Экспортные кредитные агентства как механизм государственной финансовой поддержки экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:06, автореферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования. Практически в каждой стране функционирует механизм государственной финансовой поддержки экспортной деятельности, который является важнейшей составляющей национальной системы стимулирования экспорта (включает также организационные, административные, информационно-консультационные и иные меры господдержки).

Финансовая поддержка экспорта – одно из приоритетных направлений политики правительства по обеспечению высокой конкурентоспособности национальных компаний на мировом рынке, позволяющей им добиваться успеха в острой конкурентной борьбе и получать выгодные заказы. Эта поддержка способствует расширению и повышению устойчивости внешнеторговых потоков, играющих возрастающую роль в современном экономическом развитии.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

      Структура диссертации. Структура и логика диссертации определены целью и задачами исследования.

Логика исследования определила следующее содержание работы:

Введение

Глава 1. Функции  и параметры государственной финансовой поддержки экспорта за рубежом

1.1. Роль, задачи и инструменты государственной  финансовой поддержки экспорта

1.2. Национальная  и региональная специфика государственной  финансовой поддержки экспорта

1.3. Международные  правила государственной финансовой поддержки экспорта

1.4. Развитие  инструментария государственной  финансовой поддержки экспорта  в условиях глобализации

Глава 2. Значение экспортных кредитных агентств в  системе государственной финансовой поддержки экспорта

2.1. Методологические и практические аспекты функционирования экспортных кредитных агентств в современных условиях

2.2. Особенности  организации и деятельности экспортных  кредитных агентств в развитых  и развивающихся странах

Глава 3. Деятельность экспортных кредитных агентств в странах с переходной экономикой

3.1. Эволюция  и основные функции экспортных  кредитных агентств в странах  Центральной и Восточной Европы

3.2. Опыт  становления экспортных кредитных  агентств в странах СНГ, включая  Россию

Заключение

Библиография

Приложение

 

Основное содержание работы

      В первой главе анализируются значение и основные элементы современной государственной финансовой поддержки экспорта в зарубежных странах, включая многосторонние договоренности по ее упорядочению и по ограничению применения мер, противоречащих справедливой конкуренции на мировом рынке, а также выявляются тенденции развития этой поддержки под влиянием процессов глобализации. Отмечается приоритетность государственной финансовой поддержки экспорта в экономической политике правительств, поскольку компенсация поставщикам при сбыте за границей высоких расходов и защита от многих рисков повышают заинтересованность предпринимателей в реализации товаров и услуг на внешних рынках и позволяют более эффективно использовать национальные ресурсы.

      Обращается  внимание на усиление государственной  поддержки экспорта как на сложившуюся тенденцию в условиях глобализирующейся экономики. Это дает возможность поставщику повысить ценовую конкурентоспособность товаров и услуг, уменьшить его риски, сократить собственные затраты и увеличить ликвидность.

      Рассматриваются основные инструменты поддержки: (1) предоставление экспортерам кредитов на благоприятных условиях, (2) льготное страхование и гарантирование этих кредитов, (3) реализация товаров и услуг в счет оказываемой правительствами развитых стран официальной помощи развитию, (4) налоговые льготы экспортерам и (5) субсидирование поставок за границу ряда видов продукции. Определяются значение и легитимность этих инструментов, оцениваются перспективы их дальнейшего использования.

      В работе анализируются национальные и региональные особенности финансовой поддержки экспорта в США, Канаде, ФРГ, Японии и специфика мероприятий в рамках Евросоюза, в частности субсидирование сельскохозяйственного экспорта, ассигнований в соответствии с Ломейскими конвенциями, программой МЕДА и др.

      Отмечается, что изучение основных инструментов государственной финансовой поддержки  экспорта и ее национальных особенностей может облегчить и ускорить проведение мероприятий по повышению эффективности такой поддержки российского экспорта, а опыт Евросоюза может быть использован в совместной внешнеторговой деятельности стран постсоветского пространства для облегчения доступа на рынки развивающихся государств.

      Существенным  элементом функционирования современной государственной финансовой поддержки экспорта является многостороннее регулирование некоторых важных ее сфер. Основными средствами такого регулирования служат договоренности стран – членов ОЭСР и ГАТТ/ВТО.

      В работе анализируются соглашения, заключенные в рамках ОЭСР об упорядочении льготного кредитования с государственным участием экспортеров судов (1969 г.), оборудования для наземных станций космической связи (1969 г.) и всех экспортеров (именуется часто "Консенсус", 1979 г.), а также унификация органами ОЭСР условий предоставления официальной помощи развитию.

      Подробно  рассматриваются статьи ХVI и VI первоначального текста ГАТТ (1947 г.) - "Субсидии" и "Антидемпинговые и компенсационные пошлины" и дополняющее их Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, достигнутое в итоге Уругвайского раунда торговых переговоров (1986-1993 гг.). Особое внимание обращено на ст. 4, в которой указаны (1) запрещенные субсидии; (2) субсидии, дающие основание для принятия мер; (3) субсидии, не дающие основание для принятия мер, т.е. разрешенные, а также на Приложение 1, в котором содержится иллюстративный перечень многих видов запрещенных экспортных субсидий.

      Рассмотрены также положения Соглашения ВТО  по сельскому хозяйству, направленные на сокращение субсидирования экспорта аграрной продукции (предусматриваются конкретные обязательства и сроки их выполнения). Отмечено, что развивающиеся государства на Конференции министров стран – членов ВТО в Гонконге (декабрь 2005 г.) добились отказа развитых стран от субсидирования экспорта аграрной продукции к 2013 г. (по хлопку - к 2011 г.). Это имеет большое значение для вывода из тупика и завершения ведущихся с 2001 г. многосторонних торговых переговоров в целом.

      Достигнутая договоренность не препятствует государственной финансовой поддержке производителей сельскохозяйственных продуктов, но устанавливает экономически обоснованные рыночными принципами хозяйствования правила такой деятельности.

      Завершает главу анализ существенного влияния  процессов глобализации на государственную финансовую поддержку экспорта. В условиях формирования всемирной экономики требуется единство в подходе к оказанию государственной финансовой поддержки экспорта. Поэтому происходящее с 70-х годов усиление тенденции по упорядочению использования основных инструментов такой поддержки и достигнутые в данной области результаты можно считать последствием глобализации.

      Кроме того, выявляются и другие формы  проявления глобализации в сфере  государственной финансовой поддержки экспорта. В частности, рост значения международных экономических отношений в национальном хозяйстве и повышение доли экспорта в ВВП связаны с государственной финансовой поддержкой, которая сравнительно быстро развивается в последние десятилетия (имеются в виду создание дополнительных структур для такой поддержки, улучшение условий и совершенствование технологий ее предоставления и т.д.).

      Рост  расходов на поддержку экспортеров  за счет бюджета не может бесконечно возрастать. Поэтому ее акцент смещается на повышение эффективности путем развития тех направлений, которые представляются наиболее перспективными. К сравнительно новым таким направлениям государственной финансовой поддержки экспорта в условиях глобализации можно отнести следующие.

      Во-первых, правительства уделяют растущее внимание повышению конкурентоспособности производителей национальной продукции, ориентирующихся на сбыт ее за границей. Во-вторых, правительства отдают приоритет финансовой поддержке экспорта на наиболее перспективных зарубежных рынках. В-третьих, правительства стремятся максимально реализовать отечественный экспортный потенциал и полнее использовать имеющиеся для этого резервы (например, в качестве значительного недоиспользуемого резерва расширения экспорта в развитых странах обоснованно рассматриваются малые и средние предприятия). В-четвертых, правительства принимают меры по привлечению иностранных прямых инвестиций в национальную экономику для увеличения экспорта наукоемкой промышленной продукции. Наконец, правительства проявляют повышенный интерес к стимулированию длительного торгово-экономического сотрудничества и с этой целью составляют разного рода среднесрочные программы действий, предусматривающие и мероприятия в области финансовой поддержки экспорта.

      Особое  направление повышения эффективности  государственной поддержки экспорта в условиях глобализации связано с развитием электронной системой предоставления финансовой поддержки экспорта, которое возникло и получает быстрое распространение в результате сочетания достижений научно-технического прогресса в области телекоммуникаций с растущей потребностью в упрощении оформления растущего количества международных коммерческих операций.

      Таким образом, современная государственная  финансовая поддержка экспорта, использующая новейшие методы и технологии, способствует установлению и расширению стабильного экономического сотрудничества, помогающего предпринимателям приспособиться к глобализации, чтобы воспользоваться ее преимуществами и преодолеть негативные последствия.

      Остальная часть работы посвящена вопросам создания и деятельности экспортных кредитных агентств (ЭКА), являющихся одним из важных направлений государственной финансовой поддержки экспорта и зарубежных капиталовложений национальных компаний.

      Во  второй главе рассматриваются методологические и практические аспекты функционирования ЭКА, анализируются их эволюция и повышение роли в развитии внешней торговли. Внимание акцентируется, прежде всего, на большом значении этих агентств для экономики многих стран. Отмечается, что основная цель ЭКА - защитить экспортеров и инвесторов, а также финансирующие их банки от потерь в связи с разного рода рисками, осложняющими их участие во внешнеэкономической деятельности.

      О важной роли ЭКА в международной  торговле и трансграничных инвестициях  свидетельствуют данные Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций (Бернского союза), объединяющего все крупные ЭКА мира. По итогам за 2004 г. агентства - члены Бернского союза оказали поддержку экспорту и капиталовложениям за рубежом на сумму 788 млрд. долл., что составляет около 10% мирового объема экспорта товаров.

      Экспортные  агентства начали создаваться после  Первой мировой войны, а в настоящее  время они функционируют в  десятках стран всех регионов мира. Большинство ЭКА учреждены в  последние три десятилетия, когда государственное страхование экспортных операций, и особенно зарубежной инвестиционной деятельности от политических рисков, стало объективной необходимостью. В условиях обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг частные зарубежные инвестиции являются важным инструментом завоевания новых, быстрорастущих, но нестабильных рынков развивающихся стран, поскольку деятельность на этих рынках сопряжена с высокими коммерческими и политическими рисками.

      В каждой стране обычно создается одно ЭКА, пользующееся государственной поддержкой. Агентство может принадлежать или управляться государством; часть его страховой деятельности осуществляется от имени и за счет государства. ЭКА руководствуются национальными государственными интересами и, соответственно, стремятся повышать конкурентоспособность отечественной экономики. Агентства (вне зависимости от страны нахождения и вида гарантируемых операций) предоставляют страховое покрытие, как правило, для национальных компаний по товарам, произведенным на территории страны пребывания, а также тех отраслей, которые имеют приоритетный с точки зрения государственных интересов характер. При решении вопроса о страховании ущерба от некоммерческих рисков в расчет принимаются не только экономические, но и внешнеполитические мотивы.

      Единой  модели или типичного экспортного  кредитного агентства не существует. При общности целей, объектов и многих условий страхования экспорта и зарубежных инвестиций ЭКА имеют значительные различия, связанные с их ориентацией на потребности местных компаний. На конкретных примерах проиллюстрированы особенности ЭКА в различных странах с точки зрения масштабов, видов, организационных форм, функций и направлений деятельности.

      Экспортные  агентства прошли долгий путь в своем  развитии, адаптируясь к меняющимся условиям. Их деятельность, начавшаяся с относительно простых страховых операций, в дальнейшем не только расширялась количественно, но и усложнялась, охватывая все более широкий круг рисков, внешнеэкономических операций, стран и экспортеров. В итоге крупные ЭКА развитых стран стали покрывать практически все риски, которые могут возникнуть при осуществлении экспортных операций. Увеличился объем операций, связанных со страхованием инвестиций от политических рисков и поддержкой проектного финансирования.

      Активность ЭКА развитых стран возросла в последние годы в таких сферах, как телекоммуникации, создание инфраструктуры для транспортировки энергоносителей, нефтегазовая промышленность, добыча полезных ископаемых. Если первоначально их операции ориентировались преимущественно на рынки продвинутых развивающихся государств, таких, например, как Бразилия и Индия, то в дальнейшем география страхования экспорта и частных зарубежных инвестиций расширилась, охватив десятки наименее развитых и нестабильных стран мира, регионы ЦВЕ и СНГ.

      Отмечаются  изменения в методах ведения страховой деятельности. Развитие информационных технологий и создание емкого банка данных о потенциальных клиентах (банк данных крупных страховых компаний “Сoface”, “Euler Hermes”, “EСGD” содержит сведения на более чем 40 млн. фирм-покупателей) позволяют солидным и хорошо управляемым компаниям осуществлять быстрое компьютерное страхование небольших краткосрочных кредитов.

Информация о работе Экспортные кредитные агентства как механизм государственной финансовой поддержки экспорта