Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:46, реферат
Характерными чертами состояние страхового рынка России последних нескольких лет стали наращивание страховщиками объемов страховых премий, постепенный переход к рыночным методам борьбы за клиента, рост «реального» страхования параллельно с уходящими в прошлое «серыми схемами», повышение капитализации и финансовой устойчивости страховщиков. В конце 2008 года положительные тенденции прошлых лет сменили вектор вследствие влияния на российский страховой сектор мирового финансового кризиса.
- низкая
капитализация российских
- перестрахование
- это транснациональный вид
- низкий
уровень государственной
Российский
страховой рынок аккумулирует более
4/5 рынка стран СНГ. Это обуславливается
использованием кэптивных и схемных операций,
которые позволили российским страховщикам
укрепиться на рынке, накопить финансовые
и кадровые ресурсы. Также этому способствовала
умеренная протекционистская политика,
которая контролировала процесс вхождения
иностранных страховых компаний на рынок.
В ближайшее
время российский страховой рынок
также ожидают: существенное сжатие
платежеспособного спроса на страхование,
включая значительное сокращение базы
для реализации обязательного и
вмененного страхования, на приоритетное
развитие которого делают ставку отечественные
страховщики: падение капитализации и
ухудшение финансового состояния поставщиков
страховых и перестраховочных услуг; негативные
изменения в структуре собственности
многих страховых организаций, существенное
снижение их способности выполнять свои
обязательства перед клиентами: обострение
противоречий между потребителями и поставщиками
страховых услуг вследствие резкого усиления
присущей современному страхованию тенденции
к игнорированию интересов страхователей;
сокращение емкости, снижение надежности
страховщиков; дальнейший рост недоверия
к страховщикам и перестраховщикам: обострение
противоречий между поставщиками страховых
услуг, активизация процессов передела
и попыток «мародерства» на страховом
рынке.
Зачастую
при анализе причин низкого спроса
на страховые услуги большинство
мнений, высказываемых представителями
страховщиков и органов государственной
власти, содержат указания на слабую платежеспособность
населения и предприятий, а также
на низкий уровень страховой культуры
населения. Безусловно, как первый, так
и второй вышеназванные факторы имеют
место и играют значительную роль.
Вполне
понятно, что низкий уровень доходов
основной массы населения и значительной
части бизнеса ограничивает спрос на
услуги страхового сектора. Результатом
сложившейся в данном случае ситуации
в настоящее время является наибольшая
востребованность со стороны потребителей
обязательных видов страхования, подобно
ОСАГО, и незначительный добровольный
и платежеспособный интерес к использованию
более широкого перечня различных видов
страховой защиты
Важно
понимать, что, хотя введение системы
ОСАГО и открыло новый этап
в развитии российского страхового
рынка, роста собираемых на сегодняшний
день страховых премий и осуществленных
качественных преобразований явно недостаточно.
Многие
аналитики предсказывают
Во-первых,
активные действия госорганов по борьбе
со страховщиками, занимающимися "серыми
схемами". В результате данных действий
практически полностью удалось исключить
работу "схемных" страховщиков в
сегменте классического страхования жизни.
Во-вторых,
проведение госорганами политики по
установлению посредством законодательных
норм более высоких требований к
финансовой устойчивости и платежеспособности
страховщиков: последовательное увеличение
требований к минимальному размеру уставного
капитала страховых компаний, ужесточение
норм по составу и структуре резервов
и собственных средств.
В-третьих,
возрастающая конкуренция является
основным движущим фактором, стимулирующим
укрупнение игроков отечественного рынка
и ведущим к увеличению показателей его
концентрации посредством осуществления
сделок по слиянию и поглощению.
Это делает
необходимым усиление антикризисных
мер со стороны Минфина и ФССН. Видимо
нельзя будет оставить без внимания беспокойство
страховщиков по поводу отсутствия нормативных
документов, регулирующих порядок банкротства
страховщиков и передач страховых портфелей,
а также предложения перейти на независимый
аудит по МСФО.
Для преодоления
негативных процессов в экономике,
связанных с мировым финансовым
кризисом, который набрал оборотов
в начале осени 2008 года, руководство
страны разработало алгоритм и инструментарий,
а также утвердило план антикризисных
мер.
В программе
антикризисных мер правительства на 2009
год о страховании упоминается только
два раза: в рамках банкротства небанковских
организаций и реформирования ОМС. Поэтому
при подготовке изменений в антикризисную
программу разрешено руководствоваться
стратегией страхового дела, разработанной
Минфином.
Стратегия
развития страхования в Российской
Федерации на 2008 - 2012 годы разработана
в целях определения
Реализация
Стратегии позволит создать предпосылки
для повышения прозрачности законодательства
Российской Федерации о страховании,
формирование конкурентной среды, повышение
уровня финансовой грамотности участников
страхового рынка, информированности
общественности о деятельности субъектов
страхового дела, постепенного перехода
к осуществлению надзора за деятельностью
субъектов страхового дела на качественно
новой основе.
Между
тем эксперты констатируют, что эпоха
благоденствия на страховом рынке заканчивается.
В результате кризиса в большей мере пострадают
страховые продукты, связанные с кредитованием.
Уже сегодня большинство банков сократили
кредитные программы. На рынке ипотеки,
остаются работать только самые крупные
игроки, а также банки с госучастием. Предвидя
снижение покупательной способности клиентов,
страховщики начали думать о том, чтобы
предложить рынку дополнительные программы,
которые могут оказаться дешевле стандартных,
а также планируют экономить за счет использования
франшизы.
И “системные
ошибки страховщиков, закладывавшиеся
в период благоденствия на страховом
рынке, станут причинами кризиса
на рынке” Мини-исследования рейтингового
агентства «Эксперт РА» // www.raexpert.ru.
В первую очередь это касается
рынка автострахования. Его бурный
рост был вызван бумом автокредитования,
где страховка шла в обязательном порядке,
при этом добровольное автострахование
практически не развивалось. Другая ошибка
в том, что большая часть страховщиков
решала исключительно краткосрочные задачи
- привлечение как можно большего числа
клиентов за счет демпинга и запредельных
комиссий страховым посредникам. И тарифы
сознательно устанавливались ниже обоснованного
уровня.
Такая
модель бизнеса близка к классическому
варианту финансовой пирамиды, когда выплаты
старым клиентам осуществляются за счет
взносов, полученных от новых, привлеченных
низкой ценой полиса, считают эксперты.
Сегодня, когда рынок автокредитования
резко сжался, а те, кто выплатил кредиты,
отказываются от услуг страховщиков, строить
подобные пирамиды дальше не получится.
То же самое относится и к жилищному страхованию,
которое по новому закону перестало быть
обязательным при ипотечном кредитовании,
да и сам рынок ипотеки практически закрылся.
И справиться с падением взносов они смогут
только "повернувшись лицом к клиенту"
- ориентируясь на более качественный
добровольный спрос. Но и он сегодня катастрофически
падает из-за снижения платежеспособности.
В этой
непростой ситуации Росстрахнадзор
разработал антикризисные меры, которые
призваны укрепить платежеспособность
страховых компаний. Росстрахнадзор предлагает
использовать субординированные кредиты
для страховщиков, нуждающихся в увеличении
уставного капитала. Такие кредиты должны
быть безотзывными и предоставляться
на срок не менее 5 лет. А для компаний,
занимающихся социально значимыми видами
страхования, надзор предлагает увеличить
маржу платежеспособности. Так, для страховщиков,
проводящих операции по "Зеленой карте",
запас маржи должен вырасти с 30% до 65%, а
для компаний, занимающихся страхованием
опасных объектов, он должен быть не менее
50%. При этом для компаний, испытывающих
временные затруднения, но до того 10 лет
не имевших проблем с платежеспособностью,
допустимо временное снижение норматива
до 25%. Также предлагается установить лимит
на максимальный объем принимаемого по
одному договору риска - в 10% от размера
собственных средств компании.
Росстрахнадзор
предлагает также смягчить норму
законодательства, требующую выдачи
предписаний страховщику, в течение
трех месяцев нарушающему соотношение
нормативов платежеспособности. По мнению
надзора, нужно ввести порядок, согласно
которому компания может согласовать
с регулятором план оздоровления и приведения
в соответствие с требованиями своих активов,
а предписаниями будут караться отклонения
от этого плана. Предложения службы касаются
и изменения длительности периода, принимаемого
для расчетов убытков аграрных страховщиков:
вместо трех лет он может вырасти до семи.
Впрочем,
есть в предложениях Росстрахнадзора
и жесткие меры - учитывать объем
банковских гарантий, приравненных к обязательствам
страховщика, при расчете маржи платежеспособности
компании.
Поддержка
страховому рынку нужна, но она должна
быть адресной и убедительной. Субординированные
кредиты помогут страховщикам улучшить
финансовую устойчивость. Кроме того,
помощь государства должна быть нацелена
на более гибкое применение нормативов
в особенности в кризисных условиях и
одновременно нужны жесткие меры по оздоровлению
рынка.
Страховой
рынок России выйдет из кризиса гораздо
более здоровым, на нем останется меньше
компаний, но они будут более финансово-устойчивыми,
клиентоориентированными и принимающими
решения на долгосрочную перспективу.
Но, до того, как кризис закончится, им
придется очень нелегко.
Сегодня
на глобальном уровне наблюдается тенденция
сокращения перестраховочной емкости,
а также снижение уровня качества перестраховочной
защиты. Шанс на выживание имеют те российские
перестраховщики, которые построили свой
бизнес на реальном перестраховании. Что
же касается компаний, в основе работы
которых лежит какая-либо другая бизнес-модель,
то вряд ли у них есть шансы. В период кризиса
на первый план выходит вопрос надежности
перестраховочной защиты, и российским
перестраховщикам придется доказать свою
способность предоставить ее перестрахователям.
По мнению
аналитиков рейтингового агентства "Эксперт
РА", мировой финансовый кризис окажет
на российский страховой рынок, помимо
снижения спроса на страхование, четыре
специфических эффектаКомлева Н. Обзор
«Страховой рынок - 2009» //www.raexpert.ru.
1. Эффект
кумуляции рисков. На падающем
рынке произойдет кумуляция
Рыночные
риски связаны с колебаниями рыночной
стоимости активов, принимаемых в покрытие
страховых резервов.
Кредитные
риски - возможность дефолта банков-
Страховые
риски возникают в результате
ошибок при определении страховых тарифов
и формировании страховых резервов.