Лицензирование страховой деятльности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Виды страховой деятельности……………………………………....5
Процедура лицензирования страховой деятельности………….....7
Компетенция федеральных органов по надзору за страховой деятельностью…………………………………………………….….13

Заключение………………………………………………………………15

Приложение 1……………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………..17

Работа содержит 1 файл

основной.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     1) заявление о предоставлении лицензии;

     2) учредительные документы соискателя  лицензии;

     3) документ о государственной регистрации  заявителя в качестве юридического  лица;

     4) протокол собрания учредителей  об утверждении учредительных  документов и утверждении в должности единоличного исполнительного органа, руководителя или руководителей коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

     5) сведения о составе акционеров (участников);

     6) документы, подтверждающие оплату  уставного капитала в полном размере;

     7) документы о государственной  регистрации юридических лиц,  являющихся учредителями субъекта  страхового дела, аудиторское заключение  о достоверности их финансовой  отчетности за последний отчетный  период, если для них предусмотрен  обязательный аудит;

     8) сведения о единоличном исполнительном  органе, руководителе или руководителях  коллегиального исполнительного  органа, главном бухгалтере, руководителе  ревизионной комиссии (ревизоре) субъекта  страхового дела;

     9) сведения о страховом актуарии;

     10) правила страхования по видам  страхования, предусмотренным этим  Законом, с приложением образцов  используемых документов;

     11) расчеты страховых тарифов с  приложением используемой методики  актуарных расчетов и указанием  источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

     12) положение о формировании страховых  резервов;

     13) экономическое обоснование осуществления  видов страхования.

     14) документы, подтверждающие источники  происхождения денежных средств,  вносимых учредителями соискателя  лицензии - физическими лицами в уставный капитал (п.14 введен 22.04.2010г. № 65-ФЗ9)

     Если  соискатель претендует на получение  лицензии, на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов страхования, то он обязан представить в орган страхового надзора заявление, правила, расчеты страховых тарифов с соответствующим обоснованием, положение о формировании страховых резервов и экономическое обоснование соответствующего вида страхования.

     Для получения лицензии на перестрахование  представляется большая часть тех  же документов, не нужны лишь сведения об актуарии, правила страхования  и расчеты страховых тарифов.

     Соискатель  лицензии на осуществление брокерской деятельности, помимо заявления, представляет документ о своей государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы, если речь идет о юридическом лице, образцы договоров, необходимых для осуществления брокерской деятельности, и документы о необходимой квалификации работников брокерской компании или его самого, если он является индивидуальным предпринимателем.

     Документы, требующие государственной регистрации, а также выдаваемые государственными органами, представляются в виде нотариально заверенных копий.

      Соискатели  лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие  долю иностранных инвесторов в своих  уставных капиталах более 49 процентов, в дополнение к документам, должны, представлять в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомлять Службу об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

     Все документы должны быть составлены на русском языке.

     Следует отметить, что при заполнении заявления  на получение лицензии страховые  компании допускают, как правило, следующие  ошибки:

     - наименование компании, которое  указано в заявлении, не совпадает  с наименованием юридического  лица, указанным в его учредительных документах;

     - виды страхования указываются  произвольно, а не в строгом  соответствии с требованиями  ст. 32.9 Закона об организации страхового  дела;

     - не указываются исходящий номер  и дата составления заявления;

     - практически всегда отсутствует расшифровка подписи лица на заявлении.

     Поскольку за рассмотрение заявления о выдаче лицензии уплачивается государственная  пошлина, то к документам должна быть приложена надлежащим образом оформленная  копия платежного поручения, подтверждающая факт уплаты пошлины.

     Для подтверждения факта оплаты уставного  капитала страховщики чаще всего  представляют только учредительные  документы, из которых действительно  усматривается увеличение уставного  капитала, а вот сами документы, подтверждающие оплату, не представляются вообще либо представляются не в полном объеме.

     Зачастую  отсутствуют документы, подтверждающие наличие требуемого законом образования  и стажа работы руководителя и  главного бухгалтера страховой компании. Нужно иметь в виду, что такими документами являются лишь копии диплома и трудовой книжки. Эти копии могут быть заверены самим соискателем лицензии.

     Следующая проблема связана с документами, содержащими экономическое обоснование  осуществления тех видов страхования, на которые запрашивается лицензия (лицензии). Пока орган по надзору за страховой деятельностью не утвердил перечень этих документов, и поэтому следует исходить из того списка, который определен в условиях лицензирования. Там речь идет о представлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, расчета соотношения активов и обязательств, бизнес-плана и плана по перестрахованию и, наконец, положения о размещении страховых резервов.

     Для предварительного этапа проверки документов регламентом определяется срок в 6 рабочих  дней.

     По  результатам проверки наличия необходимых  документов страховой компании направляется уведомление о приеме документов на рассмотрение.

     На  этап проведения экспертизы документов, то есть проверки соответствия их содержания требованиям закона, отводится срок в 33 рабочих дня с даты, когда будет подписано уведомление о приеме документов к рассмотрению.

     При внутреннем анализе документов надзор повышенное внимание уделяет представленному  экономическому обоснованию соответствующего вида страхования, то есть проверке расчетов, их соответствия тому объему, который определяется в правилах. Серьезному анализу будет подвергаться бизнес-план и то, как планируемые показатели сопоставляются с имеющимися у страховщика собственными средствами.

     В соответствии с регламентом при принятии решения о выдаче лицензии должен готовиться соответствующий приказ, который будет представляться на подпись руководителю органа по надзору за страховой деятельностью не позднее, чем за один рабочий день до истечения 60 дней, определенных Законом об организации страхового дела для решения вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой или брокерской деятельности. 

  1. Компетенция федеральных органов  по надзору за страховой  деятельностью

     Поскольку в соответствии со ст. 30 Закона о  страховании надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органам по надзору за страховой деятельностью и его территориальными органами, то к компетенции этих органов относятся:

  • дача предписаний;
  • ограничение действия лицензии;
  • приостановление действия лицензии;
  • отзыв лицензии.

     Предписание - это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.

     Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

     Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.

     Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страхов деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

     Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

     В законе «Об организации страхового дела в РФ» закреплено ряд положений, значительная часть которых так или иначе увязана с предстоящей специализацией страховых организаций, повышением требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций и упорядочением системы лицензирования страховой деятельности.

     Институт  лицензирования позволяет публичной  власти в интересах всего общества в целом и каждого конкретного  индивида в частности, находясь в  рамках правового поля, обеспечить относительную безопасность потенциально опасной деятельности, не прибегая к каким-либо чрезвычайным методам и непопулярным мерам.

     Таким образом, лицензирование - это своего рода компромисс, позволяющий гарантировать  права и законные интересы граждан  и общества в целом в условиях рыночной экономики. 

           Список использованной литературы 

            Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 27.11.1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2010 313-ФЗ);
  2. Федеральный закон от 10.12.2003 года № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признанию утратившими силу некоторых законодательных актов» (в ред. от 01.12.2007 306-ФЗ);
  3. Федеральный закон от 22.04.2010 года № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ» (в ред. от 29.11.2010 313-ФЗ);
  4. Указ Президента РФ от 04.03.2011 года № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка РФ»;
  5. Постановление РФ от 26.04.2011года № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков»
  6. Приказ Министерства финансов РФ от 11.04.2006 года № 60н «Об утверждения положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, предоставляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» (Зарегистрирован Министерством юстиции РФ25.05.2006 года, регистрационный № 7876);
  7. Приказ Министерства финансов РФ от 19.08.2009 года № 95н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев» (Зарегистрирован Министерством юстиции РФ16.12.2009 года, регистрационный № 15668);

Информация о работе Лицензирование страховой деятльности