Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы развития личного страхования в РФ. Сходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач: рассмотрение теоретических основ организации личного страхования в РФ, анализ видов личного страхования в РФ и проблемы и пути совершенствования видов личного страхования и активизации заключения страховых договоров.
Введение
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы развития личного страхования в РФ. Сходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач: рассмотрение теоретических основ организации личного страхования в РФ, анализ видов личного страхования в РФ и проблемы и пути совершенствования видов личного страхования и активизации заключения страховых договоров.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что сравнительно недавно процесс страхования в России начал проявлять цивилизованные черты.
Страхование - одна из древнейших
категорий общественных отношений.
Зародившись в период разложения
первобытнообщинного строя, оно
постепенно стало непременным спутником
общественного производства. Первоначальный
смысл рассматриваемого понятия
связан со словом “страх”. Владельцы
имущества, вступая между собой
в производственные отношения, испытывали
страх за его сохранность, за возможность
уничтожения или утраты в связи
со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами
и другими непредвиденными
Во всех развитых странах страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий. При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять
наряду с государством, а порой и опережая государство. Рассмотрим более подробно значение личного страхования в социальном, экономическом и политическом аспектах жизни современного общества и государства.
Основной ролью личного страхования является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, за счёт выплат рент (аннуитетов), а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое. В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует
повышению доверия к правительству, стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития личного страхования. Наконец страховые выплаты по договорам личного страхования уменьшают расходную часть государственного бюджета на социальные программы, а денежные средства, аккумулируемые страховыми компаниями, могут стать источником значительных долгосрочных инвестиций в экономику государства – экономическая роль личного страхования. В последнее время Федеральное собрание и правительство России приняли целый ряд важных решений в области государственного регулирования социального страхования. Проблемы развития страхования в России исследуются и обсуждаются широким кругом учёных: профессиональных страховщиков и экономистов.
Глава 1. Теоретические
основы организации личного
Страхование в России стало
развиваться несколько позднее,
чем в других странах, что объясняется
длительным сохранением крепостничества
и постоянно возникающими препятствиями
на пути развития частнокапиталистической
экономики. Первые страховые общества
создавались в части
В первой половине XIX в. появилось страхование жизни. В 1835 г. создано страховое общество «Жизнь», которое начинает заниматься личным страхованием. Покой на российском страховом рынке был нарушен после отмены крепостного права в 1861 г. и проведения целого ряда экономических реформ в области земельных отношений, денежно-кредитной системы и др. Начался период бурного роста частного предпринимательства, в том числе и в страховании. Образовывались новые страховые компании в форме акционерных обществ, открывались представительства западноевропейских страховых компаний в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. К1913 г. в России работало около 20 страховых обществ, в том числе три иностранных.
Но не только акционерные страховые общества занимались предоставлением страховых услуг населению. Всего в этой сфере работало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земства и общества взаимного страхования. Земское страхование от огня введено в 1864 г. «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» при Александре II. Этим Положением заложены основы местной системы самоуправления, которая стала необходимостью после освобождения из крепостной неволи 23 млн. крестьян. Страхование сельских построек от пожаров стало одним из направлений работы земств. При этом использовались три формы страхования: обязательное окладное, дополнительное и добровольное. «Оклад» — это сумма, в которой страховались крестьянские строения, откуда и пошло название данного вида страхования, существующее и теперь. Общества взаимного страхования — одна из старейших организационных форм страховой защиты населения от пожаров. Наибольшее распространение получили городские общества взаимного страхования от огня, созданные практически во всех крупных российских городах.
В результате накануне Первой мировой войны в России сложился развитый страховой рынок. В нем присутствовали практически все формы страховой защиты, которые практиковались в Европе: страхование от огня и других имущественных рисков, транспортное страхование, страхование жизни и от несчастных случаев. Страхование жизни, однако, не имело массового распространения: им было охвачено только 0,25% всего населения. На страховом рынке, как и в других сферах хозяйственной жизни, были сильны тенденции монополизации. Традиционно сильны были связи российских страховщиков с иностранными страховыми компаниями. Они осуществлялись по линии перестрахования. Кроме того, западные страховщики непосредственно присутствовали на российском рынке и участвовали в акционерном капитале страховых обществ.
Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г, страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией.
Однако овладение техникой
страхования оказалось слишком
обременительным делом для
Печальный опыт военного коммунизма очень скоро привел новых правителей к грустному выводу о том, что сохранение денег и товарно-денежного оборота является необходимостью для восстановления общественного производства. Проведение новой экономической политики с марта 1921 г. знаменовало собой восстановление страховой системы.
Дальнейшее развитие страхования в СССР характеризуется частыми и радикальными преобразованиями. Наиболее интенсивный характер эти изменения носят в довоенный период. Прежде всего, речь идет об организационных переменах в системе страхования. Обязательное государственно страхование: эта форма страхования в СССР осуществлялась тремя крупными кооперативными организациями: страховой секцией Центросоюза, которая обслуживала потребкооперацию; Всероссийским кооперативным страховым Союзом (Коопстрахсоюзом), который занимался сельскохозяйственной, промысловой, жилищно-строительной и другими видами кооперации на всей территории Союза, кроме Украины; и наконец, Украинским кооперативным страховым союзом. В 30-х годах кооперативное страхование было ликвидировано и его функции были переданы Госстраху.
Важной особенностью государственной
системы страхования с первых
лет ее существования было обязательное
страхование имущества. В 1931 г. обязательное
и добровольное страхование имущества
было отменено для основной части
предприятий государственной
Несмотря на сложные экономические и политические условия во второй половине 20-х годов, начинается оживление в области личного страхования. Введено смешанное страхование с тремя видами обеспечения: на дожитие до определенного возраста, на случай смерти и на случай инвалидности вследствие несчастного случая. В 1936 г. разрешено добровольное индивидуальное страхование жизни, смерти и дожития без ограничения страховой суммы. Широко практикуется в этот период коллективное страхование рабочих и служащих на случай смерти и инвалидности.
Великая Отечественная
война подорвала существующую
страховую систему, но отнюдь
не разрушила ее. На территориях,
освобожденных от оккупации,
Послевоенный период развития
страхования характеризуется
После денежной реформы 1947 г. объемы страхования жизни неуклонно растут, появляются все новые его виды. Впервые послевоенные годы утверждаются новые правила по всем видам личного страхования. Расширяются возможности смешанного страхования, которое раньше сдерживалось установленным минимумом страховой суммы и обязательным медицинским освидетельствованием застрахованных лиц. Введены упрощенные варианты смешанного страхования жизни, не имеющие этих ограничений.
В 50-х годах были внесены
коррективы в систему обязательного
имущественного страхования. С 1956 г. прекращено
обязательное страхование государственного
жилого фонда, а также добровольное
страхование имущества
При переходе к рыночным
реформам в 1991—1992 гг. весь финансовый
потенциал государственного страхования
был уничтожен начавшейся инфляцией.
Государственная монополия в
области страхования была практически
снята. Кооперативы могут создавать
собственные страховые
Распад СССР в 1991г. поставил
на грань банкротства
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальной страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику и т.д.
Социальное страхование – наиболее важная часть социальной политики государства и основной элемент социальной защиты населения. Цель системы социального страхования - обеспечить человеку экономическую защиту в случае болезни и в старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине, в связи с безработицей. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин) возможность продолжить работу. При этом он лишается источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – выплата определенной суммы за причиненный здоровью ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему материальную возможность существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхования.