаний в реализации государственной  политики в области страхования, определение порядка их участия  в государственных программах страхования, предоставление им государственной  поддержки; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств  страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;

• законодательное  обеспечение защиты национального  страхового рынка, включающее конкретизацию  условий допуска иностранных  страховщиков на российский страховой  рынок, дополнительную регламентацию  перестраховочной деятельности в целях  предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж, выработку  законодательных процедур, позволяющих  эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, брокеров и других субъектов страховых  отношений на национальном страховом  рынке;

• совершенствование  государственного надзора за страховой  деятельностью, предполагающее создание нормативных и организационных  основ страхового надзора в Российской Федерации, разработку процедур финансового  оздоровления страховых организаций, определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим  услуги населению по долгосрочному  страхованию жизни и пенсий, совершенствование  условий лицензирования страховой  деятельности и др5.

Стимулирование  развития страховой отрасли должно осуществляться на основе комплекса  мер. «Эксперт РА» выделил 10 приоритетных направлений политики государства  в сфере страхования:

1. Создание единого государственного органа, координирующего политику государства в сфере страхования.

2. Сохранение суверенитета российского страхового рынка.

3. Стимулирование развития добровольного страхования физических и юридических лиц.

4. Более широкое использование инструмента страхования в промышленной политике.

5. Совершенствование существующих и введение новых обязательных видов страхования.

6. Создание условий для становления российского перестраховочного рынка в качестве крупного регионального перестраховочного центра.

7. Повышение страховых и перестраховочных емкостей.

Информация о работе Рынок страхования и экономический кризис в РФ: взаимосвязь, проблемы, перспективы