Негосударственное пенсионное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Получение пенсии в негосударственном пенсионном фонде не отменяет получение государственной пенсии, а дополняет её. В отличие от государственного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное страхование являются сугубо добровольными. Дополнительная пенсия формируется гражданами, исходя из их личного желания и финансовых возможностей.
Цель работы заключается в изучении механизма функционирования государственного и негосударственного пенсионного страхования на примере негосударственных пенсионных фондов, перспектив их развития в российской экономике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...….3
1. Функции и задачи пенсионной системы России …………………………………4
2. Сущность и состояние негосударственного пенсионного страхования ………..7
3. Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования ………10
Заключение …………………………………………………………………………..18
Список использованной илитературы ……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

В настоящее время действует  глава 25 Налогового Кодекса РФ «О едином социальном налоге». Согласно данному документу Налогоплательщиками единого социального налога признаются:

1) работодатели, производящие выплаты  наемным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

2) индивидуальные предприниматели,  родовые, семейные общины малочисленных  народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты,

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в  подпунктах, то он признается отдельным  налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Объектом налогообложения  признаются:

- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:

- вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;

- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 000 рублей в расчете на одного работника за календарей месяц.

Объектом налогообложения также  признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, объектом налогообложения  является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Указанные  выплаты не признаются объектом налогообложения лишь в  том случае, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

Специалисты считают, что в этом отношении больше перспектив у корпоративных  фондов. В ближайшем будущем ожидаются  их активные попытки сблизить позиции  с руководителями регионов и проникновения в сферу деятельности территориальных НПФ. Такое сближение вполне возможно, но по мере осознания региональными администрациями своих возможностей и приобретения опыта НПО не исключены конфликты между ними и фондами, размежевание или "поглощение" фондов территориями. Дело в том, что главная цель корпоративных фондов обеспечить выплату пенсий, для этого нужно надежно и выгодно вкладывать пенсионные резервы (куда именно - вопрос вторичный). Для администраций же приоритетной является задача финансирования экономических программ развития территорий (при этом проекты не всегда бывают надежными и выгодными), а потом уж выплаты пенсий. В любом случае крепкие корпоративные фонды необходимы.

Отраслевые НПФ будут развиваться "замкнуто", в рамках и интересах своей отрасли, незначительно влияния на территории. Межотраслевое слияние маловероятно. В дальнейшем они, скорее всего, будут специализироваться и займут ведущее место в профессиональных пенсионных системах, оставаясь придатком породившей их отрасли (проект закона "О профессиональных пенсионных системах", в котором четко проработана концепция разделения трудовых и льготных пенсий, застрял в Госдуме). Ожидается, что отраслевые фонды будут флагманами накопительной системы, но не станут играть решающей роли в будущей системе НПО.

Независимые (или свободные) НПФ  по-прежнему будут занимать незначительное место, предоставляя всем желающим - гражданам, отдельным работодателям и предприятиям - возможность воспользоваться услугами негосударственного пенсионного обеспечения. Сегодня их потенциал невелик, в дальнейшем какие-то из них могут быть поглощены корпорациями или трансформируются в территориальные фонды.

Пока доля территориальных НПФ  мала, их территориальность условна  и определяется в основном согласием местных администраций участвовать в формальном учредительстве. Причины - в недостаточной профессиональной подготовке работников таких фондов, незнании руководителями регионов принципов НПО, попытках создать региональные пенсионные системы на основе перераспределения существующих денежных потоков и т.п.

Одной из самых серьезных проблем  в деятельности ПФ РФ остается проблема инвестирования пенсионных денег. Члены  совета по пенсионной реформе не пришли к единому мнению в отношении  законопроектов о профессиональных пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий.

Основная претензия к законопроекту  об инвестировании пенсионных средств  – недостаточная прозрачность прописанных  в нем механизмов. Законопроект в  нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты, государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть государственный контроль, как следует гарантировать их сохранность и прочее. Эти недоработки очевидны, однако на сегодняшний день не предложено никаких реальных альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту, накопительная часть пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем направлениям – в государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей.

Идея инвестировать часть пенсионных средств за границей представляется очень удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал для тех средств, которые могут появиться в результате перехода на накопительную систему. Может это и покажется странным при той нехватке инвестиций, которая сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас практически нет адекватных по объемам инвестиционных проектов и инструментов. Поэтому, когда в ходе пенсионной реформы появиться миллиард долларов, вложить их на территории нашей страны будет просто некуда. Выдвинутые зам. министром экономического развития Михаилом Дмитриевым  предложения о выводе большей части денег на международный фондовый рынок не вызвали одобрения в Пенсионном фонде.

Одним из путей решения проблемы инвестирования пенсионных накоплений можно представить вложения в  недвижимость. В России имеется  сектор, требующий долгосрочных инвестиций и обещающий высокую отдачу вложенных средств. Это ипотека, о необходимости которой разговоры идут уже много лет. Сегодня уже сформирован потенциал спроса на эти услуги, отработаны практические механизмы ипотечных операций, сформирована законодательная база этой деятельности. Проблема лишь в отсутствии длинных денег, каковыми и являются пенсионные накопления.

Существует информация, что негосударственные  пенсионные фонды планируют вкладывать средства пенсионных накоплений в недвижимость (не в прямую, а в виде ипотеки), в виде предоставления жилищных кредитов. Существует мнение, что в этом случае можно уменьшить размер платежа по ипотечному кредиту  с 15 до 8-10%. Однако позволит ли это негосударственным пенсионным фондам государство это ещё большой вопрос.

Беспокоит и то, что на именные  пенсионные карточки реальные накопленные  деньги поступят лишь в 2003 году, до этого  граждане РФ не будут иметь никакой  информации о своих счетах. По словам Михаила Дмитриева, средства, которые будут собраны в течение 2002 года, в силу технических причин могут быть закреплены за конкретными плательщиками пенсионных взносов только к середине 2003 года. Это связано с довольно-таки сложной процедурой их регистрации. До этого времени ни сами граждане, ни Пенсионный фонд РФ не будут обладать информацией о том, сколько взносов на накопления имеется у каждого отдельного гражданина.

Только с середины 2003 года каждый пенсионер сможет самостоятельно выбирать  инвестиционный портфель, в который  будут направляться средства, накопленные им за предыдущий год. При этом с 2004 года каждый человек сможет направлять свои средства в негосударственные пенсионные фонды. Таким образом, если пенсионер хочет получать более высокий доход при более высоких рисках, он сможет вкладывать средства в негосударственные управляющие компании. Если же он выберет более консервативный вариант в лице государственного ПФР,  то его риски будут минимизированы при одновременном снижении доходности бумаг.

Предприниматели полагают, что государству дано слишком много полномочий по введению на инвестирование пенсионных средств. С одной стороны, пенсионеру вроде бы разрешается самостоятельно выбирать объект инвестирования своих сбережений, а с другой стороны, строго оговаривается перечень разрешенных для этого активов.

Государство формирует некоторое  количество практически безрисковых  инвестиционных портфелей, куда гражданин  посредством специального уполномоченного  органа может направлять  свои сбережения. Существует закрытый список разрешенных к инвестированию активов, который включает федеральные ценные бумаги, акции и облигации российских предприятий, ипотечные ценные бумаги, ценные бумаги иностранных компаний и государств. Также в законе прописан перечень активов, в которые запрещено размещать средства пенсионных накоплений. Это, прежде всего, векселя и производные ценные бумаги. Здесь также необходимо отметить, что государственные ценные бумаги будут являться приоритетным элементом любого инвестиционного портфеля. А в ценные бумаги иностранных эмитентов можно будет разместить лишь не более 20% всех пенсионных накоплений.

Другая важная тема заключается  в проблеме выбора негосударственных  структур – страховщиков по обязательному  накопительному пенсионному страхованию. В первую очередь это, как отмечалось выше, негосударственные пенсионные фонды, которые являются социальными некоммерческими институтами. Исключительный вид деятельности негосударственных пенсионных фондов определен, как негосударственное пенсионное обеспечение населения. Благодаря детально разработанной нормативной правовой базе сегодня ни один финансовый институт в Российской Федерации не испытывает столь пристального надзора со стороны государства. Такого количества обширных и разносторонних гарантий, как у негосударственных пенсионных фондов, нет ни у одного финансового института, включая страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные компании и т.д. Кроме того, система формирования негосударственных пенсий в рамках негосударственных пенсионных фондов сочетается с идеологией осуществления обязательного накопительного пенсионного страхования. Это, прежде всего, участие в инвестиционном процессе таких субъектов, как управляющие компании и специализированные депозитарии, наличие контролирующего общественного органа - попечительского совета, обязательная аудиторская проверка и актуарное оценивание обязательств фонда перед участниками. Но, вместе с тем, одной из основных проблем развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерация является концентрация основной массы активов в небольшом числе корпоративных фондов, что является следствием монополизированности отечественной экономики. Отсюда вытекает и противоречие развития – активы, в основном, направляются на финансирование корпоративных проектов. Для повышения надежности вложений законодатели в других странах стараются запретить или строго контролировать сделки с заинтересованными лицами, т.е. устранить конфликт интересов. Данная практика должна быть реализована и в нашей стране.

Безусловно, что для обеспечения более широкого выбора схем необходимо привлечение и иных финансовых структур, как страховые организации, ПИФы и т.д., но необходима детальная доработка существующего законодательства, регулирующего деятельность данных институтов.

Осуществление этих мер по минимизации рисков привлечения негосударственных структур в систему обязательного пенсионного страхования и одновременно жесткий государственный контроль за целостной системой пенсионного обеспечения в Российской Федерации, позволит существенно улучшить ее состояние, дав ее гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии. Новая система предоставляет возможность свободы выбора модели пенсионного обеспечения, которая формирует, при активном участии самих застрахованных, оптимальные размеры пенсии при более высокой степени надежности и качестве.

Заключение

 

Таким образом, пенсионная система  страхования – это система  социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда  он утрачивает доходы от трудовой деятельности. Социальная функция пенсии, также должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких заработных плат и не смог заработать большую пенсию.

Основным нормативным документом, регулирующим правовые вопросы пенсионной системы России является Конституция. Она провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения,  устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система  РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов  социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).

Для устранения несоответствия механизмов пенсионной системы развивающимся  рыночным отношениям, создания заинтересованности и мотиваций к полной уплате страховых  взносов работающим населением намечается теснее увязать размер назначаемой пенсии с вкладом конкретного лица в бюджет пенсионной системы. Создание информационной основы для такой связи предусмотрено Федеральным законом «О индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Законом предусмотрена фиксация и сохранение Пенсионным фондом пенсионных прав работающих, т.е. сведений о стаже и заработке каждого, в течение всей его активной деятельности. При наступлении пенсионного возраста на основании этих сведений будет назначаться пенсия.

Информация о работе Негосударственное пенсионное страхование