Кроме нормативов экологической
безопасности поддержания надлежащего
состояния окружающей природной
среды и экологического равновесия
должно обеспечиваться соблюдение
нормативов гранично допустимых
выбросов и сбросов в окружающую
природную среду загрязняющих
химических веществ, уровней вредного
влияния физических и биологических
факторов, которые исходят от
каждого конкретного стационарного
источника загрязнения.
Для разных технологических процессов,
технологического и другого оборудования,
сооружений и объектов в зависимости от
времени разработки и ввода в действие
технологий и оборудования, наличия научных
и технических разработок, экономической
целесообразности устанавливаются также
нормативы граничных объемов образования
загрязняющих веществ, которые выбрасываются
в атмосферный воздух; требования относительно
ввода технологических процессов в части
влияния на образование загрязняющих
веществ; регламенты использования сырья.
И наконец, для каждого типа транспортных
средств, которые эксплуатируются на территории
Украины, устанавливаются нормативы содержания
загрязняющих веществ в отработанных
газах, а также вредных физических влияний.
Государственный контроль в сфере
охраны окружающей природной
среды имеет цель обеспечение
соблюдения требований соответствующего
законодательства всеми государственными
органами, предприятиями, учреждениями
и организациями не зависимо
от форм собственности и подчинения,
всеми физическими и юридическими
лицами. Формирование экологической
культуры граждан включает систему
беспрерывного экологического просвещения,
экологического воспитания людей.
Очень важна для конституционного
регулирования экологических отношений
статья 50 Конституции Украины: Каждый
имеет право на безопасную
для жизни и здоровья окружающую
среду и на возмещение причиненного нарушением
этого права ущерба. Каждому гарантируется
право свободного доступа к информации
о состоянии окружающей среды, о качестве
продуктов питания и предметов быта, а
также право на ее распространение. Такая
информация не может быть засекречена.
Безопасная для жизни и здоровья
людей окружающая среда это
такое состояние окружающей природной
среды, при котором обеспечивается
предупреждение ухудшения экологической
обстановки и возникновения опасности
для жизнедеятельности населения.
Конституционное закрепление получили
две важнейшие составляющие экологических
прав граждан: право на возмещение
ущерба, причиненного ухудшением
состояния окружающей среды, и
право на получение и использование
экологической информации.
Каждый имеет право подавать
в суд иски о возмещении
вреда вследствие негативного
влияния на окружающую среду
деятельности предприятий, учреждений,
организаций и отдельных граждан.
Такой вред в соответствии
со статьей 69 Закона Украины
«Об охране окружающей природной
среды» от 25 июня 1991 г. подлежит
компенсации, как правило, в
полном объеме. В соответствующих
случаях учитываются затраты
на лечение и восстановление
здоровья, а также затраты, связанные
со сменой места жительства, профессии;
недополученная прибыль за время,
необходимое на восстановление
здоровья и т. д. Конституция
признает экологическую информацию
открытой, запрещает ее засекречивать,
гарантирует свободный доступ
для получения данных о состоянии
окружающей среды, качестве продуктов
питания и предметов быта, а
также признает право граждан
на ее распространение. И, наконец,
статья 66 гласит: каждый обязан не
причинять вред природе, культурному
наследству, возмещать причиненные
им убытки. Обязанность, которая
возложена на каждого члена
общества статьей 66 Конституции,
урегулирована действующим законодательством.
Так, Закон Украины «Об охране
окружающей природной среды», обязывает
граждан рационально использовать
природные ресурсы, принимать
меры для предупреждения порчи,
загрязнения, истощения природных
ресурсов, негативного влияния на
состояние окружающей природной
среды. Если объектам природы
причинен вред, то его размер
определяется согласно специальным
таксам в отношении объектов
животного мира, лесов; согласно
специальным методикам определения
убытков, причиненных рыбному
хозяйству, водным ресурсам, а
также вследствие загрязнения
атмосферного воздуха. В других
случаях размер убытков определяется
согласно фактическим затратам,
необходимым для восстановления
нарушенного состояния природных
ресурсов.
Таким образом, страхование экологических
рисков может стать одним из
эффективных экономических механизмов,
благоприятно сочетающих в себе возможность
проведения превентивных мер, направленных
на недопущение экологических аварий,
при одновременном создании стабильных
страховых фондов денежных средств, служащих
финансовым гарантом покрытия ущербов
на случай аварийного загрязнения среды.
В этой связи придается исключительная
значимость экологическому аудиту, как
элементу системы экострахования. Экоаудирование
по существу является единственным инструментом
обследования предприятий-страхователей:
при подготовке договоров экострахования,
разработке планов превентивных мер по
снижению экологического риска; при оценке
ущерба при наступлении страхового случая;
при рассмотрении исков к предприятиям
по поводу загрязнения окружающей природной
среды.
Решение этой проблемы в практической
плоскости, в том числе, и в создании
региональной системы экологического
страхования региональными страховыми
компаниями, на которые возложены экономические
задачи снижения бюджетных затрат на охрану
окружающей природной среды в условиях
природопользования за счет формирования
страховых резервов с целью укрепления
материальной основы инвестиционной деятельности
на территории региона и его социально-экономического
развития.
На наш взгляд, основной целью
создания региональной системы
экологического страхования является
внедрение практического механизма
гарантированного финансового обеспечения
экологической безопасности региона
посредством аккумуляции и целевого
использования в системе страхования
собственных средств участников
страховой деятельности и привлеченных
финансовых источников региона.
В соответствии с этой целью
на систему экологического страхования
возлагаются следующие функции:
- обеспечение гарантированного
покрытия затрат и ущербов
природопользователей, иных юридических
и физических лиц (включая государство),
возникающих в результате регистрации
экологических рисков в рамках застрахованной
деятельности;
- обеспечение предприятиям-источникам
экологической опасности финансовых
резервов для покрытия экологического
ущерба, нанесенного им третьим
лицам (включая государство как
собственника объектов окружающей
среды);
- обеспечение необходимых резервов
финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных
экологических ситуаций, согласно
правилам декларирования безопасности
промышленных объектов;
- финансирование страхователем
превентивных мероприятий по
снижению экологического риска
из средств резерва предупредительных
мероприятий и временного использования
средств страхового фонда;
- финансирование мероприятий по
мониторингу с помощью стационарных
и передвижных постов, обработка
и анализ результатов измерений
уровня загрязнения атмосферного воздуха.
С учетом вышеизложенных трудностей
организации экологического страхования
на государственном уровне и
принятия неотлагательных мер
по защите населения города
от загрязнений в атмосферном
воздухе предлагается вначале
организовать экологическое страхование
на региональном уровне с постепенным
расширением до государственного. Для
улучшения экологической обстановки в
городе необходимо внедрить систему мониторинга
загрязнения атмосферного воздуха и усилить
контроль исполнительных органов власти,
а так же определиться с госорганизацией,
которая будет получать измеренные данные
от системы для их анализа, обобщения и
принятия решений, а также разработке
мероприятий по снижению антропогенного
уровня воздействия на окружающий атмосферный
воздух города. Данная организация должна
обладать соответствующими полномочиями
и ресурсами для принятия оперативных
решений и разработки комплекса мероприятий,
направленных на снижение уровня загрязняющих
веществ в атмосферном воздухе города.
Предлагаемая функциональная схема
регионального экологического страхования
с использованием системы ГИС
атмосфера обладает следующими
характеристиками:
- функциональная схема замкнута
и позволяет контролировать результат
выполняемых мероприятий по снижению
загрязнения атмосферного воздуха;
- позволяет оценивать уровень
загрязнения атмосферного воздуха;
- позволяет передавать данные
«организации законодательной и
исполнительной власти» для координации
действий исполнительных органов;
- позволяет образовывать страховой
фонд в определенном размере
от налогообразующих платежей в местный
бюджет (дорожный сбор, квартплата, налог
на землю и т.д.);
- позволяет с помощью органа
по мониторингу загрязнения атмосферного
воздуха в рамках утвержденного
страхового бюджета осуществлять
мероприятия по защите окружающей
среды от воздействия источников
загрязнения (автотранспорт, морской
транспорт, промышленные предприятия,
котельные и жилой фонд);
- позволяет оценить эффективность
проведенных мероприятий при
помощи сравнения изменений концентраций
вредных примесей в атмосферном
воздухе с помощью автоматизированной
системы мониторинга.