Негосударственное пенсионное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Получение пенсии в негосударственном пенсионном фонде не отменяет получение государственной пенсии, а дополняет её. В отличие от государственного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное страхование являются сугубо добровольными. Дополнительная пенсия формируется гражданами, исходя из их личного желания и финансовых возможностей.
Цель работы заключается в изучении механизма функционирования государственного и негосударственного пенсионного страхования на примере негосударственных пенсионных фондов, перспектив их развития в российской экономике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...….3
1. Функции и задачи пенсионной системы России …………………………………4
2. Сущность и состояние негосударственного пенсионного страхования ………..7
3. Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования ………10
Заключение …………………………………………………………………………..18
Список использованной илитературы ……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

0

Введение 

 

Пенсионная система государства  является одним из наиболее социально  и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую  конституционную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.

В связи с экономическими преобразованиями в стране  стало возможно развитие дополнительного негосударственного пенсионного страхования. Дополнительное или негосударственное пенсионное страхование в Российской Федерации – относительно новый сегмент в области социального обеспечения населения, который занимают негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, занимающиеся пенсионным страхованием. Обязательное пенсионное страхование покрывает такие страховые случаи, как достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и смерть застрахованного лица. Актуальность пенсионного страхования в страховых компаниях никогда не ставилась под сомнение, да и население нашей страны, наблюдая за существованием современных пенсионеров, явно ищет альтернативы государственной пенсионной системе.

Получение пенсии в негосударственном  пенсионном фонде не отменяет получение  государственной пенсии, а дополняет  её. В отличие от государственного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное страхование  являются сугубо добровольными. Дополнительная пенсия формируется гражданами, исходя из их личного желания и финансовых возможностей.

Цель работы заключается в изучении механизма функционирования государственного и негосударственного пенсионного страхования на примере негосударственных пенсионных фондов, перспектив их развития в российской экономике.

 

1. Функции и задачи пенсионной  системы России

 

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система  уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения.

 Основные принципы пенсионного  обеспечения у нас в стране  сегодня соответствуют международной  практике и не требуют какой-либо  ломки, однако организация  пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации  новой для России, но успешно действующей  в развитых странах пенсионной системе  был сделан в 1991 году с созданием  Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного страхования и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в  пенсионной системе:

- сбор и аккумуляция страховых  взносов от плательщиков в  соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном  порядке;

- финансирование выплаты пенсий.

В большинстве регионов РФ назначение и выплата пенсий проводятся учреждениями социальной защиты населения, которые  получают средства от Пенсионного фонда  и доводят их до пенсионеров.

Выплата пенсий осуществляется путем  их доставки в форме наличности или путем перевода на счета пенсионеров в банках.

Кроме того, ПФРФ осуществляет:

- начисление и сбор штрафов  и пени при несвоевременной  и неполной уплате страховых  взносов плательщиками;

- подготовку проекта бюджета  пенсионной системы, который независим  от федерального бюджета, контроль за его использованием и составление отчета об исполнении бюджета пенсионной системы.

В силу сложившихся объективных  причин развития и размещения производства, природно-климатических условий  концентрация пенсионеров различна: от 15 до 20 % к трудоспособному населению на Севере, до 50 - 60 % в центральных и южных районах России. В связи с этим Пенсионный фонд осуществляет перераспределение финансовых ресурсов между регионами.

Представление об объемах средств, которые собирает и направляет на финансирование выплаты пенсий ПФРФ можно оценить по бюджету фонда за три года. Конечно же, первоочередной задачей Пенсионного фонда России является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в уставленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Доставкой пенсий занимаются органы федеральной почтовой связи Минсвязи России, отделениями Сбербанка России и другими банковскими учреждениями, а также доставочными организациями.

Отмеченное разделение функций  между различными органами создает  определенные трудности в работе пенсионной системы. Однако основной их причиной является финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем  средств, необходимых для выплаты пенсий, уже давно снизившийся до критической черты (средний размер пенсий близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный - составляет лишь четверть минимума), не обеспечивается поступлением страховых платежей.

Источниками финансового обеспечения пенсий являются:

- федеральный бюджет в отношении  пенсий гражданам, проходившим  военную службу, службу в органах  внутренних дел, отдельным категориям  лиц в связи с особенностями  прохождения ими государственной  службы (федеральным государственным служащим, депутатам, судьям, прокурорским и таможенным работникам и другим), гражданам в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и вследствие других радиационных аварий и катастроф, а также социальных пенсий;

- Пенсионный фонд России - в отношении «трудовых» пенсий гражданам, работавшим по трудовому договору, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, индивидуальным предпринимателям, членам производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, лицам свободных профессий (писатели, композиторы, художники и т.п.) и другим гражданам, подлежащим государственному пенсионному страхованию.

Финансовые средства ПФРФ состоят  из:

- обязательных взносов работодателей;

- обязательных взносов наемных работников;

- поступлений из государственного  бюджета;

- совсем незначительную часть  в бюджете Пенсионного фонда  составляют такие поступления,  как суммы пени и штрафов,  финансовые санкции, банковские  начисления по остаткам средств  на счетах региональных отделений ПФРФ и пр.

Назначение пенсий по закону «О государственных  пенсиях в Российской Федерации», в т.ч. социальных, по чернобыльской  программе, а также лицам, проходившим  военную службу по призыву, и их семьям при утрате кормильца осуществляется органами социальной защиты населения субъектов РФ, финансирует на эти цели Пенсионным фондом России.

С началом радикальных рыночных реформ экономическое и социальное содержание пенсионной системы коренным образом изменилось, хотя для самих  получателей пенсий и плательщиков страховых взносов это оставалось и во многом все еще остается незамеченным. За 70 дореформенных лет пенсионеры свыклись с мыслью, что пенсионное обеспечение исключительная прерогатива государственной системы управления. Плательщики же, как правило, отождествляют страховые взносы в ПФРФ с другими федеральными налоговыми поборами.

  • 2. Сущность и состояние негосударственного пенсионного страхования

 

НПФ является некоммерческой организацией, его главная цель - сбор средств  для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с "длинными" деньгами, он обязан заботиться об их сохранении и приросте. Узаконено важнейшее правило о том, что фонды обязаны инвестировать пенсионные резервы исключительно с целью их сохранения и прироста в интересах участников (будущих пенсионеров). Считается, что это правило нарушено, если фонд распоряжается этими резервами для каких-либо иных целей, неважно - личных целей управляющего или общественно полезных, скажем, дает заем Фонду обязательного медицинского страхования на льготных условиях.

Чтобы отделить риски, связанные  с деятельностью самого НПФ (сбор пенсионных взносов, учет пенсионных обязательств, выплата пенсий и т.п.), от рисков инвестирования на финансовом рынке, в  законе предусмотрено разделение функций. НПФ разрешено самостоятельно вкладывать пенсионные резервы только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации и помещать на банковские депозиты (заметим - такие объекты были названы до финансового кризиса), а в рисковые активы (корпоративные ценные бумаги и т.п.) - обязательно через управляющую компанию. Она несет ответственность перед фондом и участниками за надлежащее управление активами, но не за обязательства фонда.

Требования к составу и  структуре пенсионных резервов определяет государственный уполномоченный орган (сейчас это Инспекция НПФ) в соответствии с правилами размещения этих резервов, которые утверждает правительство. Оно же определяет порядок размещения резервов и контроль за его соблюдением. На НПФ распространено правило фондового рынка - обязательное разделение хранения активов и управления ими. Хранить сертификаты ценных бумаг, учитывать переход прав на них и выполнять распоряжения клиентов доверено депозитарию.

Пенсионные взносы и накопления согласно закону являются собственностью фонда, а не вкладчика или участника (будущего пенсионера), что на первый взгляд вызывает недоверие. Но сделано это для защиты участников. Действительно, если бы взносы оставались в собственности предприятия-вкладчика, оно могло бы использовать их для своих финансовых нужд при банкротстве или просто для погашения долгов. Ведь предприятие отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом. При банкротстве вкладчика в соответствии с законодательством будущие пенсионеры должны были бы встать в единую очередь наряду со всеми его кредиторами. Вряд ли бы им что-нибудь досталось.

Передача пенсионных резервов в собственность НПФ нужна  еще и потому, что иначе было бы трудно управлять ими как единым портфелем. По каждому инвестиционному  решению пришлось бы спрашивать разрешения у многочисленных вкладчиков или заключать с ними трастовые договоры на управление, что хлопотно. Такая передача не означает, что вкладчики и участники теряют "текущие" права на эти средства до наступления пенсионного возраста участников.

Чтобы пенсионные резервы не "проели" управленцы и сотрудники НПФ, законодатели оговорили источники  средств на их содержание - это имущество, предназначенное на обеспечения  уставной деятельности фонда, доход  от его использования, а также  часть дохода от инвестирования пенсионных резервов. Установлен верхний предел этой части - 20% первые три года и 15% в дальнейшем.

Для повышения надежности вложений в различные формы коллективного  инвестирования, к которым отнесены и НПФ, законодатели в других странах и в нашей (в случае с паевыми инвестиционными фондами) стараются запретить или строго контролировать сделки с заинтересованными лицами, т.е. конфликт интересов. В законе "О негосударственных пенсионных фондах" эта тема даже не упоминается. Видимо, и в этом отразилась реальная ситуация в сфере НПО, когда недобросовестный администратор НПФ мог направлять активы фонда в инвестиционную компанию, которая принадлежит ему самому, жене или другим родственникам, назначить оплату за услуги по инвестированию, не соответствующую рыночной цене, не опасаясь последствий. Заинтересованными должны считаться все лица, предоставляющие услуги фонду, его администраторы и сотрудники, предприятие или работодатель участников фонда, профсоюз, владелец предприятия, корпорация или предприятие, аффилированные с работодателем.

С выходом "Программы пенсионной реформы в РФ" благополучие НПФ  попало в зависимость от того, удастся  ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии (не путать с добровольным НПО - основным полем деятельности НПФ). В Программе записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005 г. предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется с существующими выплатами государственных пенсий, ему в помощь потребуются новые институты. Но времени на их создание "с нуля" не остается ни по демографическим, ни по экономическим причинам. А основные плательщики взносов (накопительных и страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись собственными НПФ и готовы к подобным дополнительным услугам.

  • 3. Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования

 

Перспективы НПФ во многом зависят  также от того, будут ли им предоставлены налоговые льготы и какие именно. Долгое время налоговый климат не способствовал развитию НПФ. В цепочке "предприятие - НПФ - компания по управлению активами" было тройное налогообложение. Допустим, директор предприятия захотел сотрудничать с НПФ. Для этого он должен показать прибыль и заплатить с нее налог. Затем составить список участников, из чистой прибыли перечислить деньги на их счета в НПФ. С этих денег брался 12-процентный подоходный налог. После всех отчислений (в местный бюджет и т.п.) оставалось 50, а то и 30%. То же и с инвестиционными доходами фондов: сначала с них взимались налоги в управляющей компании, затем в самом фонде, а при начислении средств на именные счета - еще и подоходный налог.

Информация о работе Негосударственное пенсионное страхование