Государственный надзор в страховании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:26, реферат

Описание работы

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Работа содержит 1 файл

Страховое право реферат.docx

— 38.85 Кб (Скачать)

Введение 

     Страхование как система защиты имущественных  интересов граждан, организаций  и государства является необходимым  элементом социально-экономической  системы общества. Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

     Социальное  страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных  формах собственности, как самостоятельная  форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное  социальное страхование и негосударственное  социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.

     В Законе РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.11.2011) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) закреплено правовое понятие страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

     Государственное регулирование страхового рынка  осуществляется различными способами. Для этого применяются экономические, налоговые и иные методы. Однако осуществление страхового надзора является одним из наиболее эффективных методов.

     Надзор  в сфере страхования может  носить внутренний или внешний характер. Внутренний надзор осуществляется непосредственно  органами самой организации либо привлекаемыми за свой счет аудиторами. Внешний или государственный  страховой надзор включает регулирование  и контроль субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно  органами страхового надзора (на практике и регулирование, и контроль страхования  частично осуществляются и без его  участия - налоговыми органами, Центробанком и т.п.).

     Необходимость государственного страхового надзора  определяется важной ролью страхования  в экономической жизни общества, связанной с ликвидацией последствий  неблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также  потребностью защиты интересов страхователей. Страховой рынок как часть  финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования  и контроля в целях обеспечения  его стабильного функционирования с учетом значимости страхования  в процессе общественного воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного  надзора; государственное регулирование  страхового рынка осуществляется посредством  специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской  деятельности законов, отражающих порядок  заключения договоров страхования  и решения возникающих споров. Государство также устанавливает  с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.

     В работе будет рассмотрена история  и правовые основы осуществления  страхового надзора в Российской Федерации, принципы его осуществления, пределы полномочий органа, этот надзор осуществляющего, ­ Федеральной службы страхового надзора.  

     1.История и правовые основы осуществления страхового надзора в Российской Федерации

     Надо  сказать, что орган страхового надзора  – это не какое-то изобретение современных бюрократов. И в дореволюционной России существовал страховой надзор. В 1894 г. было утверждено «Положение о надзоре за деятельностью страховых обществ и учреждений». Первоначально надзор осуществлялся Страховым комитетом, позднее, с 1904г. – Отделом страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства.

     В 1921 г. при Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха, на которое было возложено осуществление государственного страхования не только в РСФСР, но и в других республиках. В 1922 г. система государственного страхования перешла на принципы хозяйственного расчета, получила имущественную и оперативно-организационную самостоятельность. В связи с этим государство освобождалось от какой-либо дополнительной ответственности по операциям Госстраха. В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое получило большую оперативную самостоятельность.

     Отсутствие  жесткой государственной монополии  сыграло положительную роль в  развитии страхования в 20-х годах. Однако уже в 1923 г. в стане развернулась дискуссия между противниками и сторонниками установления государственной страховой монополии. Первым прямым законодательным признанием того, что в СССР действует государственная страховая монополия, было принятие в законодательном порядке «Положения о Наркомфине СССР», где подчеркивалось, что Госстрах СССР и союзные республики осуществляют государственную страховую монополию на всей территории страны. В условиях проведения сталинской политики отхода от нэпа, укрепления общегосударственных структур, жесткой централизации финансовых ресурсов победу одержали сторонники установления твердой государственной монополии на страхование

     В 1925 г. законодательно было закреплено, что «страхование во всех его видах является государственной монополией Союза ССР». Проведение налоговой реформы 1930 – 1931 гг. повлекло за собой необходимость изменения государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях – без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее – запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918 – 1920 гг., как уже упоминалось выше.

     Главными  виновниками запущенности страхового дела в начале 30-х годов были властные структуры, которые, игнорируя сопротивление  специалистов страхового дела, проводили  явно некомпетентную страховую политику. В начале 1933 г. даже властям стало ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях в работе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценка отношения властей к страхованию. Были восстановлены система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозах формировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты. Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду.

     Значительно изменены были организационные основы органов государственного страхования  в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР.

     В положениях 1958 г. не упоминалось о наличии в стране государственной страховой монополии. Таким образом, с 25 октября 1958 г. де факто государственная страховая монополия была отменена, хотя продолжала действовать по инерции, поскольку ни одно ведомство, ни одна организация «не осмеливались» нарушить страховую дуополию Госстраха и Ингосстраха.

     К числу организационных недостатков  этого времени следует отнести  дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (по числу  союзных республик) без налаживания  системы перестрахования. В этой связи период в течение ряда лет  после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.

     Демонополизация страхового дела началась в нашей  стране только в 1988 г., с принятием Закона «О кооперации в СССР», в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование.

     Четвертый разгром страхового дела связан с  распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.

     Содержание  взаимоотношений государства и  страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально  изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование  и контроль (надзор). Системы органов  государственного страхования как  самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.

     В 1991 г., когда страна переходила от чисто государственного страхования к рыночным отношениям в этой области, надзорный орган существовал в качестве подразделения Минфина РСФСР. Затем, в июле 1992 г. был создан самостоятельный орган – Государственный страховой надзор РФ (Госстрахнадзор), который в сентябре 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).

     В конце 1992 г. вступил в силу Закон «О страховании», в соответствии с которым Федеральная инспекция была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, а по существу была просто переименована. Правительство РФ в апреле 1993 г. утвердило «Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью».

     В августе 1996 г. Федеральная служба была ликвидирована, а ее функции переданы Минфину РФ, в составе которого был создан Департамент страхового надзора. Целесообразно это или нет с точки зрения сокращения численности аппарата – сложно сказать, однако, многие квалифицированные работники Федеральной службы ушли. Очень жаль, так как созданный ими орган страхового надзора, по мнению многих из тех, кто так или иначе занимается страхованием, был одним из наиболее полезных органов государственной власти.

     В настоящее время государственный  страховой надзор в Российской Федерации  осуществляет Федеральная служба страхового надзора, которая была образована в  соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о  Федеральной службе страхового надзора».

 

     

     2. Роль и значение государственного страхового надзора

     В современных условиях все большее  значение приобретают методы косвенного стимулирования государством развития страхования. Их суть состоит в различных  способах государственного регулирования  страховой деятельности:

  • Создание стабильной законодательной базы, определяющей единые «правила игры» для всех субъектов рынка страховой деятельности.
  • Формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг.
  • Формирование системы государственного надзора за деятельностью страховщиков.
  • Формирование системы гарантий выполнения страховщиками своих обязательств перед потребителями страховых услуг.
  • Организация и защита конкуренции на страховом рынке.
  • Создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки квалифицированных кадров в области страхования.
  • Регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке.
  • Проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг.
  • Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности страховщиков.

Информация о работе Государственный надзор в страховании