Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:56, реферат
Страхование является важным сектором как мировой, так и национальной финансовой системы. Страховой фонд способствует экономическому прогрессу общества. Аккумулированные в страховом фонде значительные материальные и финансовые ресурсы наряду с целевым страховым использованием на возмещение ущерба служат источником инвестиций в экономику. Именно поэтому сфера страхования требует тщательнейшего законодательного и правового регулирования.
Введение
1. Понятие, виды и общая характеристика страхования.
2. Правовое регулирование страховой деятельности.
3. Контроль страховой деятельности в России.
Заключение
Список источников литературы
В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая категория, но и как правовая, т. к. общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда, опосредуются нормами права.
В
соответствии со ст. 72 Конституции Российской
Федерации осуществление мер
по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидации их
последствий находится в
Нормы
гражданского права регламентируют
основания возникновения
Комплексным характером рассматриваемого института и объясняется причина того, что «страхование» является предметом изучения науки гражданского права и науки финансового права.
Важнейшими нормативными актами, регулирующими страхование, являются: ГК РФ (ст.ст. 927-970), Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992г.1, Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.
Большое
значение для правового регулирования
страхования имеют Указы
Немаловажную
роль в нормативно-правовом регулировании
страховой деятельности играют нормы
международного права, типовые правила
страхования, обычаи, обыкновения, установившиеся
в страховых правоотношениях, и,
безусловно, судебная практика. Все названные
источники образуют и составляют единую
нормативно-правовую базу страхования.
3.
Контроль страховой
деятельности в России
В целях создания стабильного страхового рынка, способствующего выполнению общесоциальных целей и задач по защите граждан и организаций от наступления неблагоприятных последствий, государство, уполномоченные им органы власти осуществляют особый вид деятельности - регулирование страхового дела.
Функции государственного управления в данной сфере общественной жизни выполняют специальные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.
Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о нем принимает участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране. Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений на страховом рынке России.
Государственное
регулирование страховой
Целями государственного регулирования страхования являются:
– установление нормативных требований (в законах, иных правовых актах) к проведению операций страхования и в целом к деятельности страховщиков, которые обеспечивают гарантированную страховую защиту материальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических лиц, их имущественных интересов;
– обеспечение эффективного
– создание организационных и экономических, технических и ин-формационных условий для свободного и эффективного развития страхового рынка, его инфраструктуры.
Государственное регулирование страхования осуществляется в основном в форме государственно-властных предписаний для участников страхового рынка и государственных органов регулирования и контроля, включая Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Такие предписания государства, воздействующие на поведение субъектов страховых отношений, представляют не что иное, как нормы страхового права. Следовательно, нормы страхового права представляют важнейший инструментарий государственного регулирования страхования. Основными направлениями государственного регулирования страхования являются:
1) государственный
надзор за страховой
2) обеспечение
финансовой устойчивости и
3) пресечение
монополистической
4) общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций;
5) прямое
участие государства в
Указанные
направления тесно
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства органом страхового надзора и его территориальными органами.
В 1992 году был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были даны контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РФ (ФССН) и ее региональными инспекциями.
Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.
1.
Регистрация тех, кто
2. Обеспечение гласности. Каждый страховщик, профессионально занимающийся страховой деятельностью, обязан опубликовать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении (публичная отчетность) годового бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с обязательным подтверждением аудиторской фирмы о достоверности публикуемых данных.
Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, органы государственного страхового надзора должны проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.
3.
Поддержание правопорядка в
Исходя из этого, основными функциями ФССН РФ являются:
Регламентированные права ФССН состоят в следующем:
В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» страховой надзор включает в себя:
1)
лицензирование деятельности
2)
контроль за соблюдением
3)
выдачу разрешений на
Для выполнения поставленных задач ФССН наделено в нормативном порядке соответствующими полномочиями. Так, оно имеет право запрашивать и получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также информацию (документы, материалы) от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан.
Одной из основных мер государственного регулирования страхования является лицензирование. Лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:
Информация о работе Контроль страховой деятельности в России