Пенсионное обеспечение в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:00, реферат

Описание работы

Цель — рассмотреть сущность пенсионного обеспечения в Японии.
Задачи:
 рассмотреть пенсионную реформу Японии;
 изучить современную пенсионную систему.

Работа содержит 1 файл

Пенсионное обеспеч реферат.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра социальной работы и социальной антропологии 
 
 
 

Реферат

Пенсионное  обеспечение в  Японии 

По дисциплине «Пенсионное обеспечение» 
 
 
 
 
 

Выполнила: Адушева З.Г.

Группа  СР-62

Проверил: Лето М.М. 
 
 
 
 

Новосибирск, 2010 г. 

Введение

      Развитие  японской экономики в последнюю  четверть ХХ века характеризуется интенсивной  структурной перестройкой. Главные  направления перестройки - это автоматизация  производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

      В Японии, которая позже западных стран  вступила на путь капиталистического развития, система социального обеспечения долгое время находилась в зачаточном состоянии. Население рассчитывало в основном не на помощь государства, а на финансовую поддержку членов семьи, соседской общины, частных предприятий. Специальных законов в этой сфере практически не существовало.

      В ходе послевоенных демократических  реформ проблеме социального обеспечения  уделялось большое внимание, была разработана его концепция и  соответствующая юридическая база.  

      Концепция социального обеспечения предусматривает  гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице министерства здравоохранения и социального обеспечения. Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума с тем, чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом работника, но не выше его.

      Приступая к реформе системы социального  обеспечения, правительство пошло по пути унификации различных форм страхования здоровья и пенсионного обеспечения, чтобы создать примерно одинаковые условия для различных категорий населения при снижении бремени его затрат в целом.

      Модель  пенсионного обеспечения, действующая в Японии, характерна также для Великобритании, Австралии и ряда стран Северной Европы. В ней доминирует государственное социальное обеспечение, финансируемое из бюджета. Другие институты социальной защиты хотя и достаточно развиты, но выполняют роль дополнительных систем.  По квалификации ООН, Япония к 1970 году превратилась в "стареющее" государство, так как пожилые люди старше 65 лет превышали 7 процентов населения. К 1990 году число пенсионеров достигло уже 14,9 миллиона человек, то есть около 12 процентов населения. Согласно прогнозам, эта тенденция сохранится, и к 2020 году лица старше 65 лет составят 25,5 процента. При такой демографической ситуации увеличение расходов на выплату пенсий неизбежно. Только за один 1994 год они возросли на 7,9 процента по сравнению с 1993 годом и достигли 37,3058 триллиона йен (около 60 процентов от общих расходов на социальное обеспечение). Бремя расходов на социальную сферу становится слишком тяжелым, поэтому вопросы реформирования пенсионной системы остаются актуальными.

      Цель  — рассмотреть сущность пенсионного  обеспечения в Японии.

Задачи:

  • рассмотреть пенсионную реформу Японии;
  • изучить современную пенсионную систему.

Пенсионное  обеспечение в  Японии

      Система общественных пенсий была введена в  Японии во время второй мировой войны — в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г., когда японская экономика оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была разработана современная схема выплат пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии в Японии называются общественными, так как государство субсидирует их только на 1/3 (из 10,7 трлн. иен поступлений в пенсионные фонды в 1994 финансовом году государство внесло 3,9 трлн. иен).

      С 1954 г. пенсионная система страны изменилась. Была введена схема выплаты пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии выплачиваются из специального фонда, создаваемого за счет взносов работающих и работодателей и субсидируемого государством. Этот фонд существует в основном на текущие взносы, и доля накоплений в нем невелика. В 1961 г., например, отчисления составляли 3,5% месячного заработка. В 1996 г. они достигли 16,5%. Однако работающий фактически уплачивает лишь половину суммы, вторую половину покрывает взнос от работодателя. Средний размер обычной пенсии по старости составлял в 1996 г. 216 тысяч иен.

      В 1961 г. устанавливается система национальной пенсии для тех граждан, которые  не были охвачены пенсионной схемой 1954 г., т.е. для тех, кто живет не на зарплату (предприниматели, интеллигенция, юристы и т.д.), пенсии стали выплачиваться всем гражданам страны. Национальную пенсию получают при достижении 65 лет. Ее средний размер составил в 1996 г. 65 400 иен. Такая сумма выплачивается ежемесячно в том случае, когда пенсионер вносил страховые взносы в течение 40 лет.

      В 1996 г. 69 млн. человек ежемесячно платили  страховые пенсионные взносы.

      В 1973 г. было принято решение, что сумма  обычной пенсии по старости должна равняться в среднем 60% общего месячного  дохода работника до его ухода на пенсию. Таким образом, после того как в 1961 г. пенсионное обеспечение стало распространяться на всех граждан страны, упор был сделан на размер пенсии.

      В 1989 г. был установлен порядок, при  котором условия пенсионного  обеспечения официально пересматриваются каждые пять лет.

      В 1994 г. парламент утвердил разработанный  правительством закон о частичном  и постепенном изменении обычного пенсионного обеспечения граждан  по старости. Основные изменения заключались  в следующем:

— пенсионный возраст постепенно поднимается с 60 до 65 лет; процесс начнется в 2001 г. и закончится в 2013 г. — из расчета увеличения пенсионного возраста на один год раз в три года. С финансовой точки зрения это соответствовало увеличению пенсионного возраста до 62,5 года;

— для  лиц, желающих уйти на пенсию в возрасте 60–64 лет, пенсия по старости устанавливается  в половинном размере от обычной; обычная пенсия в полном объеме начинает выплачиваться им по достижении 65-летнего  возраста;

— пенсионные страховые взносы не должны превышать в будущем 30% месячного заработка; впредь страховые пенсионные взносы будут начисляться не с общего заработка, а с суммы, оставшейся после уплаты налогов; предусмотрено повышение размеров взносов на 2,5% один раз в пять лет; кроме того, если ранее суммы бонусов (сезонных премий), достигающих в настоящее время четырех месячных окладов, исключались из начисления страховых пенсионных взносов, то теперь с них берется 1%.

      Частично  пересмотр системы общественных пенсий по старости в 1994 г. носил вынужденный характер и являлся результатом компромисса, призванного сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку престарелых с финансовыми возможностями общества. Достаточно сказать, что сохранение состояния статус-кво грозило, по расчетам Министерства здравоохранения и социального обеспечения, увеличением пенсионных страховых взносов граждан до 34,8% месячного заработка к 2025 г.

      Кроме того, принимались в расчет следующие  моменты: ясно выраженное желание пожилых  людей продолжать работать и по достижении пенсионного возраста; неизбежность сокращения молодой рабочей силы с начала XXI в.; неготовность 1/5 части всех компаний позволить своим служащим добровольно продолжать работу в компании по достижении 60-летнего возраста; учет того факта, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст установлен с 65 лет или старше.  

Пенсионная  система в Японии 

      Социальная  пенсионная система - система социального  страхования, необходимая чтобы  поддержать пенсионеров, лишенных возможности  работать людей, и членов семей умершихпри экстренных обстоятельствах лиц, если у них были пенсии и льготы. 

Социальная пенсионная система состоит из государственной  пенсии, в которую включены основные пенсии для людей, лишенных возможности  работать, потерявших кормильца, пенсии по старости, и эти пенсии одинаковы для всех людей. Служащие, вступающие в

систему пенсионного  страхования по месту работы, обеспечиваются дополнительной пенсией сверх основной пропорционально доходу. 

 

Вступление  в национальную пенсионную программу.  Все люди, проживающие в Японии в возрасте с 20 до 60 лет, включая иностранцев, обязаны вступить в национальную пенсионную систему. Однако, если Вы вступили в систему пенсионного страхования находясь на службе в компании, то Вас также автоматически включают.   

Процедуры вступления. Чтобы вступить в национальную пенсионную систему, Вы должны получить свою печать и сообщить в пенсионный отдел в Вашем местном Муниципальном административном офисе. (Печать не требуется, если абонент непосредственно подписал форму).   

Оплата  вкладов пенсии. Размер вклада - единый для всех абонентов независимо от дохода и составляет 14 100 иен в месяц на 2007-й финансовый год. Уведомления для оплаты, посланные от Агентства Социального страхования один раз каждый апрель, могут быть оплачены со счета определенного банковского учреждения, почтового отделения или мини-маркета, или автоматическим банковским переводом. 

Если Вы не можете позволить себе оплату из-за низкого  дохода или других причин, Вы можете попросить освобождение от оплаты. Бывают случаи, когда Вам могут разрешить полное или частичное освобождение. Кроме того, студенты могут просить студенческую

систему освобождения оплаты, чтобы отложить их платежи.  

        Сейчас пенсионная система Японии  имеет два основных уровня. Первый уровень составляют базовые пенсии, второй образуют государственные и профессиональные.

      I. С 1 апреля 1986 года все жители  страны независимо от их национальности, пола, рода деятельности, уровня  доходов и других факторов  имеют право на базовую пенсию по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

      1. Право на базовую пенсию по  старости определяется двумя  условиями - достижением установленного  законом возраста, 65 лет и наличием  страхового стажа. Применяется  механизм гибкого пенсионного  возраста, в соответствии с которым граждане 60-64 лет при уходе на пенсию получают ее в сокращенном размере. При продолжении работы после достижения 65 лет размер пенсии увеличивается ежегодно.

      Под страховым стажем понимают продолжительность  уплаты обязательных пенсионных взносов. Причем в страховой стаж включаются не только периоды фактической уплаты взносов, но и время, когда застрахованный был освобожден от их уплаты по уважительным причинам, установленным законодательством (например, в связи с временной нетрудоспособностью). Время нахождения на содержании супруга, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, также засчитывается в страховой стаж. Однако при определении размера базовой пенсии время фактической уплаты взносов учитывается в полном объеме, а указанные "периоды освобождения" - только в пределах одной трети. Минимальная продолжительность страхового стажа, дающего право на базовую пенсию по старости, равна 25 годам, а максимальная - 40.

      Размер  базовой пенсии по старости устанавливается  ежегодно в твердой сумме, достаточной для удовлетворения основных жизненных потребностей. Увеличение ее производится ежегодно с 1 апреля в соответствии с индексом роста потребительских цен за прошедший год. Если на иждивении пенсионера находится супруг старше 65 лет, то к базовой пенсии назначается надбавка то к базовой пенсии назначается надбавка.  

      2. Базовая пенсия по инвалидности  предоставляется лицам, подлежащим  обязательному пенсионному страхованию,  в возрасте от 20 до 60 лет, а также  лицам в возрасте от 60 до 64 лет, если они проживали в Японии в момент первоначального медицинского освидетельствования в связи с установлением инвалидности. Базовая пенсия по инвалидности выплачивается в максимальном размере, если страховой стаж на момент наступления инвалидности составляет не менее двух третей необходимого страхового стажа для базовой пенсии по старости с учетом даты рождения. К пенсии по инвалидности назначаются надбавки на детей до 18 лет и до 20 лет, если ребенок является инвалидом. Размер надбавки дифференцируется в зависимости от количества детей. Выплата базовой пенсии по инвалидности приостанавливается, если пенсионер имеет доходы сверх установленной суммы или право на другую пенсию в более высоком размере.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в Японии