История международной организации страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Первой, неосознанной защитной реакцией людей на негативные явления жизни была неэкономическая форма: религиозное обращение к богам за помощью и спасением (молитвы, жертвоприношения и т.д.). Религиозная завуалированность в античные времена скрывала борьбу за перераспределение материальных благ. Это были обращения к богам: об умножении богатства, о сохранении урожая, об охранении имущества и жизни торговцев в пути и т.д.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

1. ИСТОКИ СТРАХОВАНИЯ  В ДРЕВНЕМ ОБЩЕСТВЕ  И СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ЕВРОПЕ   

      Первой, неосознанной защитной реакцией людей  на негативные явления жизни была неэкономическая форма: религиозное  обращение к богам за помощью  и спасением (молитвы, жертвоприношения и т.д.). Религиозная завуалированность в античные времена скрывала борьбу за перераспределение материальных благ. Это были обращения к богам: об умножении богатства, о сохранении урожая, об охранении имущества и жизни торговцев в пути и т.д.  

      По  мере накопления исторического опыта неэкономические формы защитных реакций стали дополняться экономическими. Для ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф люди стали создавать общинные запасы (пища, вода, семена и т.д.). Библейская история об Иосифе, истолковавшем сны фараона, иллюстрирует принципы, по которым, в соответствии с урожаем, организовывались и использовались эти запасы. 

      Наконец, для создания запасных страховых  фондов в условиях рабовладения и  феодализма стало закономерным накопление денежных средств. Это был первоначальный некоммерческий тип страхования. 

      Документально подтверждены два периода истории  первоначального страхования. Первый период связан с рабовладельческим  обществом, второй - с феодальным. 

      Первые  начальные формы страхования  нашли отражение в Законах Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Так, по параграфу 48 в случае наводнения или засухи заимодавец не может требовать ни процентов с долга за этот год, ни хлеба с участка, подвергшегося стихийному бедствию. Ряд других статей (например, параграф 45) также смягчает последствия неблагоприятных обстоятельств из-за действий бога Адада, являющегося символом грозы и дождя[2]

      Известны  договоры купцов-корабельщиков Финикии, Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Участники торговли обычно заключали соглашения о взаимопомощи членам торговых караванов на случай стихийного бедствия, разбойного нападения или кражи. Товары и транспортные средства становились объектами страхования. Целью заключения союза между страховщиками было возмещение убытков. В случае стихийного бедствия, оговоренного в соглашении, пострадавшему возмещали убыток непострадавшие участники за свой счет. В Древней Греции в эпоху Александра Македонского образовывались, по мнению В.К. Райхера, не только взаимные, но и акционерные страховые общества[3]. Купцами Древней Греции заключались соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения.  

      В Древнем Риме страховое дело принимает  организованный характер. Существовали различные коллегии (от лат. collegium), корпорация лиц, связанных общей профессией, во главе с магистром. Уплачивая взносы, их члены имели право на возмещение убытков в соответствии с уставами. Например, Устав Ланувийской коллегии (г. Ланувиум), основанный в 133 г. н.э. По этому документу коллегиаты обязаны внести вступительный взнос 100 сестерциев и одну амфору вина. По смерти коллегиата на погребение выделялось 300 сестерциев. При отсутствии завещания умершего хоронила коллегия, а не наследник. Позже эта сумма в 300 сестерциев стала выделяться нередко для поддержки осиротевшей семьи. Характерны ограничения, введенные в Уставе: страховая сумма не выделялась в случае самоубийства и т.д. 

      В Древнем Риме существовали "военные  коллегии", в которых предусматривались взносы "на достойное погребение". Высокий вступительный взнос (750 динариев) обеспечивал выплату коллегиату 500 динариев при повышении по службе, столько же при переводе в другой легион и столько же по окончании службы. При дисциплинарном увольнении - 50% этой суммы. В случае смерти коллегиата наследнику выплачивалось 500 динариев[4]. Смысл существования подобной коллегии состоял в том, что, объединившись и внося взносы в рассрочку, члены коллегии набирали большой капитал. 

      Коллегия  от своего имени помещала его в рост под проценты и при смерти каждого из членов такой коллегии не его семья, а коллегия оплачивала похороны. Таким образом, это были как бы общества взаимного страхования.  

      С развитием мореплавания увеличивался риск того, что не все корабли завершат плавание (из-за перегруза, шторма, эпидемий, повреждений судна и т.д.). Тогда вкладывающие свои средства инвесторы стремились разделить риск между собой, чтобы ни один из них не потерял своих денег полностью. В отношении морской перевозки применялся закон, по которому убыток, причиненный для спасения корабля и груза, распределялся на всех, кому угрожала предотвращаемая опасность. У всех грузовладельцев производился соответствующий вычет для вознаграждения потерпевшего. 

      Применялись также частные договоры, в которых главную роль играла обязанность возместить убытки, что делало этот договор формой поручительства. Существовали договоры неформальные, при намерении участников установить товарищество. При этом каждый из товарищей мог распорядиться общим имуществом. Прибыли и убытки, если договором не установлено иное, распределялись поровну. Риск падал на товарищество. Товарищи несли ответственность за ошибки в своей деятельности. Им возмещались расходы и случайные убытки, понесенные при занятиях делами товарищества. Эта деятельность выражалась в создании совместного предприятия, через которое товарищи или инвесторы вкладывали деньги в несколько кораблей с общим грузом; таким образом, между ними распределялся риск убытков и все возможные прибыли[5]. 

      Данные  факты показывают, что в рабовладельческом  обществе нашли свои истоки две отрасли  современного страхового дела. 

      Во-первых, имущественное страхование, заложенное в страховой защите товаров и  транспортных средств купцов-транзитников.  

      Во-вторых, личное страхование, начавшееся со страхования на случай смерти, перемещения военных по служебной лестнице и в другую местность и т.д. Профессиональные коллегии, возникшие как союзы, объединенные религиозными, культовыми, товарищескими целями, постепенно превращаются в общественные организации на основах взаимопомощи для покрытия убытков как при имущественном, так и при личном страховании. 

      Таким образом, общественные союзы на основах  взаимности являются исходной формой правовой организации специфического способа деятельности людей для обеспечения их страховой защиты. 

      В средневековой Европе страховое  дело развивалось в трех направлениях:  

      1. Расширяется сфера страховых  отношений по видам, целям и  страховому обеспечению. 

      2. Завершается формирование двух  самостоятельных отраслей - имущественного и личного страхования. 

      3. Начинается процесс выделения  гильдий, цехов, специальных страховых  фондов в виде сиротских, вдовьих  и других касс, к участию в  которых стали допускаться не  только члены братства. 

      В X-XIII вв. в Англии, Германии, Дании, Исландии страхование стали осуществлять городские цехи и купеческие гильдии. Наиболее ранняя из них - англо-саксонская гильдия в X в. учредила кассу для возмещения членам гильдии стоимости украденного у них скота. В XI в. в Германии широко распространились купеческие гильдии. В Дании в XI в. членам гильдии из общей кассы возмещались средства при аварии или при выкупе из плена. В XII в. в Исландии жители острова объединились для взаимного обеспечения погашения убытков от пожаров и от падежа скота. Союзы состояли из 20 зажиточных крестьян, в случае несчастья пострадавшему возмещалась часть убытка деньгами, часть - материалами или работой. Однако большого распространения деятельность таких союзов не получила[6].  

      Эволюция  гильдийских союзов шла от заключения разовых страховых соглашений к долговременным соглашениям. Первые в основном содержали обязательства по возмещению убытков, связанных с сухопутными или водными перевозками. Вторые - обязательства по защите имущественных и личных интересов своих членов. Наконец, эти соглашения превратились в постоянные гильдийско-страховые организации. 

      Характерно, что вначале заметно сказывалась  рецепция древнеримского коллегиального страхования. Средневековое гильдийско-цеховое  страхование копировало римское по содержанию, целям, условиям, вкладу и т.д. Была воспринята форма братства с объединением товарищеских защитных целей, а именно: оказание всесторонней помощи каждому члену братства и братству в целом.  

      Три существенных отличия отделяют средневековое страхование от римского. Во-первых, средневековые гильдии были более универсальными, чем древнеримские коллегии, так как принимали в членство представителей различных профессий. Во-вторых, в братствах средневековья общность интересов была более тесной, чем в римских коллегиях. Наконец, страховые выплаты стали носить не только разовый, но и регулярный характер, за что получили название аннуитетов (ежегодные) от латинского "аннус" (год). 

      Развитие  гильдийского страхования в XIII-XIV вв. в Европе привело к разделению гильдий на защитные (охранительные) и профессиональные. Целью первых была охрана личности и имущества членов гильдии от различных опасностей. Целью вторых - защита интересов членов гильдии, принадлежащих к одной профессии. Например, организовывались гильдии со страховыми обязательствами купцов, торговцев, актеров, наемных солдат и т.д. Так, обычаи купеческой гильдии сразу оговаривают, что купец, не вступивший в гильдию, в случае изгнания из города, вызова на поединок, лишения своего имущества не будет защищен братством. Защита распространяется только на членов гильдии, а "расходы покрываются гильдийским имуществом"[7]. 

      Западноевропейский  цех как союз ремесленников одной  специальности в XII-XIV вв. кроме социально-экономических, религиозных целей преследовал и цель взаимопомощи. Цеховые статуты зафиксировали все многообразие случаев страховой защиты: от несчастных случаев, болезней, потери трудоспособности из-за старости и в случае смерти. Цех обязан был поддерживать семью умершего цехового мастера, а сирот следовало воспитывать и обучать мастерству. Так, в статутах парижских ткачей шерсти ("Книга ремесел города Парижа", XIII в.) в параграфах 13, 14, 17 цех гарантирует защиту учеников от злоупотреблений мастеров, обеспечивает надлежащее содержание и обучение учеников, контролирует наличие у мастеров "достаточного имущества и знания, чтобы взять ученика". С другой стороны, корпорация сукновалов возмещает мастеру убыток из-за сбежавшего ученика (параграф 14); гарантирует вдове мастера возможность содержать мастерскую умершего супруга (ст. 5). Устав кельнских бочаров (1397 г.) показывает, как из вступительных взносов формировалась касса братства, как ее использовали для оказания помощи при обстоятельствах разорения, болезней, несчастных случаев[8]. 

      Согласно гильдийским и цеховым уставам страховые взносы формировались за счет общей кассы. Это были фонды денежных или материальных средств, которые образовывались за счет взносов для выполнения обязательств перед своими членами. В ранних уставах взаимопомощь определялась в общей форме, т.е. без конкретизации размеров помощи и видов страховых случаев. Затем появилась другая форма страховой защиты пострадавших - необходимые для этого средства собирались путем раскладки ущерба на каждого члена братства. 

      В XV в. гильдийско-цеховое страхование создает новую, более совершенную форму формирования страховых денежных фондов. Организуются специальные кассы, в которые принимаются регулярные взносы членов этого братства. В зависимости от появления новых видов рисков средневековое страхование дифференцируется, и страховые взносы также дифференцированно направляются на возмещение того или иного ущерба. 

      С середины XV в. в Европе действовали  небольшие учреждения взаимного  страхования - "огневые товарищества". Из них наиболее известными были гильдии Шлезвига (с 1446 г.), Голыптинии (с 1942 г.), Лондона и Парижа[9]. 

      Одновременно  шло дальнейшее углубление разделения средневекового страхования на две  отрасли - имущественное и личное. В связи с этим расширялись  обязанности членов братства как страхователей. Они кроме уплаты взносов должны были бережно сохранять свое имущество, принимать все меры для его спасения, чтобы свести к минимуму ущерб от стихийных бедствий и других оговоренных в уставах случаев. Наказанием при нарушении этого правила было лишение права на получение пособия по возмещению убытка. Это подтверждают уставы немецкой Ганзы. Ганзейцы, сплоченные и защищенные этой мощной и богатейшей корпоративной организацией, в XIII-XIV вв. занимали ведущее положение в европейской торговле[10]. 

      Таким образом, вплоть до середины XV в. в Западной Европе развивался некоммерческий тип  страхования. Страховое дело еще  не стало предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибавочной  стоимости как основной цели и  на распределение ее между учредителями страховой организации. 

      Этот  новый тип страхования начал  формироваться в Западной Европе в XVI-XVII вв. в процессе так называемого  первоначального накопления капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История международной организации страхования