Перспективы развития страхового бизнеса Украины в условиях экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике отрасль страховых услуг играет важную роль для всего общества. Ситуация в странах переходящих к рыночной экономике является уникальной: застойная, монополистическая система со временем уступает место динамичной, конкурирующей рыночной экономике. Поскольку, страховая деятельность в новой среде сопровождается значительной неуверенностью и большим количеством бизнес-рисков, повышение эффективности страховой деятельности возможно лишь путем проведения эффективной государственной политики, направленной на регулирование страхового рынка в Украине.

Содержание

Введение ……………...…………………………………………… 3
1. Страхование как экономическая категория ……………… 3-6
1.1 Страхование в экономике рыночного типа ……………. 3
1.2 Функции страхования …………………………………… 5
2. Классификация страхования ………………………………. 6-9
2.1 Общая характеристика ………………………………….. 6
2.2 Классификация страхования по форме организации … 7
2.3 Отрасли страхования …………………………………….. 8
3. Особенности развития страхового рынка Украины …….. 8-11
4. Страхование в условиях интеграции и перспективы…… 11-12

5. Проблемы развития страхового рынка Украины ……… 12-14
6. Предпосылки развития страхования.……………………… 14-15
7. Как усовершенствовать страховой рынок в Украине …... 15-16
Заключение ……………………………………………………… 16
Список литературы ……………………………………………. 17

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

При определении  перспектив развития отечественного страхового рынка обязательно необходимо учитывать, то что страхование не развивается само по себе, а является результатом экономического роста в государстве в целом. Его успехи и неудачи во многом зависят от макроэкономической ситуации. При этом аксиомой современной экономики является тот факт, что лишь страны с сильными собственными финансовыми рынками являются влиятельными игроками на мировой арене. Без сильного банковского и страхового секторов экономики Украина окажется заложником финансовых рынков других стран и будет вынуждена выполнять функцию сырьевого придатка.

В основе модернизации государственного подхода  к рынку страхования должна быть положена обоснованная стратегия, выработка  которой предполагает, в первую очередь, трансформацию рыночной идеологии, а также усовершенствование механизма управления страховым рынком.

 

5. Проблемы  развития страхового рынка Украины

 

Без эффективного функционирования рынка страховых услуг невозможно поддержать социальную стабильность в  обществе и экономическую безопасность в стране.

Воспользоваться преимуществами страхования для стабильного  развития экономики возможно только при условии интенсивного развития национального страхового рынка. Для  этого необходимо определить его  место и роль в экономическом  развитии страны.

Страховой рынок Украины  в 1999 году характеризовался более активной деятельностью компаний по оказанию страховых услуг. Однако на сегодняшний  день состояние развития страхового рынка не удовлетворяет ни страну, ни страховщиков. Малые размеры уставных фондов страховых организаций и то, что нет независимо сформированных резервов, поставили многих страховщиков на край банкротства. А это ни что иное, как подрыв доверия к страхованию в целом. В ближайшем будущем ожидается формирование резервов в размере 1 млн. евро, с последующим переведением в золото. И, потому, тем страховым компаниям, которые не будут иметь солидного страхового и инвестиционного портфеля, единственной возможностью для существования, станет переход к инфраструктуре страхового рынка. Они смогут стать брокерами, т.е. взять на себя функции посредников.

На сегодня позиции  страхования в общей структуре  валового продукта еще незначительные. Они гораздо ниже не только показателей  развитых стран мира, но и ниже показателей  наших ближайших соседей – России и Польши. Поэтому, если эти страны собирают страховых премий по миллиарду долларов, то мы – до 200 млн. долларов.

Страховой рынок в  Украине характеризуется недостаточным  развитием, несовершенством структуры, с тенденцией к подписанию краткосрочных договоров страхования, слабым развитием перестрахования, нестабильностью финансового положения многих страховых компаний, что приводит к несвоевременному исполнению обязанностей перед страхователями.

Некоторые вопросы страховой  защиты до сих пор не решаются из-за несовершенства законодательного обеспечения. Это особенно относиться к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхованию агропромышленного комплекса,  долгосрочному страхованию жизни.

Неотложным являться вопрос о разработке Страхового кодекса. Сейчас депутаты все еще обсуждают отдельные законы об обязательном страховании, но к самому кодексу так и не подобрались. А принятие этого кодекса дало бы возможность определить ответственность за фиктивное банкротство. Так же необходимо обеспечить улучшение правового регулирования деятельности страховых посредников, а именно брокеров, на основе международных условий, которые предусматривают установление всеобщих требований к их профессиональной подготовке и регламентируют порядок регистрации страховых посредников.

Задержка с законодательным  урегулированием долгосрочного  страхования жизни является причиной потери страной десятков миллиардов гривен. Противодействием этому явлению  может стать механизм, согласно с которым страховщики Украины, которые имеют лицензии на осуществление страхования жизни, должны принимать платежи и создавать резервы будущих выплат в СКВ. В случае если платежи принимаются в национальной валюте, с целью недопущения обесценивания резервов будущих выплат, следует дать право страховым компаниям конвертировать и резервировать их в СКВ. Созданные таким образом резервы будущих выплат могли бы стать мощным источником инвестиций в развитие национальной экономики.

Для характеристики развития страховой деятельности используют ограниченное количество абсолютных показателей, к которым относятся страховые платежи, страховые премии, страховые выплаты, количество действующих договоров страхования. Названные показатели публикуются в разрезе добровольного, имущественного и личного страхования и страхования ответственности.

Это подтверждает, что  практически невозможно обобщить показатели развития отдельных видов имущественного страхования (страхования транспортных средств, грузов, домашнего имущества  граждан и т.д.). Практически нет обобщенных показателей развития по Украине страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Такое положение информационной базы данных не способствует проведению качественного анализа тенденций  развития страхового рынка Украины.

Сегодня все страховщики, как субъекты регулирования, ожидают  от госорганов действий, в первую очередь  направленных на развитие страхового рынка. На данный момент Госфинуслуг  занимается в основном только надзором, функциями же развития отрасли государство  не занимается. Как результат — на пороге вступления Украины в ВТО и интеграции отечественного страхового рынка в мировую финансовую систему у него отсутствуют четкие перспективы развития. Подобная ситуация является критической, поскольку без системного видения перспектив развития и дальнейшего существования украинский страховой рынок попросту не выдержит конкуренции со стороны финансовых структур развитых стран. 

6. Предпосылки  развития страхования

 

Условиями и предпосылками  развития страхового бизнеса, в отношении которых государством должны быть предприняты активные действия, являются: 
— экономический рост и повышение благосостояния населения и доходов хозяйствующих субъектов;    
— формирование платежеспособного спроса на страховые услуги; 
— формирование благоприятствующего страхованию налогового режима в частности и инвестиционного климата в целом; 
— усовершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление страховой деятельности; 
— формирование страховой культуры и привычки к страхованию, понимания экономической целесообразности и необходимости страхования со стороны физических и юридических лиц, формирование благоприятного имиджа страховой отрасли; 
— долгосрочное планирование страхового бизнеса, разработка стратегии развития отечественного страхового рынка; 
— привлечение стратегических инвесторов на отечественный рынок;  
— повышение прозрачности страхового бизнеса; 
— оценка страхового бизнеса при помощи фондового рынка; 
— развитие самоорганизации страхового бизнеса, обеспечение эффективной деятельности профессиональных ассоциаций и обществ защиты прав страхователей и пр.

Рост страхового рынка  возможен лишь при условии расширения платежеспособного спроса. По одиночке страховщики расширить его не могут. Прежде всего это связано  с макроэкономическими показателями. Реальный рост страхового рынка возможен только со сменой макроэкономической ситуации. Стабилизация экономики и замедление темпов падения ВВП дают возможность роста страхового рынка.

Развитию страхового рынка Украины способствуют действия Управления контроля финансовых рынков, лицензирование и надзор Департамента финансовых учреждений и рынков Министерства финансов Украины. На это направлена и деятельность Лиги страховых организаций Украины, Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, Ассоциации «Українське медичне страхове бюро» и других объединений.

Основной целью деятельности названных организаций является способствование образованию и  дальнейшему развитию в Украине  цивилизованного рынка страховых  услуг, решению законодательных заданий, связанных с формированием и развитием инфраструктуры страхового рынка, представление интересов своих членов в органах государственной власти и управление, защита прав и интересов страховщиков.

В настоящее время  по инициативе Лиги страховых организаций заканчивается работа над государственной программой развития страхового дела в Украине с перспективой на 2010г. Это будет прекрасный план развития национального страхового рынка на базе усовершенствования страхового законодательства и усиление совместной работы с иностранными страховщиками.

Резервы страхования  жизни, как долгосрочные финансовые ресурсы, должны формироваться за счет повышения доходов и уменьшения налогообложения физических лиц. Привлекательность  страхования жизни, заметно вырастет при освобождении от налогов и сборов физических лиц, которые вложили деньги в этот вид личного страхования.

В отношении налогообложения  страхового бизнеса должен быть реализован один из двух предполагаемых подходов: либо сборы с валовых платежей по существующим ставкам, либо налог на прибыль предприятия, принятый для большинства отраслей экономики Украины. Оба этих подхода могут быть эффективными и являются взаимозаменяющими.

Экономически правильным было бы освобождение от налога той  части доходов страховщика, которую он получает от инвестиционной деятельности, и которую он направляет на выплату страхователям.

Рассмотренные меры должны повлиять на более эффективное развитие страхового рынка нашей страны, и, таким образом, усовершенствовать  экономические отношения рыночного направления.

 

7. Как усовершенствовать  страховой рынок

в Украине

 

Многие специалисты  видят спасение страхового рыка Украины  в реформаторстве. Хотя реформы крайне необходимы во многих случаях, следует  осознавать, что рынки страховых  услуг в разных странах существенно отличаются друг от друга. Необходимо, чтобы реформа в системе страхования в Украине, которая направлена на повышения эффективности страховой деятельности и ее влияния на экономику, учитывала особенности страны и приспосабливалась к ним. Рынок страховых услуг не может существовать отдельно от общих социально-экономических условий, которые его окружают. Страховой рынок – неотъемлемая часть экономики страны. Если методы государственного регулирования, которые направлены на повышения эффективности страховой деятельности, не будут практичными, то система страхования не будет функционировать эффективно или будет иметь негативный побочный эффект и тормозить развитие рыночных механизмов.

Страховые платежи должны быть признаны общегосударственными, необходимыми затратами, которые обеспечат беспрерывность общественного производства, экономическую, социальную и экологическую стабильность в обществе. В связи с этим возникает необходимость включение расходов на страхование у предприятий к валовым затратам, а у граждан, соответственно, исключение их из базы налогообложения. Эти принципы должны быть заложены в основу действий по повышению эффективности использования потенциала страхования, как важного элемента экономики.

 

Заключение:

 

Достижение Украиной независимости и выбор пути рыночных отношений приводит к возникновению новой и в тоже время сложной государственной проблемы страховой деятельности.

Роль государства на переходном периоде общества  к  цивилизованному обществу очень  важна. Потому, что этот переходной период является наиболее сложным, долгим, и полным сомнений. Это требует качественных изменений во всех сферах экономической жизни общества. Нужно образовать новую систему финансов, цен, подготовить новые квалифицированные кадры. Все это позволит обеспечить реальный переход к равноправию всех форм собственности в жизни общества, выйти на международный рынок страхования и, в итоге, поспособствует развитию уровня экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Закон Украины « О страховании».-- «Налоги и Бух. Учет», № 96, 2001.

 

2. Самойловский А.Л. Предложения о совершенствовании страхового рынка в Украине.- «Финансы Украины», №11, 2000.

 

3. Субачев И.И., Олейник В.Я. Терещенко Т.Е. Заволока Л.А. Развитие страхового рынка в Украине как фактора финансовой стабилизации экономики.-- «Финансы Украины», №5 2001 год.

 

4. Островерха Р. Платежеспособность страховой компании и условия ее обеспечения.-- Сборник научных работ Академии ДПС Украины, № 4 (10) 2000.

 

5. Гарматий Т. Проблемы развития страхового рынка Украины. --«Банковское дело», №5 2000.

 

6. Ивашина Г. Страховой рынок Украины переходного периода.-- «Банковское дело», № 7 2000.

 

7. Самойловский А.Л. Предложение совершенствования страхового рынка України. –«Банковское дело», № 5 2000.

 

8. Базилевич В., Уманцев Ю. Развитие конкуренции на страховом рынке Украины.—Вестник КНТЕУ, 5/2000.

 

9. Внукова Н., Прудкий А. Оценка эффективности страхового предпринимательства в Украине.—«Финансовые услуги» №7-9 2000.

 

10.     «Страховой  клуб» № 8(22)/Август 2005

 

 

 

 


Информация о работе Перспективы развития страхового бизнеса Украины в условиях экономической интеграции