Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:26, реферат
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
В применении этих способов значительную роль играет именно государственный страховой надзор.
Без
системы органов
Положением о Федеральной службе страхового надзора на указанный орган были возложены обширные полномочия по регулированию страховой деятельности в Российской Федерации, и без этого органа, страховой рынок стал бы саморегулируемым, что привело бы к непредсказуемым последствиям.
Большое
значение органа страхового надзора
проявляется в процессе разработки
предложений по нормативно-правовому
регулированию, чтобы на основании
проблем правоприменения
Таким образом, страховой надзор является необходимым направлением деятельности государства, поскольку никакой другой сферой не охватывается регулирование страхового рынка, а защита интересов страхователей является обязанностью государства.
3.Содержание и функции Федеральной службы страхового надзора
Федеральная
служба России по надзору за страховой
деятельностью была создана для
осуществления государственного надзора
за соблюдением законодательства Российской
Федерации о страховании, регулирования
единого страхового рынка в РФ
на основе установления общих требований
по лицензированию и ведению государственного
реестра страховых организаций,
контроля за обеспечением финансовой
устойчивости страховщиков, учета и
отчетности, методологии страхования,
межотраслевой и
Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:
1) выдача
страховщикам лицензий на
2) ведение
единого Государственного
3) контроль
за обоснованностью страховых
тарифов и обеспечением
4) установление
правил формирования и
5) разработка
нормативных и методических
6) обобщение
практики страховой
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:
1) получать
от страховщиков установленную
отчетность о страховой
2) производить
проверки соблюдения
3) при
выявлении нарушений
4) обращаться
в арбитражный суд с иском
о ликвидации страховщика в
случае неоднократного
Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан. Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 О территориальных органах страхового надзора (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора) (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:
а)обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании;
б)осуществлять контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;
в)осуществлять контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г)осуществлять контроль за соблюдением установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;
д)обобщать практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;
е)рассматривать заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании;
ж)представлять в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.
Территориальные органы страхового надзора имеют право:
а)проводить у страховщиков проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;
б)получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
в)при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании принимать меры по их устранению;
г)вносить в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления о приостановлении, ограничении действия либо отзыве лицензии.
Для
того чтобы выполнять эти функции,
надзорные органы наделены соответствующими
правами. Страховщики обязаны
Необходимая информация может быть затребована от предприятий и организаций, в том числе и от банков, а также получена и от граждан.
Органы
надзора могут проводить
Заключение
Страхование
является самостоятельным звеном финансовой
системы Российской Федерации, и
представляет собой совокупность экономических
отношений по формированию страховых
денежных фондов, направляемых на возмещение
материального ущерба, причиненного
физическим и юридическим лицам
стихийными бедствиями, несчастными
случаями и различного рода другими
неблагоприятными событиями. Средства
таких фондов образуются в основном
за счет взносов физических и юридических
лиц, вступивших в отношения по страхованию.
Однако законодательство предусматривает
случаи страхования за счет средств
государственного бюджета (военнослужащих,
государственных служащих, работников
государственной налоговой
В
настоящее время положение
Основными факторами, обуславливающими необходимость осуществления страхового надзора, являются:
Для выполнения задач и функций, поставленных перед органом страхового надзора, его осуществление должно производиться в соответствии с определенными в законе принципами: законности, гласности и организационного единства. Их несоблюдение может привести к утрате доверия, как к органу, осуществляющему страховой надзор, так и к институту страхования в целом.
Нормативно-правовое регулирование страхового надзора осуществляется различными нормативными актами. Ученые экономисты и юристы по-разному проводят классификацию указанных актов. Однако для удобства и установления строгой иерархии, наилучшим представляется деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства и др.).
Органом, осуществляющим государственный страховой надзор в Российской Федерации с 2004 года, является Федеральная служба страхового надзора.
Федеральная служба страхового надзора выполняет три основные группы функций:
Для их реализации ФССН наделена широким кругом полномочий. Таким образом, государственный страховой надзор является неотъемлемым элементом жизни государства, и он должен быть урегулирован на должном уровне.