История страхования жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

История личного страхования восходит к началу нашей эры. Еще в древней Индии образовывались денежные фонды для благотворительных целей, а у древних иудеев существовали коммунальные учреждения, аккумулирующие средства с целью взаимопомощи. Аналогичные фонды создавались и в Римской империи в виде коллегий. Из них оказывалась финансовая помощь членам коллегии в различных затруднительных ситуациях, в том числе и для поддержания родственников умершего.

Работа содержит 1 файл

История страхования жизни.docx

— 45.87 Кб (Скачать)

Продолжил работу над теорией актуарных расчетов английский астроном Эдмунд Галлей. Он дал определение основных показателей таблицы смертности, исчислил вероятность дожить и умереть для своих современников, ввел в науку понятие средней продолжительности предстоящей жизни, сформулировал методику регулирования тарифов в страховании жизни при помощи таблицы смертности. «Отец» актуарной науки ввел понятие нормы процента или нормы роста денег в страховании. Форма таблицы смертности Галлея и принципы ее построения употребляются до сих пор.

Со временем теория актуарных расчетов продвигалась все дальше и глубже. Вклад в  ее развитие внесли такие ученые, как  Абрахам де Муавр (Англия), Антуан Депарсье (Франция), Томас Симпсон (Англия). К концу XVII – началу XVIII вв. были определены основные положения теории вероятностей и накопились статистические данные о смертности населения. Таким образом, страхование жизни получило научную базу.  Со временем страховые общества самостоятельно накапливали статистический материал, с помощью которого уточнялись тарифы по страхованию жизни и совершенствовалась техника актуарных расчетов.

С конца XIX в. начинается процесс концентрации и централизации  страхового дела. В США, например, насчитывается  более 2-х тысяч компаний, проводящих операции по страхованию жизни, но монопольное  владение рынком осуществляет «Большая пятерка» – пять гигантов страхового бизнеса.  Половина активов всех страховых компаний Англии сосредоточена у 11 фирм. При этом 4 компании контролируют одну треть активов.

Обратимся теперь к российскому опыту личного  страхования.

В России страхование  начало развиваться позднее, чем  в Западных странах. Это объясняется  тем, что Россия позже других стран  пошла по пути капиталистического развития, а, как это уже отмечалось выше,  развитие страхования зависит от уровня индустриального развития. В 1835 г. возникло «Российское общество застрахования капиталов и доходов», которому было дано исключительное право в течение 20 лет заниматься страхованием жизни без уплаты каких-либо налогов, кроме пошлины в пользу казны 25 копеек в год с каждой тысячи рублей. Несмотря на полученные привилегии, сборы страховых премий были крайне малы. Сказывался низкий уровень экономического развития страны, который не мог способствовать развитию страхования в целом и страхования жизни в частности.

После отмены крепостного  права экономика стала развиваться  более интенсивно, что отразилось и на страховом деле. К 1880 г. число  застрахованных составило 9 тыс. человек. В 1898 г. операции по страхованию жизни  начало осуществлять русское общество «Саламандра». Личным страхованием занимались и иностранные общества: «Нью-Йорк», «Эквитебл», «Урбэн». Наряду с акционерными обществами существовали и взаимные. При это взаимная и акционерная формы часто переплетались. В некоторых акционерных обществах право участвовать в управлении делами  и прибылях, помимо акционеров, предоставлялось и страхователям. В свою очередь, взаимные общества предоставляли право членства не только страхователям.

В дореволюционной  России существовало также много  мелких организаций, которые в том  или ином виде осуществляли операции по страхованию жизни. Это были похоронные, пенсионные, эмеритальные кассы.

Похоронные кассы  – страховые учреждения наиболее примитивного типа, создаваемые для  покрытия издержек на погребение. Чаще всего деньги на погребение выдавались в одинаковой сумме без учета  продолжительности пребывания в  кассе. Взносы членов похоронной кассы  определялись обычно  по раскладочной системе, то есть исключительно на выплату похоронного пособия, и лишь иногда с накоплением резервного фонда.

В эмеритальных кассах устанавливался, во-первых, размер взносов участников, производимых с  целью образования капитала кассы, а во-вторых, точные размеры пенсий и пособий, выдаваемых участникам при  различной продолжительности пребывания в кассе. Однако капитал и обязательства  эмеритальных касс, между которыми должны было существовать соответствие,  изменялись независимо друг от друга. Таким образом, необходимого баланса между капиталом кассы и ее обязательствами не достигалось. Поэтому,  в случае дефицита, приходилось либо увеличивать взносы участников, либо уменьшать их права.

В пенсионных кассах  обязательства по отношению к участникам возникали лишь при поступлении в кассу сумм, достаточных для исполнения обязательств. Средства кассы формировались из взносов участников, которые определялись в процентном отношении к их содержанию. Полученные взносы разносились на отдельные счета участников. И на основании таблиц, прилагаемых к уставу кассы, можно было рассчитать размер пенсии и пособия на счете каждого участника. Указанные таблицы определяли зависимость пенсии или пособия от суммы, накопленной на счете, и от времени ее поступления. То есть в пенсионных кассах использовались таблицы смертности и инвалидности, а также нормы роста на капитал, составленные по принципам страховой математики.

К 1914 г. страхованием жизни было охвачено 400 тысяч человек. При этом состоятельные слои населения, которые и составляли основной контингент страхователей,  отдавали свое предпочтение иностранным страховым обществам. Средняя страховая сумма у иностранных страховщиков составляла 4300 тыс. рублей, у русских – 2440 тыс. рублей.

В целом страхование  жизни в дореволюционной России было развито слабо. Основными причинами  были: бедность широких слоев населения, отсутствие страховой культуры, засилье  феодальных порядков. На Западе всегда преобладало страхование жизни. В России оно давало только 2% собираемых страховых взносов. Платежи по страхованию  жизни в 1913 году составили 4 млн. рублей.  

События 1917 г. многое изменили в области страхового дела. В 1918 г. были  приняты два декрета, касающиеся страхования:  «Об учреждении государственного контроля над всеми страхованиями, кроме социального» и «Об организации страхового дела в Российской республике». Тем самым было объявлено о введении государственной монополии на все виды страхования: от огня, транспорта, жизни и других.

В 1922 г. было введено  смешанное страхование жизни, которое  предусматривало выплату страховой  суммы в случае смерти застрахованного  и дожития им до определенного  возраста. Однако на практике личное страхование  начало развиваться только с 1924 г., после  проведения в стране денежной реформы  и появления твердой валюты –  червонца.

К концу 1929 г. страхованием жизни было охвачено около 500 тыс. человек. До 1930 г. договоры личного страхования  носили индивидуальный характер, то есть заключались с физическими лицами. С 1930 г., наряду с индивидуальным, стало  развиваться коллективное страхование  жизни. Договоры заключались с коллективами работников цехов, отделов или предприятий. В результате достигался массовый характер страхования. К 1940 г. число застрахованных составило 17 млн. человек, или более 30% от числа рабочих и служащих в стране. Однако в предвоенные годы коллективное страхование стало убыточным и было отменено.

Для развития страхования  в 1946 г. было отменено минимальное значение страховой суммы. Большое значение для развития страхования имело  создание сети страховых агентов, так  как именно агенты индивидуально  подходили к каждому страхователю, убеждая в необходимости и  выгодности заключения договора.

Стало проводиться  смешанное страхование. Выплата  страховой суммы по смешанному страхованию  жизни производилась в следующих  случаях: при дожитии застрахованным до окончания срока страхования; при утрате общей трудоспособности от несчастного случая; при наступлении  смерти застрахованного. 

С 1965 г. расширился круг страхователей за счет лиц старшего возраста: в качестве застрахованных смогли выступать лица до 65 лет. С 1966 г. появилась возможность уплачивать страховые взносы безналичным путем  – через бухгалтерии предприятий.

С 1968 г. как самостоятельный  вид страхования стало осуществляться страхование детей. Страхователями в данном случае выступали родители или другие родственники ребенка, застрахованными  – дети. На страхование принимались  дети в возрасте до 15 лет. При страховании  детей страхователей, прежде всего, привлекала сберегательная функция, в  связи с чем приоритетное значение придавалось страхованию на дожитие, то есть выплате страховой суммы  в связи с окончанием срока  страхования. Право на ее получение  наступало на следующий день после  окончания действия договора и сохранялось  в течение последующих трех  лет. В случае смерти страхователя в период действия договора страхования подлежала выплате страховая сумма в размере 90% от уплаченных страховых взносов. Если же страховой взнос был уплачен единовременно, то после смерти страхователя договор продолжал действовать. Действие договора не прекращалось и в том случае, если после смерти страхователя кто-либо из родственников продолжал уплату страховых взносов.  Срок страхования был связан с дожитием застрахованным ребенком 18-летнего возраста и определялся как разница между 18-тью годами и возрастом ребенка (в полных годах) на день заключения договора страхования. Например, при возрасте ребенка 8 лет срок страхования составлял 10 лет (18-10). При достижении застрахованным ребенком 18-летнего возраста он получал право на получение страховой суммы. Выплата страховой суммы также производилась при наступлении стойкого расстройства здоровья ребенка в период действия договора страхования.

В 1977 г. появилось  страхование к бракосочетанию, или  свадебное страхование. Страхователями по данному виду так же, как и  при страховании детей, выступали  родители и другие родственники ребенка, а застрахованными – дети. Особенностью данного вида страхования является гарантированная выплата страхового обеспечения застрахованному лицу к свадьбе, даже в том случае, если в период действия договора страхования  будет прекращена уплата страховых  взносов в связи со смертью  страхователя. Поэтому самыми заинтересованными  в заключении таких договоров  страхования были дедушки и бабушки, которых привлекала выплата страховой  суммы их внукам при вступлении в  брак даже в том случае, если страхователь не доживет до окончания срока  действия договора. При вступлении в брак застрахованному выплачивалось  страховое обеспечение. В интересах  застрахованного лица в случае невступления его в брак до 21 года страховая  сумма подлежала выплате при  его дожитии до указанного возраста.  В конце 70-х и начале 80-х гг. страхование к бракосочетанию было одним из самых популярных видов страхования среди населения.

В 1975 г. число  застрахованных по личному страхованию  составило почти 60 млн. человек, что  составляло 52% рабочих и служащих. В 1985 г. число договоров увеличилось  до 100 млн., а показатель охвата –  до 85%.

Страхование жизни  до середины 80-х годов являлось основной составляющей всей системы страхования  в нашей стране. В общем объеме страховых премий по добровольным видам  страхования поступления по страхованию  жизни составляли более 90%.

Резкие изменения  в области страхования в целом  и страхования жизни в частности  произошли в начале 90-х гг. в  связи с проведением экономических  реформ в нашей стране. Демонополизацию  страхового дела связывают с принятием  в 1988 г. Верховным Советом СССР   Закона «О кооперации в СССР». «Положение об акционерных обществах с ограниченной ответственностью» (1990 г.) и Постановление Совмина СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (1990 г.) определили, что на рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные и кооперативные общества, осуществляющие разнообразные виды страхования.

Изменения в  страховании жизни последовали  за общими экономическими и политическими  изменениями в стране. Проводимые реформы сопровождались спадом производства, высоким уровнем инфляции, значительным сокращением социальных гарантий, экономической  нестабильностью. Нестабильная экономическая  ситуация хотя и вела к потребности  населения в дополнительной страховой  защите, но не создавала необходимых  условий для ее развития. 

В условиях высокой  инфляции снижается интерес к  накопительному страхованию жизни, особенно долгосрочному, так как  реальная ценность страхового обеспечения, выплачиваемого по истечении нескольких лет срока действия договора страхования, существенно падает. Это снижение становится тем больше, чем больше срок страхования и чем выше темп инфляции. 

Население перестало  доверять страхованию жизни как  способу накопления денег. Личные сбережения стали осуществляться чаще всего  путем приобретения иностранной  валюты или вещей, имеющих реальную ценность (например, недвижимость). 

Кроме того, в  результате падения уровня жизни  у граждан существенно  ограничились возможности осуществления сбережений. При низких доходах  их большая часть расходовалась на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости,  оплату жилищно-коммунальных услуг.

С середины 90-х  годов страхование жизни стало  активно использоваться предприятиями  для целей оптимизации налогообложения  фонда оплаты труда. То есть работники  получали заработную плату в виде выплат по договорам страхования  жизни, в результате предприятие  «экономило» за счет «ухода» от отчислений на социальные нужды. Использование  таких схем с точки зрения законодательства было весьма сомнительно, но в условиях законодательного «беспорядка» они  получили большое распространение.  Эти так называемые «зарплатные схемы» не являются страхованием жизни в его классическом понимании. Их использование в виде способа ухода от налогов является дестабилизирующим фактором в экономике. Изменения в налоговом законодательстве, осуществляемые в настоящее время, направлены на то, чтобы исключить возможность использования страхования жизни с целью оптимизации налогообложения.

Опыт стран  Восточной Европы показывает, что  в России имеется большой потенциал  для развития страхования жизни. В странах этого региона доля страхования жизни составляет 36-41% всего страхового рынка. В России доля реального страхования жизни (без учета «зарплатных схем») гораздо меньше и составляет менее 1% от общего объема страховых взносов. Такой показатель, как доля платежей по страхованию жизни в ВВП, в России соответствует аналогичным показателям Колумбии, Ливана, Бразилии, то есть странам с развивающейся экономикой, отсутствием социальной защиты.

В расчете на душу населения РФ годовой взнос  по договору страхования жизни составляет по разным оценкам от 30 центов до 9,5 доллара, что является крайне низким показателем. В США, например, аналогичный  показатель составляет 1500 долларов, в  Японии – около 3500 долларов, в странах  Западной Европы – около 1200 долларов.

Информация о работе История страхования жизни