Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:06, автореферат
Актуальность выбранной темы исследования. Практически в каждой стране функционирует механизм государственной финансовой поддержки экспортной деятельности, который является важнейшей составляющей национальной системы стимулирования экспорта (включает также организационные, административные, информационно-консультационные и иные меры господдержки).
Финансовая поддержка экспорта – одно из приоритетных направлений политики правительства по обеспечению высокой конкурентоспособности национальных компаний на мировом рынке, позволяющей им добиваться успеха в острой конкурентной борьбе и получать выгодные заказы. Эта поддержка способствует расширению и повышению устойчивости внешнеторговых потоков, играющих возрастающую роль в современном экономическом развитии.
Эффективность государственной финансовой поддержки экспорта зависит не только от объема ассигнуемых правительством денежных средств, но и от организации их использования с учетом особенностей национального экспортного потенциала и меняющихся импортных потребностей других стран, накопленного зарубежного опыта и международных правил (хотя последние не всегда строго соблюдаются).
В условиях глобализации, когда внешнеторговые связи становятся все более значимыми для развития национальных хозяйств, важным фактором повышения эффективности государственной финансовой поддержки экспорта, как показывает практика крупных развитых стран, являются долгосрочные программы развития. Они позволяют более целенаправленно совершенствовать инструменты и технологию этой поддержки.
В России финансовая поддержка экспорта до сих пор не получила должного развития. Представляется очевидным, что при современном высоком уровне оказания государственного содействия экспорту во многих зарубежных странах отставание в этой области ослабляет международную конкурентоспособность нашей страны, ограничивает возможности использования производственных ресурсов в интересах ускорения экономического роста и повышения качества жизни населения.
С учетом международной практики полагаем, что важную роль в формировании благоприятных условий для развития внешнеэкономических связей России, изменения чрезмерной сырьевой ориентации экспорта в пользу продукции обрабатывающей промышленности могло бы играть значительное расширение масштабов и форм государственной финансовой поддержки зарубежной деятельности российских фирм. Задачами ее могли бы явиться как стимулирование экспорта и прямых зарубежных инвестиций российских компаний путем страхования и гарантирования экспортных операций, так и содействие привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику на основе предоставления надежных страховых услуг иностранным инвесторам.
На базе проведенного исследования общемировых тенденций развития государственной финансовой поддержки экспорта полагаем целесообразным предложить к защите следующие меры по повышению эффективности использования существующих механизмов поддержки экспорта в России.
В первую очередь необходимо продолжить разработку в России среднесрочной программы развития финансовой поддержки экспорта, скоординированной с целевыми программами приоритетного развития отдельных отраслей экономики и предусматривающей использование хорошо зарекомендовавших себя инструментов поддержки в зарубежных странах. Основу такой программы могли бы составить: (1) выявление потенциально конкурентоспособных отраслей за рубежом, (2) определение перспективных рынков их сбыта и (3) комплекс инструментов финансовой поддержки экспорта, адекватных применяемым странами-конкурентами.
1. К потенциальным для расширения экспорта товарам и услугам, по которым Россия сохраняет передовые позиции, могли бы быть отнесены, в частности, наработки по освоению и использованию космического пространства, в отдельных областях информационных технологий, касающихся, в первую очередь, применения сложных математических методов и соответствующего программного обеспечения, разведка и добыча полезных ископаемых, атомная энергетика, ряд технологий авиастроения, создание телекоммуникационной и навигационной аппаратуры, коммерческие запуски космических спутников, а также оружие и военная техника. Представленный перечень, составленный экспертами РАН, является иллюстративным, а не исчерпывающим.
2. К перспективным заграничным рынкам сбыта отечественных товаров и услуг могли бы быть отнесены страны Центральной и Восточной Европы, с которыми у бывшего СССР в прошлом сложились тесные экономические связи, и экономически быстро развивающиеся страны Азии, особенно КНР, Южная Корея, Япония, страны Евросоюза, большой интерес представляет австралийский рынок. Необходимо определить ряд стран, в отношении которых действует упрощенный порядок предоставления финансовой поддержки экспорта. Это позволит ускорить бюрократическую процедуру принятия рисков и тем самым даст дополнительные преимущества отечественным экспортерам при заключении ими экспортных контрактов.
3. К приоритетным инструментам финансовой поддержки экспорта вполне можно отнести страхование, гарантирование и кредитование экспорта.
Государственный
агент должен проводить активную
информационно-разъяснительную
ЭКА должно обеспечивать комплексную страховую защиту имущественных и личных интересов иностранных инвесторов, осуществляющих капиталовложения в экономику России, на основе предоставления надежных страховых услуг иностранным инвесторам. Для этого следует предоставить агенту государственную лицензию на осуществление перестраховочной деятельности для того, чтобы он мог предоставлять услуги по перестрахованию рисков в секторе "общего страхования". Эта услуга позволит экспортерам значительно снизить расходы по страхованию от разных рисков.
Представляется, что все указанные направления государственной финансовой поддержки целесообразно использовать в комплексе.
Однако для того, чтобы все выше перечисленное имело практическую реализацию в России, требуется существенно усилить экономическую роль и финансовую устойчивость ЭКА (банка-агента Правительства РФ – «Росэксимбанк»). В данной связи предложение о создании до конца 2006 г. Российского банка развития на базе «Внешэкономбанка», «Росэксимбанка» и других банков с государственным участием представляется обоснованным и рациональным. Вместе с тем этот шаг можно было бы дополнить рядом других мер, включая доведение ежегодных ассигнований на поддержку российского экспорта как минимум до уровня 0,3-0,35% от объема валового внутреннего продукта и упрощение процедуры предоставления государственных гарантий и иных форм финансовой поддержки.
Практика
стран ЦВЕ, и особенно Казахстана,
показывает, что создать эффективно
работающее государственное экспортное
агентство можно в короткие сроки, опираясь
на изучение международного опыта и профессиональные
знания давно работающих ЭКА.
По теме
диссертации автором
1. Шеколинский Н.Н. Роль, функции и задачи экспортных кредитных агентств в развитии внешнеэкономической деятельности. // «Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы», №2, 2005 (0,7 а.л.)
2. Шеколинский Н.Н. Деятельность экспортных кредитных агентств стран СНГ (на примере Казахстана и России) // «Бюллетень иностранной коммерческой информации», №42, «13» апреля 2006 г. (1 а.л.)
3. Шеколинский Н.Н. Современное состояние государственной финансовой поддержки экспорта в странах Центральной и Восточной Европы. // «Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы», №1, 2006 (0,9 а.л.)