Пенсионное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 История Пенсионного Фонда России (далее – ПФР)

1.2 Структура пенсионной системы России

2 ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ РЯДА СТРАН МИРА

2.1 Пенсионная система США

2.2 Пенсионная система Франции

2.3 Пенсионная система Великобритании

2.4 Сравнение пенсионной системы России и других стран

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПФР И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

Страховая часть  пенсии по старости является дифференцированной и зависит только от вложенных трудов человека. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем

Накопительная часть трудовой пенсии образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе. С 2008 года размер отчислений на накопительную часть составляет 6% (ранее размер страховых взносов составлял 4%).

Правом на получение трудовой пенсии по инвалидности обладают граждане в случае наступления инвалидности при наличии ограничения трудоспособности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. К условиям назначения трудовой пенсии по инвалидности относятся: наступление инвалидности с III, II или I степенью ограничения трудоспособности; наличие хотя бы 1 дня трудового стажа; наступление инвалидности гражданина не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью. Размер трудовой пенсии по инвалидности складывается также из 3 частей: базовой, страховой и накопительной, как и трудовой пенсии по старости.

Особенности назначения пенсий по инвалидности:

С 1 января 2010 года фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности будет дифференцироваться по группам инвалидности, которые до этого применялись, а не по степеням ограничения способности к трудовой деятельности. Это позволит установить более высокие размеры пенсии инвалидам, потому что для большинства инвалидов группа - выше, чем степень способности к трудовой деятельности. Перерасчет пенсий по инвалидности также носит беззаявительный характер и будет производиться Пенсионным фондом автоматически.

Трансформация трудовых пенсий по инвалидности представлена в приложении В.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается при условии, что у умершего кормильца имеется хотя бы один день страхового стажа, а наступление смерти кормильца не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.

Этот вид трудовой пенсии состоит из двух частей: базовой и страховой.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Условия назначения и размеры государственные пенсий регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Существует несколько видов государственных пенсий, которые представлены в приложении Г.

Пенсии за выслугу лет              назначаются при наличии 3 условий: наличие стажа федеральной государственной службы не менее 15 лет, замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением, увольнение с федеральной государственной службы по следующим основаниям: ликвидация федеральных органов государственной власти, сокращение штата федеральных государственных служащих в федеральных органах власти; увольнение с должности государственного служащего в связи с прекращением этим лицом своих полномочий; достижение предельного возраста, установленного для замещения должности федеральной государственной службы; невозможность продолжения работы на государственной службе по состоянию здоровья; увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

В приложении Д продемонстрированы размеры пенсий за выслугу лет федеральных госслужащих.

Размеры пенсий, за выслугу лет гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на весь период проживания в данной местности.

Пенсии по старости – право на их получение имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Одним из главных условий их получения является наличие трудового стажа не менее 5 лет, а также различные условия для каждой из ситуаций представлены в приложении Е.

Условия назначения пенсий по старости гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ещё одним видом государственного пенсионного обеспечения является пенсия по инвалидности.

Эта пенсия назначается военнослужащим только в 3 случаях:

- в случае наступления инвалидности в период прохождения военной службы по призыву;

- в случае наступления инвалидности не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы;

- в случае наступления инвалидности позднее трех месяце после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы.

При наличии одного из вышеперечисленных условий размеры этой пенсии военнослужащим могут составлять различные суммы, представленные в приложении Ж.

Условием установления пенсии по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф является признание гражданина инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени. В последнем случае условия установления пенсии по инвалидности, устанавливаются Правительством РФ.

Размеры государственных пенсий по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф представлены в приложении З.

К условию назначения государственной пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» относится наступление инвалидности, ограничивающей способность к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от причины инвалидности. В приложении И приведены размеры данной пенсии для этих категорий граждан.

Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших военнослужащих и граждан, погибших вследствие радиационных или техногенных катастроф. К нетрудоспособным членам семьи погибших, имеющих право на этот вид пенсии, относятся те же категории граждан, которые имеют право на трудовую пенсию по потере кормильца по обязательному пенсионному страхованию, а также родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от факта нахождения родителей на иждивении погибшего[6].

Условия назначения пенсий по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф, устанавливаются Правительством РФ.

Нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на этот вид пенсии могут получать её в следующем размере(см. приложение К).

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" № 166-ФЗ, от 15 декабря 2001г.

Социальная пенсия также относится к государственному обеспечению.

Факт наличия трудовой деятельности влияет на выплату социальных пенсий только для граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Размеры этой пенсии зависят только от категории граждан, имеющих право на неё отображены в приложении Л.

В дополнение к указанным выше двум системам в России успешно развивается система добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, реализуемая через негосударственные пенсионные фонды. Добровольное пенсионное обеспечение представляет собой формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Оно осуществляется в самых разнообразных формах, как в виде пенсионных систем отдельных предприятий и организаций, так и в виде пенсионного обеспечения отдельных граждан, перечисляющих взносы в свою пользу или в пользу своих близких. В отличие от обязательного пенсионного страхования и государственного обеспечения, условия которых установлены и обеспечиваются законом, условия этого вида пенсионных систем оговариваются и обеспечиваются договором между вкладчиком и негосударственным пенсионным фондом.

Схема взаимодействия вкладчика и фонда достаточно проста. В соответствии с условиями пенсионного договора, определенными в соответствии с потребностями и возможностями вкладчика, вкладчик перечисляет в фонд пенсионные взносы. Фонд обеспечивает сохранность и прирост этих средств с помощью разнообразных инвестиционных инструментов, а при наступлении пенсионного возраста производит участнику пенсионные выплаты.

За последние 10 лет сформирована комплексная нормативно правовая база, регулирующая деятельность негосударственных пенсионных фондов. Этот уровень пенсионной системы приобретает актуальность сейчас, и в будущем, вероятно, его значимость будет только расти. Ведь эта подсистема имеет огромный опыт в других странах.

Таким образом, была изложена структура и сущность пенсионной системы России. Теперь для сравнения необходимо описать пенсионные системы США, Франции, Великобритании.


2 ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ РЯДА СТРАН МИРА

 

2.1 Пенсионная система США

 

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.

 В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 г. и обеспечивает минимальную пенсию.

 К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы[7].

 В США действуют два вида таких накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами и установленными взносами.

 Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Однако в 1980-90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы - с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании приблизительно пять - десять лет.

 Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, счет может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.

 Основной институт социальных выплат (включая пенсии): Social Security Administration, SSA. Ввиду высокой социальной значимости государственных пенсионных фондов последние находятся под особым контролем со стороны власти.

 

 

2.2 Пенсионная система Франции

 

Основы современной системы пенсионного обеспечения во Франции были заложены после Второй мировой войны. В первые 40 лет своего существования, система совершенствовалась в сторону распространения социальной защиты на все слои населения и повышения уровня выплачиваемых пособий. С конца 80-х годов, после резкого снижения темпов роста экономики, правительство заговорило о необходимости реформировать дорогостоящую на его взгляд систему.

После нескольких более менее успешных попыток, последняя крупная реформа существующей системы пенсионного обеспечения была проведена в середине 2003 года (закон Фийона). Она была направлена на постепенное выравнивание и ужесточение требований, предъявляемых при выходе на пенсию к работникам различных секторов[8].

Так в настоящее время официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, однако по закону Фийона для получения полной пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 160 кварталов (40 лет). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот «штрафной коэффициент» не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 160 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%.

Закон также окончательно зафиксировал принцип индексации пенсии не по уровню роста средней заработной платы, а по темпам роста цен, которые, не учитывая темпов роста производительности труда, отстают от первых.

Информация о работе Пенсионное страхование