Пенсионный фонд РФ и его характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Сейчас, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблема невыплаты пенсий. Действующая в данный момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отражения при исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости ее коренного реформирования.

Содержание

Введение 3

История возникновения и развития пенсионного страхования в России 4

Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 12

Деятельность Пенсионного фонда РФ 17

Заключение 24

Используемая литература 26

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд РФ.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     - система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых отчислений в Пенсионный фонд (28+1 %) с заработной платы в 5000 и 50000 рублей размер пенсии будет одним и тем же – около 3500 рублей; 

     - такая система пенсионного обеспечения «непрозрачна», непонятна и ненадежная для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий.

    Весьма  наивны понятия и представления  о механизмах пенсионной системы, которые  бытуют в нашем обществе. Опрос, проведенный  ВЦИОМ в 51 регионе страны, свидетельствует, что подавляющее большинство респондентов – 80% , считает, что государство должно обеспечивать их в старости. При этом лишь 4.4 % опрошенных заявили, что им известна организация государственных и негосударственных пенсионных систем, и они знают их достоинства и различия. Ещё большая неосведомленность у населения по поводу ключевых вопросов функционирования пенсионной системы – природе собственности пенсионных фондов, механизмах и источниках финансового обеспечения пенсий, роли социальных субъектов в управлении данной сферой.

    Проблема  состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считает, что пенсии финансирует государство, в то время как уже 17 лет, начиная с 1991 года, государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, в период до 1991 года государство дотировало более чем на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат.

    Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели – около 90 % всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая «уравниловка» не только сохранилась но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент нестраховой характер пенсионной системы – это основной тормоз её развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Развитие Пенсионного  фонда Российской Федерации 

    ПФ  РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в  целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в РФ. ПФ РФ является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Пенсионный  фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

    В основные задачи ПФ РФ входят:

    - целевой  сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование  расходов в соответствии с  назначением ПФ РФ;

    - организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

    - капитализация  средств ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;

    - контроль  с участием налоговых органов  за своевременным и полным  поступлением в ПФ РФ страховых  взносов, а также за правильным  и рациональным расходованием  его средств;

    - межгосударственное  и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

    Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

      - фонд запланирован органами власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

      - денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

     - формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

     - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

     - на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

     - денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

      - расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

    Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

    Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения  занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

    Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

    В настоящее время в России используется так называемая распределительная  система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего  населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается.

    Помимо  распределительной системы, современные  пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в  пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик  не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный  на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

    Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же  время  экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

    Основные  принципы, по которым все большее  число стран переходит с распределительной  системы на накопительную, следующие:

    а) при накопительной пенсионной системе  существует прямая связь между тем,  сколько человек зарабатывал, и  тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на  пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

    б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека  преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

    в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что  очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.

    Таким образом, результатом 17-летнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите. 
 
 
 

    3. Деятельность Пенсионного  фонда РФ 

    Средства  Пенсионного фонда формируются  за счет:

     - обязательных пенсионных взносов работодателей и работающих граждан. Страховые взносы являются основным источником поступлений в ПФР, их доля в структуре доходной части его бюджета составляет свыше 80%.

      - ассигнований из федерального бюджета:

     - средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения в связи с досрочным назначением пенсий безработным гражданам;

     - займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений.

     - добровольные взносы физических и юридических лиц;

    В соответствии с федеральным законом  в IV кв. 1995 г. временно свободные средства Фонда социального страхования  и Государственного фонда занятости  населения в размере 1,5 трлн руб : были мобилизованы на возвратной основе для пополнения ПФР- в котором в связи с индексацией пенсий и выплат компенсаций собственных средств оказалось недостаточно. Кроме того, при эффективной организации финансового менеджмента Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в ценные государственные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банки, может иметь определенный доход. Но с 1995 года ПФР запрещается проводить финансово-кредитные операции.

    Уплата  страховых взносов в ПФР

    Размер  взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями в Пенсионный фонд РФ, определяется ежегодно по представлению правления фонда. Федеральным законом от 8.01.1998 г, установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд:

    - для  работодателей - организаций - 28%;

    - для  работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - 20,6% выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения, а также по авторским договорам;

    - для  индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан,  частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов. частных аудиторов — 28% дохода, полученного от их деятельности, для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. -20,6%. Указанные категории плательщиков, использующих в своей деятельности труд наемных работников, уплачивают страховые взносы в размере 28°/о начисленных выплат.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его характеристика