Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:13, доклад
Медицинское страхование, как способ защиты государством прав пациента на полноценное лечение и охрану собственного здоровья, уходит корнями вглубь веков. Издавна к недобросовестным лекарям и мошенникам от врачевания применялись суровые наказания. Медики, не располагающие требуемой квалификацией и знаниями, не только лишались права заниматься врачебной практикой, но попадали в суровые жернова закона.
Обязательное
медицинское страхование
Для реализации
государственной политики в области
обязательного медицинского страхования
граждан созданы Федеральный
и территориальные фонды
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
В 2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).
В медицинские организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.
Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.
Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 82 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.
Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 72 % застрахованных, из которых страховой компанией ЗАО МАСК “МАКС-М“ застраховано 21,1 млн. человек, или 15,2% от общей численности застрахованных, СМК ОАО “РОСНО-МС“ – 15,7млн. человек (11,2%), “ОАО СК СОГАЗ - Мед“ – 11,4 млн. человек (8,2%).
В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 457,3 млрд. рублей или 98,0 %. Из них на ведение дела поступило 7,6 млрд. рублей, или 1,6 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Расходы на ведение дела составили 7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2008 году.
При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов осталась на уровне 2008 года и составила 1,7%.
Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.
В 2009 году поступление
налоговых платежей в среднем по Российской
Федерации на одного работающего гражданина
составило 2 682,6 рубля (без учета районного
коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого
норматива финансирования 4059,6 рубля на
2009 год); страховых взносов на одного неработающего
- 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента
- 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива
финансирования 4059,6 рубля, утвержденного
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе
государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи на 2009 год).
19 ноября 2010 г
Государственная Дума в
Законопроект
направлен на усиление гарантий прав
застрахованных лиц на бесплатное оказание
медицинской помощи. Он предусматривает
механизм реализации ранее продекларированного
права на выбор страховой компании и медицинского
учреждения. В проекте не предусмотрено
ограничений для участия в системе ОМС
медицинских организаций в зависимости
от их организационно-правовых форм и
форм собственности.
Страховой медицинский
полис единого образца будет
действовать на всей территории России,
и его не нужно будет менять
при смене страховой компании.
Проект закона
закрепляет право застрахованного
лица на возмещение от страховой медицинской
организации и медицинской организации
ущерба, причиненного в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением обязанностей
по организации медицинской помощи. При
этом функции «адвокатом» человека станет
страховая компания, заинтересованная
в результате.
За неоплату
или несвоевременную оплату медицинской
помощи Законопроект предусматривает
санкции и к самим страховым
медицинским организациям.
Страхователями
для работающих граждан являются
плательщики страховых взносов на ОМС,
для неработающих граждан - органы исполнительной
власти регионов. Причем впервые будет
законодательно закреплен минимальный
размер тарифа за неработающих граждан.
Предлагается
установление единого страховщика
в системе обязательного
«Благодаря принятию
законопроекта «Об обязательном
медицинском страховании» будут созданы
условия для здоровой конкуренции среди
медицинских учреждений и страховых компаний,
что, естественно, приведет к росту качества
медицинских услуг. Совершенствование
системы медицинского страхования станет
принципиально важным шагом на пути модернизации
сфер, затрагивающих интересы каждого
человека - здравоохранения и социального
страхования», - сказал статс-секретарь
- заместитель Министра здравоохранения
и социального развития Юрий Воронин.
Законопроект "Об
обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации" готов ко второму
чтению
15 октября 2010
Комитет Госдумы
по охране здоровья рассмотрел поправки
к законопроекту "Об обязательном
медицинском страховании в
Согласно проекту
закона застрахованное лицо может выбирать
и менять страховую медицинскую
организацию. Работодатели и органы государственной
власти субъектов Федерации лишены такого
права. По мнению авторов проекта, пациент
должен иметь возможность выбирать медицинскую
организацию и врача, получать медицинскую
помощь в любой организации, работающей
в системе ОМС.
В случае одобрения
закона все застрахованные лица будут
иметь страховой полис единого
образца, не требующий замены при
смене страховой медицинской
организации и действующий на
всей территории России. Тарифы на оплату
медпомощи будут едиными для всех страховых
медицинских организаций, оплачивающих
медицинскую помощь, оказанную застрахованным
лицам в одной медицинской организации.
Также комитет рассмотрел поправки к законопроекту "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" - из 36 Думе рекомендовано принять 13. Часть одобренных поправок касается централизации финансирования, часть уточняет порядок составления документов, порядок финансирования, контроля использования финансовых средств. Кроме того, одобрена поправка, в соответствии с которой в системе ОМС смогут работать не только медучреждения, расположенные в России, но и российские медицинские организации за рубежом.
Информация о работе Медицинское страхование в РФ и проблемы его реализации