Медицинское страхование и проблемы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения. При обязательном страховании каждый гражданин платит определенную долю личного дохода в виде страхового взноса (или за него это делает организация, предприятие). Независимо от величины этого взноса все граждане имеют равные права на получение определенного объема медицинской помощи, оплата которой производится за счет страховых средств. Так реализуются принципы обязательного страхования: богатый платит за бедного, здоровый - за больного.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Общие аспекты организации медицинского страхования…………………......5

2. Проблемы развития медицинского страхования................................................12

Заключение………………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

скинуть.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургская  Академия Управления и Экономики

      Рязанский филиал 
 
 
 

      Контрольная работа по дисциплине:

      «Страхование»

      На  тему:

      «Медицинское  страхование и  проблемы его развития» 
 
 
 
 

                                                  Выполнила:

                                                                                 Студентка группы 15-3331/5-3

                                                                                 заочного отделения

                                                                                Веркина Н.В.

                                              

                                                  Проверила:

                                                                 Машкова Е.И. 
 
 
 

      Рязань 2008 г. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Общие аспекты  организации медицинского страхования…………………......5

2. Проблемы развития  медицинского страхования................................................12

Заключение………………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………………21  

Введение 

    Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане всегда были уверены, что, чтобы с их здоровьем не случилось, Государство о здоровье любого гражданина позаботится через систему государственного здравоохранения.

    С 1993 года в нашей стране появилась  новая модель здравоохранения, которая  со слов исполнительного директора  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования. Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.

    Реформа в области здравоохранения является одной из важнейших составляющих проводимых в России преобразований. При этом среди проблем, решение которых позволит повысить уровень здравоохранения, выделяется проблема поиска новых внебюджетных источников возмещения необходимых затрат на охрану здоровья граждан.

    Долгое  время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Бюджетный  метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере.

    Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в  здравоохранении. Медицинское страхование  позволяет человеку сопоставить  необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом.

    В мире существует 2 модели медицинского страхования: добровольное и обязательное.

    Добровольное  страхование осуществляется в основном на коммерческой основе. Это страхование стало базовым элементом финансирования здравоохранения лишь в одной стране - США, где наибольшую долю национального дохода тратят на здравоохранение, но при этом около трети населения лишено возможности получить квалифицированную медицинскую помощь в необходимом объеме.

    Обязательное (социальное) страхование возникло 110 лет назад в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования здравоохранения. При  обязательном страховании каждый гражданин платит определенную долю личного дохода в виде страхового взноса (или за него это делает организация, предприятие). Независимо от величины этого взноса все граждане имеют равные права на получение определенного объема медицинской помощи, оплата которой производится за счет страховых средств. Так реализуются принципы обязательного страхования: богатый платит за бедного, здоровый - за больного.

    В России в качестве базовой модели ОМС выбрана модель регулируемой конкуренции, составляющей основу реформы систем финансирования здравоохранения в ряде стран.

    Новая страховая система здравоохранения - это сложная структура, имеющая:

    - свои собственные фонды (Федеральный  и территориальные),

 - отлаженную  систему финансирования в виде  платежей (работодатели ежемесячно направляют 3,6% от фонда оплаты труда в Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС),

    - систему подчиненности,

    - способность  к саморегулированию.

 

    1. Общие аспекты организации медицинского страхования

      Обязательное  медицинское страхование является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ.

    Социальное  страхование - это особая организационно-правовая форма социальной защиты граждан. Используется как автономный и самостоятельный  механизм для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также для выполнения других функций социальной защиты:

    -создание  социально-оздоровительной и реабилитационной  инфраструктуры (страхование от  несчастных случаев на производстве);

     - организация оздоровления трудящихся (медицинское страхование);

    - создание  новых рабочих мест (страхование  по безработице);

    - проведение  мероприятий по предупреждению  страховых случаев.

    Страховые взносы в социальные фонды (Пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального  страхования, фонд ОМС) - это платежи, которые не являются налогами, не подлежат обезличиванию в государственном и региональных бюджетах. Они используются исключительно на цели защиты граждан от определенных социальных рисков и фактически являются ничем иным, как «превращенной формой» заработной платы при наступлении таких рисков (безработица, болезнь, старость, беременность и роды, несчастный случай и др.).

    Средства  социального страхования формируются  за счет ежемесячных денежных отчислений в размере 39,5% от фонда оплаты труда (38,5% - от фонда заработной платы и 1% - от заработной платы каждого работающего).

    В настоящее время платежи на социальное страхование производятся следующим  образом:

    - 28% от фонда оплаты труда и  1% из заработной платы - в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    - 1,5% от фонда оплаты труда - в  Государственный фонд занятости  населения РФ (на выплату пособий  по безработице, но создание  рабочих мест и др.);

    - 5,4% от фонда оплаты труда - в  Фонд социального страхования  РФ на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на погребение и др.;

    - 3,6% от фонда оплаты труда - в  фонды обязательного медицинского  страхования (из них 0,2% - в Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования).

    Взносы  на обязательное медицинское страхование неработающих платит местная администрация.

    В основе положении о фондах обязательного  медицинского страхования лежит  правовая конструкция, учитывающая  мировой опыт наиболее эффективной  защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи.

    В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество  проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование. При этом территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.). Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС - это некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    Средств обязательного медицинского страхования (3,6% от фонда оплаты труда) достаточно лишь для оплаты 30% сложившегося объема медицинской помощи. Чтобы сохранить бесплатной для граждан медицинскую помощь в полном объеме, необходима компенсация недостающих средств из государственного и местных бюджетов.

    Ст. 17 Закона РФ «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» предполагает компенсировать недостающие средства страховыми взносами за неработающие население, которые должны перечисляться в фонды местными администрациями, органами государственного управления республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К сожалению, из-за недостатка средств в бюджете эта часть статьи закона не

    Страхователи - это юридические или дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками  договоры обязательного медицинского страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователь - один из субъектов ОМС, уплачивающий взносы на обязательное медицинское страхование.

    Страхователями  при обязательном медицинском страховании  неработающего населения является государство в лице органов исполнительной власти, при обязательном медицинском страховании работающего населения - предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и хозяйственно-правового статуса, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. Под лицами свободных профессий подразумеваются лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.

    Страхователь  при желании может опосредованно  влиять на систему медицинской помощи населению. Это влияние осуществляется через:

    - участие  представителей страхователей в работе правлений фондов ОМС;

    - договор обязательного медицинского страхования.

    По  организационной структуре фонды  ОМС являются юридическими лицами, то есть их средства отделены от средств  государственного бюджета (управление средствами государственного бюджета осуществляют органы исполнительной власти, а управление средствами фондов - органы фондов).

    Фонды обязательного медицинского страхования  построены по принципу публично-правового  учреждения, то есть руководство деятельностью  фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

    Состав  правления Федерального фонда ОМС  утверждается органом законодательной  власти Российской Федерации.

    Состав  правления территориального фонда  ОМС утверждается органом представительной власти территории.

Информация о работе Медицинское страхование и проблемы его развития