Pr на рынке страховых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов) формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Работа содержит 1 файл

страх.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Неблагоприятная ситуация на рынке способствует усилению концентрации страхового бизнеса. По состоянию на 30 июля 2009 года в России работают 743 страховщика. 43 компании ушли с рынка за 6 месяцев 2009 года. 10 крупнейших страховщиков собирают более половины премий, причем их доля в премиях по добровольному страхованию и ОСАГО по сравнению с I полугодием 2008 года увеличилась с 48% до 53%. Основу страхового рынка составляют 30 крупнейших компаний (из них 20 компаний занимают более 1% рынка каждая, 13 компаний – от 0.5% до 1%). Остальные страховщики работают в отдельных сегментах рынка. Таким образом, структура российского страхового рынка становится аналогичной рынкам развитых стран.

Тенденция расширения регионального присутствия крупных и средних страховщиков, существовавшая в предыдущие периоды, в I полугодии нынешнего года сменилась на противоположную. Сокращение объемов внешних инвестиций, большой срок окупаемости региональных проектов привел к снижению числа компаний, работающих в регионах в среднем на 11%, а в 11 субъектах РФ – более чем на 20% (по данным ФССН). Уменьшение регионального присутствия страховщиков в первом полугодии нынешнего года превышает падение объемов страховых премий по добровольному страхованию и ОСАГО.

Для противодействия демпингу на сайте ФССН в дополнение к появившимся ранее среднерыночным тарифам по автокаско и страхованию выезжающих за рубеж опубликованы средние тарифы по страхованию строений и домашнего имущества граждан.

Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, большинство компаний, участвующих в рейтинге, закончили I полугодие с положительным финансовым результатом, однако их рентабельность продолжает уменьшаться.

Таким образом, основные риски страхового рынка России связаны с сокращением спроса на страховые услуги, падением доходности инвестиционных инструментов, уменьшением ликвидности активов. Особенно высоки риски снижения платежеспособности в сегменте автострахования у компаний, в портфеле которых каско и ОСАГО занимают более 50%.

Как итог, можно отметить, что прогнозы специалистов, сделанные вначале года начинают постепенно сбываться, однако не такими стремительными, как предсказывалось, темпами.

Действительно, финансовый кризис в меньшей степени затронул крупные компании, а те, кто не может справиться с проблемами  самостоятельно – ищут поодержки у иностранных компаний, государства или более сильных игроков данного рынка. Начинается волна слияний и поглощений, как и отмечал в своем интервью Александр Коваль.

К сожалению, информации о 3-ем квартале 2009 года пока нет, а уж информации за год тем более. Единственное интересное интервью, в котором затрагивается тема страхования и есть некоторые итоги, которое мне удалось найти – интервью заместителя председателя правления «Национальной страховой группы» от 28 декабря 2009, Швеца Павла Марковича.

-           Павел Маркович, оцените предварительные итоги 2009 года для страхового рынка, в целом, и по Вашей компании. Чем объясняются проявившиеся тенденции, и каковы будут основные векторы развития рынка в 2010 году?  

-           Предварительные итоги года назвать радостными никак не получается, но и удручающими они тоже не являются. Падение объема страхового рынка в рублевом исчислении составит 6 - 8 процентов, а в долларовом, разумеется, больше, если принимать во внимание плавную девальвацию в начале года. Снижение сборов по страхованию в целом не носило катастрофического характера, поскольку спад в экономике не был обвальным. Основной удар кризиса на рынке страхования физических лиц пришелся на КАСКО и страхование жизни, на корпоративном рынке более других пострадали имущественные виды. Сборы Национальной Страховой Группы следовали в фарватере рыночных тенденций.  Многие клиенты в уходящем году сочли возможным не экономить на страховании, но ситуация в будущем году, скорее всего, не будет такой же. В условиях растущей безработицы и падающего спроса бизнесу нужно будет отдавать ранее реструктуризированные долги, и клиенты вынуждены будут пересмотреть такую статью расходов, как страхование. Тогда, возможно, темпы спада сборов премии в рублях будут почти такими же, какие они были в начале 2009 года в долларах, то есть падение на несколько десятков процентов. Но все же надеемся, что ситуация будет развиваться по более оптимистичному сценарию, и рынку удастся миновать эти трудности. Так или иначе, именно этот фон во многом будет определять ситуацию на страховом рынке в следующем году.     

-           Какова ситуация в важнейшем для российского рынка секторе автострахования? Как повлияли на этот рынок новации в законодательстве, регулирующем ОСАГО, и последствия финансового кризиса? 

-           В секторе ОСАГО убыточность как никогда высока, и прошедший год снова принес нам банкротства ряда игроков. Поэтому вопросом, вызывающим наибольшее беспокойство, остаются тарифы по ОСАГО, остальные проблемы, в принципе, преодолимы. В частности, навыки взаимодействия в системе ПВУ у большинства игроков сформируются раньше или позже, неразрешимых дилемм здесь быть не должно. Теоретически, пока средств РСА должно хватать на то, чтобы покрыть уход некоторого количества игроков, при условии, что уходить будут небольшие компании и по очереди. Но при одномоментном выходе нескольких средних или крупных страховщиков ОСАГО, ситуация может выйти из под контроля. Но будем надеяться, что этого все-таки не произойдет.   Что касается рынка автокаско, то он ожидаемо сократился вслед за спадом на автомобильном рынке и снижением доходов населения, и кардинальное улучшение ситуации едва ли следует ждать в 2010 году.   Что касается ОСАГО, то благополучие этого рынка в ближайшие годы зависит от того, насколько своевременно будут реализованы здесь действия в сфере государственного регулирования, прежде всегго, по тарифному вопросу.    

-           Какие еще изменения требуются сегодня страховому рынку в системе нормативного регулирования страхования в первую очередь и почему? Насколько велика вероятность принятия таких законопроектов, как закон об обязательном страховании ответственности предприятий-источников повышенной опасности  и поправки в Налоговый Кодекс в части льгот по страхованию жизни?

-           Указанные нормативные акты, безусловно, были бы очень необходимы. Кроме того, давно назрело вмешательство отраслевых и надзорных органов в ситуацию с демпингующими игроками, в частности, тех которые занимаются страхованием в системе государственных контрактов. И вообще, я считаю полезными любые рациональные дополнения в нормативное регулирование, поскольку, чем более четко и однозначно прописаны юридические аспекты любой деятельности, тем проще работать, это очевидно. Главное, чтобы государственное вмешательство было адекватно потребностям рынка и не мешало его развитию.    

-           Какова ситуация в области корпоративных продаж по страхованию имущества и ДМС? Оставляет ли кризисная экономия, склонность к отказу от страхования и демпинговый тренд на рынке шансы для нормальной, безубыточной работы страховщиков с клиентами-юрлицами ? Или проблемы преувеличены СМИ, а данный сектор как был, так и остался самым прибыльным? 

-           Безусловно, проблема растущей убыточности объективно существуют в данных сегментах страхового рынка, и особого преувеличения журналистов здесь нет. Одновременно, убежден, что возможности для приемлемой по показателям убыточности страховой деятельности сохраняются даже с учетом влияния упомянутых негативных тенденций. Предпосылками успеха в сложившейся ситуации могут быть повышенные требования к качеству андеррайтинга, эффективности бизнес-процессов и уровню издержек.     

-           Что ждет так и не успевший встать на ноги до кризиса российский рынок страхования жизни? Следует ли ожидать дальнейшего закрытия проектов по страхованию жизни со стороны иностранных и российских страховых групп? 

-           Перспективы рынка страхования жизни остаются туманными, пожалуй, даже наиболее неопределенными, если сравнивать с другими видами. В этой связи уход иностранных игроков вполне вероятен, как вероятно и закрытие «жизненных» проектов российских компаний. Думаю, этот процесс коснется, в первую очередь, участников рынка, которые располагаются в нижней части рэнкинга - вследствие перехода клиентов из небольших компаний в крупные. Для этого вида, как ни для какого другого, важна финансовая стабильность компании в долгосрочной перспективе.      

-           Как за последний год изменилась ситуация в сфере инвестиционных инструментов, используемых страховщиками? 

-           Можно утверждать, что инвестиционная политика стала более консервативной. Ответственные игроки стали более взвешено подходить к выбору инструментов, в которые следует инвестировать, и внимательнее относиться к рекомендациям отраслевых регуляторов.    

-           Каковы последние тенденции в области работы страховщиков с различными каналами продаж страховых продуктов – агентами, брокерами, банками?

-           Превалирующая тенденция, которая оказывает наибольшее влияние на работу страховых брокеров – стремление страховых компаний снизить уровень комиссионного вознаграждения для посредников. Во многом эта мера вынужденная, поскольку страховщики испытывают возрастающее давление убыточности по большинству видов в условиях сокращающихся объемов основных сегментов страхового рынка. Одновременно с этим процессом идет расширение агентских сетей страховых компаний.  Что касается банковского канала продаж страховых продуктов, то рассчитывать на его скорое возрождение я бы не стал. Восстановление банкострахования будет небыстрым и нелегким. Думаю, не стоит ожидать положительных сдвигов раньше 2011 года.   

-           Что характеризует развитие страхования в регионах в 2009 г. и прогноз на 2010 г., какие здесь сейчас ключевые тренды? Что в области работы с филиалами изменили компании за кризисный год, по каким причинам, какие результаты это принесло? 

-           Регионы испытали на себе ощутимо большее влияние кризиса, чем столица. Результаты страховой деятельности по итогам 9 месяцев показывают, что Москва – единственный крупный регион, доля сборов которого в общероссийских сборах премии медленно растет. В то же время, тенденции развития филиальных сетей носят противоположный характер: ряд игроков сокращает нерентабельные филиалы. Но есть и такие, действия которых назвать иначе как «региональной экспансией» нельзя. В первом случае компании делали ставку на сокращение издержек, во втором – на рост сборов. Думаю, убыточность в будущем году расставит все по своим местам и убедительно продемонстрирует, какая из стратегий была наиболее выигрышной.  Непросто делать прогнозы на следующий год, поскольку уровень неопределенности относительно ситуации в экономике остается высоким. Слабоположительные сигналы, которые поступают, надо это признать, не являются веским доказательством того, что мы имеем дело с оформившимися устойчивыми тенденциями роста экономики. Они по-прежнему чередуются с весьма тревожными симптомами.

Как можно видеть, практически все прогнозы сбылись, но немного в меньших объемах, чем предполагалось.

Очень сложный год для рынка страхования будет следующий 2010 год. Именно этот год, как мне кажется, будет решающим для многих компаний, особенно тех, кто не является лидером рынка или не имеет большой государственной поддержки.

В таких условиях, наверное, совсем нереально выйти новичку на рынок. Да и тем, кто сумел ранее закрепить за собой небольшую долю, предстоит очень сильно постараться, чтобы удержаться на плаву.

Особую роль при данных условиях играет PR-деятельность страховых компаний. Об этом я постараюсь рассказать в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ.

              В данной главе я постараюсь рассказать о тех методах, которыми пользуется страховая компания, чтобы привлечь к себе клиентов, завоевать долю рынка, укрепиться на нем и стать узнаваемой.

              Судя по данным исследования, проведенного компанией "Страховой маркетинг", в последнее время страховые компании России вынуждены тратить все больше денег на стимулирование сбыта страховых услуг. Такие изменения связаны с более адресным воздействием методов стимулирования сбыта на конкретных людей — потребителей, торговых агентов, руководителей организаций, в то время как реклама страховщиков приобретает все более имиджевый характер.

Тем не менее, методы стимулирования сбыта услуг (или BTL методы) находят ограниченное применение в страховании и связаны в основном с ценовым стимулированием.

Ценовое стимулирование сбыта страховых услуг может быть определено как снижение стоимости страховых услуг в фиксированный период времени, в конкретном месте, на определенных условиях и по ограниченной группе услуг. Именно этим ценовое стимулирование отличается от демпинга.

Традиционно ценовое стимулирование реализуется в виде прямых или отложенных скидок. Прямые скидки предоставляются непосредственно во время совершения покупки и могут быть в виде:

•                      сезонных скидок;

•                      мелкооптовых скидок;

•                      скидок в виде разовых акций с указанием цены в местах продаж или на упаковке;

•                      скидок при комбинированной упаковке;

•                      скидок дополнительным объемом.

 

Отложенные скидки не предоставляются во время покупки и характеризуются тем, что для их получения необходимо совершить ряд дополнительных действий, например позвонить по телефону, собрать купоны и прочее. Чаще всего к отложенным скидкам относят:

•     скидки в виде компенсации стоимости;

•     долевые скидки;

•     скидки в виде выкупа товара (услуги).

Информация о работе Pr на рынке страховых услуг