Обязателньое и добровольное медецинского страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России действует как государственная система, так и частное медицинское страхование.

Государство оплачивает расходы медицинских учреждений через посредников – страховые компании. По сути дела это распределительная система с элементами страхования. Что касается частного медицинского страхования, то у нас оно реализуется только страховыми компаниями и в самых различных формах. Чтобы разобраться в особенностях отечественного медицинского страхования, необходимо, прежде всего, рассмотреть основные принципы страховой деятельности. Этому и посвящена данная курсовая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Система медицинского страхования в России………………………5

1.1.История медицинского страхования……………………………………….5

1.2.Развитие медицинского страхования в России…………………………….6

1.3.Перспективы развития системы медицинского страхования…………….11

Глава 2. Обязательное медицинское страхование……………………………..15

2.1.Общие сведения об обязательном медицинском страховании…………...15

2.2. Модели системы обязательного медицинского страхования…………….18

2.3. Расчет и использование фонда обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………21
Глава 3. Добровольное медицинское страхование…………………………….25

•3.1. Сущность добровольного медицинского страхования…………………25
3.2. Особенности добровольного медицинского страхования………………..27

3.3. Договор добровольного медицинского страхования……………………..30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

стаховое дело.docx

— 57.78 Кб (Скачать)

      5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 г. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования".

      Логическим  продолжением начатой политики слияния  наркомздравовской и страховой  медицины стало принятие Декрета  от 31.10.1918г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении  трудящихся". В новом Положении  термин "страхование" был заменен  на термин "обеспечение". Это соответствовало  концепции Советского правительства  о том, что через год после  Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт социального  страхования должен был уступить свое место социалистическому институту  социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому  соответствовало.

      6 этап. С ноября 1921 г. по 1929 г. C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.

      15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном  страховании лиц, занятых наемным  трудом", в соответствии с которым  вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.

      Впервые этим Декретом устанавливался порядок  взимания взносов, при этом основными  сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:

  1. Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.
  2. Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.

      7 этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.

      В советское время надобность в  медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера  здравоохранения полностью содержалась  за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств  и социальных фондов самих предприятий.

      8 этап. С июня 1991 года по настоящее время. И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

      В период проведения экономических и  социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных  и ведомственных средств на содержание медицинских учреждений в 1991 г. был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. При чем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы. 

1.3.Перспективы  развития системы  медицинского страхования 

      В современных условиях необходим  принципиально новый подход к  организации здравоохранения, гарантирующий  право каждого гражданина на получение  медицинской помощи, соответствующей  уровню развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов. Реализацию такого подхода может обеспечить система страховой медицины.

      Как показывает мировой опыт, переход  к страховой медицине является необходимым  в условиях рыночной экономики и  развития рынка медицинских услуг, так как он обеспечивает, во-первых, гарантированность и доступность  высококачественность медицинских  услуг (даже при неизбежном росте  цен на них) для широких слоев  населения; во-вторых, помогает решению  проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.

      Системы дополнительного (добровольного) медицинского страхования при правильной их организации  обеспечат не только улучшение качества обслуживания застрахованных по этим системам, но и будут содействовать  развитию медицинских услуг для остальной части населения путем аккумуляции дополнительных финансовых ресурсов в системе здравоохранения.

      Важным  аргументом в пользу медицинского страхования  является широкое распространение его в развитых странах мира, обеспечивающее высокий уровень медицинских услуг разным категориям граждан.

      Введение  принципов медицинского страхования  предполагает перевод отрасли на рыночные отношения, при которых  действуют жесткие экономические законы. Поэтому обязательным условием этого перевода является внедрение экономических методов хозяйствования в практику работы медицинских учреждений.

      Рыночная  модель хозяйственного механизма сферы  здравоохранения основывается на следующих  принципах организации и функционирования:

  • многоукладность (смешанный характер) экономики здравоохранения;
  • хозяйственно-финансовая самостоятельность учреждений здравоохранения, основывающих свою деятельность на различных формах собственности;
  • социально-экономическая и юридическая ответственность медицинских учреждений за результаты деятельности;
  • предоставление медицинских услуг путем их купли-продажи по ценам, обеспечивающим не только покрытие затрат на эти услуги, но и получение определенной прибыли. Кроме того, цены должны формироваться с учетом качества медицинских услуг и соотношения спроса и предложения на них на рынке медицинских услуг;
  • финансирование учреждений здравоохранения в форме самофинансирования из выручки от реализации медицинских услуг предоставленных населению, с учетом их количества, качества и эффективности;
  • расширение ответственности за охрану здоровья населения.

      Основополагающий  принцип организации сферы здравоохранения  в условиях рыночного хозяйства  может быть сформулирован как  многоукладность экономики здравоохранения  и многообразие форм организации  медицинского населения. Многоукладность  экономики здравоохранения проявляется, во-первых, в параллельном существовании  и развитии относительно обособленных, организационно оформленных секторов медицинского обслуживания населения: государственной, частной, страховой  служб здравоохранения, во-вторых, в  существовании и функционировании экономически и юридически самостоятельных  медицинских учреждений, основывающих свою деятельность на различных формах собственности (государственной, коллективной, частной).

      Значение  этого принципа определяется тем, что  социально-ответственная конкурентная медицина возможна только при параллельном существовании и развитии различных  форм собственности, форм и методов  организации хозяйственной деятельности, управления, источников механизмов финансирования медицинских учреждений, а также  различных методов (плановых и рыночных) регулирования процессов, протекающих  в сфере здравоохранения. Как  показывает мировой опыт, существование  альтернативных секторов в общенациональной системе здравоохранения служит основой и гарантией свободы  выбора места и условий работы для медицинских работников, а  также, безусловно, расширяет права  больного на свободный, самостоятельный  выбор врача, медицинского учреждения, вида медицинских услуг, в наибольшей мере соответствующих его интересам.

      Важнейшей проблемой функционирования рынка  медицинских услуг является проблема создания механизма ценообразования  на услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения. Основным требованием рыночного механизма ценообразования является свободное формирование цен на основе договора производителя медицинских услуг (продавца) и покупателя. В этих условиях необходимо формирование продуманной государственной и региональной политики цен, учитывающей, что искусственное сдерживание, «замораживание» цен на услуги здравоохранения может привести к снижению качества и эффективности медицинской помощи населению.

      Экономические преобразования, проводимые в нашей  стране, перевод всей экономики на рыночные отношения, будут постепенно создавать необходимые предпосылки  и условия для реализации основных положений реформы отрасли. Таким образом, глубина и масштабность предстоящих перемен диктует целесообразность постепенного внедрения в практику здравоохранения положений новой финансовой модели отрасти и их поэтапное освоение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Обязательное медицинское  страхование 

2.1.Общие  сведения об обязательном  медицинском страховании 

     В мировой практике организации медико-санитарного  обслуживания сложились основные системы  экономического функционирования здравоохранения: государственная, страховая и частная.

     Государственная система основана на принципе прямого  финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь.

     В основу страховой системы заложен  принцип участия граждан, предприятий  или предпринимателей в финансировании охраны здоровья

     напрямую  или через посредничество страховых  медицинских организаций.

     Цель  медицинского страхования - гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая получения медицинской  помощи за счет накопленных средств  и финансировать профилактические мероприятия.

     Систему медицинского страхования целесообразно  рассматривать в двух аспектах.

     В наиболее широком смысле медицинское  страхование представляет собой  систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых  фондов. При этом охрана здоровья граждан  финансируется «снизу». Страховые  фонды образуются за счет различных  источников финансирования: средств  государственного бюджета, взносов  предприятий, предпринимателей и работающих.

     В узком смысле это процесс поступления  финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются  условиями страхового договора.

     Говоря  о системе медицинского страхования, необходимо различать добровольное и обязательное медицинское страхование, так последнее  является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования.

     Обязательное  медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» является частью государственной политики и системы социального страхования. Основной программой ОМС является Базовая программа ОМС, которая разрабатывается Министерством здравоохранения РФ, согласовывается Министерством финансов РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая программа включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Обязателньое и добровольное медецинского страхование