Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с его текущим состоянием, соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом. Тема медицинского страхования звучит злободневно, когда говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой области. В данной работе мы попытаемся выделить основные проблемы медицинского страхования на примере системы, созданной в Российской Федерации и определить возможные пути их решения.
1. Проблемы системы медицинского страхования в России 3
1.1. Проблема обеспечения средств системы обязательного медицинского страхования 3
1.2. Проблемы экономических отношений между субъектами системы ОМС 4
1.3. Влияние экономической среды на специфику развития системы ДМС в России 5
2. Перспективы развития системы медицинского страхования в России 7
Заключение 9
Библиографический список 11
Приложения 12
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию и науке
Государственное образовательное учреждение
Омский
Государственный Университет
Факультет Международного Бизнеса
Кафедра Международных Экономических Отношений
Дисциплина
Страхование
Реферат
На тему:
«Проблемы медицинского страхования.
Возможные пути выхода».
Выполнила: студентка БЭ-601
Пронникова С.С.
Проверила:
к.э.н. Верховец О.А.
Омск-2010
СОДЕРЖАНИЕ
Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с его текущим состоянием, соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом. Тема медицинского страхования звучит злободневно, когда говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой области. В данной работе мы попытаемся выделить основные проблемы медицинского страхования на примере системы, созданной в Российской Федерации и определить возможные пути их решения.
Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию «Закона «О медицинском страховании граждан в РФ». Сегодня тариф страхового взноса – 3,1% от фонда оплаты труда1 – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая его часть – это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая, неотложная и социально-значимые виды медицинской помощи.
Платежи
за неработающее население из средств
выделенного бюджета
В
сложившейся экономической
Не менее очевиден и отрицательный социальный и политический эффект чрезмерных заявленных государственных обязательств: бесплатность медицинской помощи будет становиться все более иллюзорной, продолжит расти недовольство населения состоянием служб здравоохранения. Объявив медицинскую помощь полностью бесплатной, государство утратит возможности предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается, одновременно активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко идущими социальными и экономическими последствиями. С одной стороны, медики сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики, чем на попытки страховщиков построить разумную систему оплаты по результатам труда в общественном секторе здравоохранения; с другой – пациенты иногда вынуждены платить из собственного кармана суммы, не соответствующие реальному вкладу медиков. Таким образом, еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС.
Правительство разрабатывает и предоставляет базовую программу ОМС вместе с финансово-экономическими обоснованиями для утверждения Государственной Думой; чтобы избежать чрезмерных обязательств по базовой программе ОМС, она должна рассчитываться как минимальный социальный стандарт в виде минимального норматива финансирования на одного жителя – этот норматив должен быть ориентиром для расчета территориальной программы ОМС на уровне субъекта федерации. Иначе говоря, каждая территория должна иметь свою базовую программу в размере минимальных государственных обязательств.
При
анализе экономических
Первая группа отношений возникает между государством в лице федерального и территориальных фондов ОМС (ФФОМС и ТФОМС) и страхователями в лице хозяйствующих субъектов, работодателей и администраций территорий. Эта группа взаимоотношений связана с аккумулированием денежных ресурсов.
Вторая группа отношений – между ТФОМС и лечебно-профилактическими учреждениями (в случае выполнения фондом функций страховщика). Эта группа отношений связана с расходованием денежных средств.
Третья группа – между ФФОМС и ТФОМС. Эта группа отношений охватывает как аккумулирование, так и расходование денежных ресурсов, от устойчивости связей между данными субъектами зависит устойчивость всей системы обязательного медицинского страхования.
Это так называемые внутренние связи, являющиеся составной частью самой системы и определяющие ее устойчивость изнутри.
Также, можно выделить внешние факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость системы ОМС. На сегодняшний день эти факторы играют главенствующую роль. Они определяются состоянием экономики и направлениями государственной политики в области здравоохранения. Эти факторы в свою очередь можно разделить на экономические и организационно-правовые. Экономические факторы напрямую связаны с состоянием экономики станы в целом - падение объемов производства, неплатежи, разрыв хозяйственных связей приводят к сокращению поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Изначально предполагалось три направления развития системы отношений между субъектами ОМС. Это, прежде всего усиление функций территориального органа административного управления здравоохранением, который и осуществляет все структурные изменения в системе организации медицинской помощи населению, то есть, закрывает ряд нерентабельных медицинских учреждений, ужесточает контроль над деятельностью тех учреждений, которые работают в системе обязательного медицинского страхования, создает собственную страховую компанию. Сжатые сроки, объективно необходимые для реализации этого варианта, не позволяют разработать и реализовать меры по социальной защите больших групп населения, а также работников здравоохранения.
Другим направлением предполагалось создание территориальной больничной кассы, имеющей монопольное право на обязательное медицинское страхование населения и образующей филиалы на местах, действующие под руководством и по программе территориальной больничной кассы. В этом случае средства территориальных больничных касс формируются из бюджета (страхование неработающих) и внебюджетных источников (начисление на заработную плату работающих на данной территории) и распределяются территориальной больничной кассой по филиалам, исходя из условий, в которых действует филиал.
Третьим подходом предполагалось создание независимых от органов управления здравоохранения финансово-кредитных учреждений, которые аккумулировали бы все бюджетные средства здравоохранения и управляли ими. Этот вариант способствовал бы демонтажу командной системы в здравоохранении, создавал условия для формирования рынка медицинских услуг.
Как известно, благодаря принятию Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», сложившиеся отношения можно считать компромиссным сочетанием двух последних направлений. Деятельность ТФОМС по управлению денежными средствами предполагает медико-экономический анализ эффективности программ ОМС, выбор оптимального способа оплаты медицинской помощи.
Российская система медицинского страхования устроена таким образом, что все ее участники - фонды, страховые компании, лечебно-профилактические учреждения, так или иначе, зависят от государства в плане финансирования. Сегодня бесплатная медицина в России существует лишь формально, в действительности человеку, ставшему пациентом, нередко приходится тем или иным способом оплачивать оказанные ему медицинские услуги. Естественно, этот механизм ставит пациентов в неравное положение. Таким образом, созданная система обязательного медицинского страхования, по сути, построена не для человека, а для самой себя. И полисы ОМС, полученные гражданами, не обеспечивают их необходимым уровнем правовой защиты, а служат финансовым инструментом, запускающим механизм взаиморасчетов между фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями2.
Известно,
что система обязательного
В системе ОМС РФ не решены проблемы быстрой и точной профилактической диагностики с целью достоверного распознавания и признания тяжести страхового случая. Социальная роль подобной диагностики и мониторинг здоровья населения очень важны в условиях научно-технического прогресса, постоянного ухудшения экологической ситуации, когда нагрузки, особенно на психическую сферу человека, загрязнение окружающей среды, шумы и вибрации, электромагнитные излучения и тому подобное начинают проявляться как дисфункции организма, когда необходимо учитывать все виды рыночных рисков.
Хотя законодательно добровольное медицинское страхование (ДМС) существует в стране уже почти 20 лет, однако по ряду причин, в основном экономического характера, оно не получило в нашей стране широкого распространения. По сей день оно доступно в основном юридическим лицам и гражданам с высоким уровнем дохода. Ввиду экономической ситуации для нашей страны характерен такой вид добровольного медицинского страхования, как страхование по одному заболеванию. Данная практика была внедрена в США специально для необеспеченных слоев населения, например, широко популярна онкологическая страховка - страховка на случай возникновения онкологического заболевания. Большинство российских медицинских учреждений не может в настоящее время предоставить пациентам разнообразную, качественную и в нужном объеме медицинскую помощь, что обуславливает распространение подобной практики. С этим же связано широкое распространение возвратного страхования. Возвратное страхование – это страхование, при котором часть неизрасходованных за определенный период времени средств возвращается страховщиком страхователям либо застрахованным. В системе социального страхования оно используется редко, но в России широко распространена практика возврата не израсходованных на лечение страховых взносов в течение срока действия договора добровольного медицинского страхования. Страхование считается полноценным, если при расчете страховых взносов учитывается вероятность наступления страхового события. В этом же случае чаще всего речь идет о величине стоимости лечения, прибыли страховщика, расходах на ведение страховых операций. Следовательно, «возвратное» добровольное медицинское страхование можно лишь условно назвать страхованием и его существование отражает трудности сегодняшнего дня.
Экономические отношения, формирующиеся сегодня в здравоохранении, естественно, будут отличаться от той модели, которая сложится в нашей стране через некоторое время. Поэтому переход к этому новому состоянию предполагает определенную поэтапность, которая в значительной степени будет определяться темпами становления нормальных отношений в целом в стране.
Информация о работе Проблемы медицинского страхования. Возможные пути выхода