Проблемы медицинского страхования. Возможные пути выхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с его текущим состоянием, соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом. Тема медицинского страхования звучит злободневно, когда говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой области. В данной работе мы попытаемся выделить основные проблемы медицинского страхования на примере системы, созданной в Российской Федерации и определить возможные пути их решения.

Содержание

1. Проблемы системы медицинского страхования в России 3
1.1. Проблема обеспечения средств системы обязательного медицинского страхования 3
1.2. Проблемы экономических отношений между субъектами системы ОМС 4
1.3. Влияние экономической среды на специфику развития системы ДМС в России 5
2. Перспективы развития системы медицинского страхования в России 7
Заключение 9
Библиографический список 11
Приложения 12

Работа содержит 1 файл

Проблемы мед.страхования.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

      Однако, несмотря на накопленное несовершенство системы, медицинское страхование в России имеет все шансы на успешное развитие, что поддерживается и фактом развития экономики России как таковой. Во второй главе данной работы мы рассмотрим основные перспективы развития сферы медицинского страхования в России и способы их решения.

 

       2. Перспективы развития системы медицинского страхования в россии

 

      В случае, если второй волны кризиса  в стране не последует, то по прогнозам  рейтингового агентства «Эксперт»  в 2010 году объем рынка страхования  в целом может составить 550 млрд. рублей3. Однако, по тем же прогнозам, в случае неблагоприятного сложения обстоятельств объем рынка составит лишь 450 млрд. рублей, что на 100 млрд. меньше. Таким образом, благополучие рынка страховых услуг в России на данный момент находится во взаимосвязи с общеэкономической ситуацией в стране. Этот вывод применим и к рынку медицинского страхования.

      На  развитие сфер ДМС и ОМС наибольшее влияние оказывают следующие  внешние факторы:

    • инфляция;
    • динамика ВВП;
    • уровень жизни населения.

      Различные виды страхования в период кризиса  характеризуются различной ситуацией касательно страховых выплат и премий. По статистике одним из наиболее пострадавших от кризиса секторов рынка страховых услуг по данным «Эксперт РА» является система ДМС. В 2009 году размер премий в этой сфере снизился на 7%. В 2010 году по пессимистичным прогнозам ожидается их снижение еще на 10%. В приложении 1 представлены более подробные материалы прогнозов агентства «Эксперт РА» относительно рынков страхования.

      По  оценкам экспертов, наибольшие перспективы в России имеют следующие варианты добровольного медицинского страхования4:

  1. Виды добровольного медицинского страхования, предусматривающие выплаты не связанные со стоимостью лечения:
    • страхование на случаи установления диагноза заболевания;
    • страхование на случай заболевания в связи с травмой;
    • страхование на случай потери дохода в связи с заболеванием;
    • страхование суточных (ежедневных) выплат на период госпитализации.
  1. Виды, добровольного медицинского страхования, обеспечивающие выплаты в виде компенсации расходов на лечение:
    • страхование расходов на амбулаторное лечение;
    • страхование расходов на стационарное лечение;
    • страхование хирургических расходов;
    • страхование расходов по послеоперационному уходу;
    • комплексное страхование медицинских расходов.

      В соответствии с изложенными в предыдущих разделах работы проблемами нами был сделан вывод о том, что для их решения и, как следствие, успешного развития системы медицинского страхования, необходимо:

    • безусловное исполнение «Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» органами исполнительной власти субъектов РФ;
    • осуществить повышение тарифа отчислений на нужды ОМС (данный пункт будет реализован РФ с 2011 года – норма отчислений будет повышена до 5,1%5);
    • разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования, коммерческой медицины.

      Таким образом, проводимая в России реформа  здравоохранения, предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической  и клинической эффективности  ее функционирования, улучшение качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.

      На  начальном этапе, реструктуризации системы необходимо достижение финансовой стабилизации, очевидна необходимость четкого определения минимальной базы финансирования здравоохранения, подключения резервных ресурсов для поддержания отрасли, создание необходимых условий и стимулов для деловой и прежде инвестиционной активности. Предлагаемые в этих трудных условиях меры чрезвычайного характера могут быть направлены на сокращение расходов и на поиск дополнительных источников финансирования.

      На  втором этапе, когда произойдет определенная финансовая стабилизация, наступит сокращение налогового бремени, в центре внимания могут оказаться проблемы разумного сочетания платности и «бесплатности» многих социальных услуг, получаемых населением, в том числе медицинских. На том этапе за счет накоплений государства, предприятий, а также посредством привлечения сбережений населения можно будет значительно расширить  финансовую базу здравоохранения.

      И, наконец, третий этап будет связываться  с экономическим подъемом и завершением  преобразований. В условиях роста благосостояния населения это даст возможность сконцентрировать внимание на отработке и отладке всех элементов системы охраны здоровья для ее максимальной реализации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Действительной  реформой переход на ОМС в России за истекшие 15 лет не стал, во-первых, потому, что отсутствовало достаточное  финансирование как системы ОМС, так и российского здравоохранения в целом, а во-вторых, в силу непоследовательности преобразований и неполной реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» в субъектах Российской Федерации. Основа системы обязательного медицинского страхования – установление адекватного тарифа отчислений из определенных государством источников. Вместо необходимого размера тарифа (примерно 7% по Европейскому опыту) в России первоначально была определена лишь его половина - 3,6%, которую впоследствии сократили до 3,1%, что привело к ежегодной нехватке финансирования здравоохранения в системе ОМС.

     Реформу начали, но не довели до конца - старую бюджетную систему лишь частично заменили на страховую. В результате стало еще хуже - сочетание бюджетной и страховой систем породило новую «болезнь» системы здравоохранения России – снижающийся уровень ответственности за ее финансирование.

     Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе сегодня превратились в пустые декларации. Анализ финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий позволил установить дефицит их финансирования в большинстве субъектов РФ. Платность медицинских услуг нарастает. Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги6.

     Проблемы  функционирования современной системы  медицинского страхования, и ее самого подорванного элемента, ОМС могут быть условно разделены на финансовые и организационные. К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:

    • нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого роста в стране, приоритета финансирования здравоохранения;
    • недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения;
    • многоканальность финансирования ЛПУ;

     Современные методы экономической мотивации  врачей, провозглашенные реформой обязательного  медицинского страхования оказались  больше ожиданиями, чем реальностью. Не получили распространения и современные системы обеспечения качества, которые основаны на сотрудничестве страховщиков с врачами в достижении поставленных результатов клинической работы. Именно так строятся отношения страховщиков с врачами в западных странах с системами ОМС.

    • основные организационные проблемы в системе ОМС заключаются в следующем:
    • структурная сложность территориальных систем ОМС;
    • отсутствие правовой основы вспоможения развитию медицинскому страхованию;

     Проводимая  в настоящий период времени интенсивная  деятельность Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации по воплощению «Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 года», направлена на решение основных проблем здравоохранительной отрасли, включая систему обязательного медицинского страхования. Одним из семи направлений Концепции является внесение серьезных изменений в основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении и, конечно, в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании».

     Возможными  мерами для улучшения ситуации могут  стать:

    • увеличение финансирования отрасли здравоохранения;
    • пересмотр законодательства в области тарифов и отчислений в сторону увеличения тарифа на ОМС;
    • обеспечение согласованных и оправданных территориальных политик в области ОМС;
    • установление механизма «обратной связи» между страхователем и ЛЧУ, страховщиками;

     Без крупных дополнительных вливаний в  отрасль практически не удастся  обеспечить приемлемый уровень качества гарантируемой государством медицинской  помощи. Даже если получится с помощью  медико-экономических стандартов внедрить в практику действительно менее затратные и клинически эффективные медицинские технологии, трудно ожидать, что размер экономии превысит 10-20%. Между тем сегодня население, как отмечалось выше, покрывает 40-45% совокупных расходов на медицинскую помощь7. А значит, сохранится весьма значительный разрыв между приемлемыми стандартами качества медицинской помощи и реальными возможностями их обеспечить. С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения.

     Особенно  важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении  приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют.

 

       Библиографический список

 

    Официальные документы 

      
  1. Доклад  о ходе реализации Программы государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 году. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. – М., 2008.// http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/112/DOKLAD_PGG_MZ.doc.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (проект). Российское аграрное движение. Общероссийская общественная организация.– М., 2007. // http://www.webagro.net/news.php?id=72226&cat=stat.
  3. Решения комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения. Общественная палата Российской Федерации, 2006. – 72 стр. // http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/112/DOKLAD_PGG_MZ.doc.

    Книги 

      
  1. Андреева  О.В., Флек В.О., Соковникова Н.Ф. Анализ эффективности использования государственных  ресурсов в здравоохранении Российской Федерации. Анализ и результаты. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 162 с.
  2. Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы. М.: Независимый институт социальной политики, 2000. – 178 с.
  3. Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России. М.: ГЭОТАР-Медиа, 1993. 130 с.
  4. Поляков И.В. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. СПб.: ГЭОТАР-Медиа, 1997. 280 с.
  5. Решетников А.В., Алексеева В.М., Е.Б. Галкин и др. Экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 271 с.
 

    Статьи 

      

Информация о работе Проблемы медицинского страхования. Возможные пути выхода