Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа
Цель регулирования страховой деятельности в первую очередь (как в России, так и за рубежом) является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………5
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
СТРАХОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………21
Государственное регулирование рынка страхования
в Российской Федерации и за рубежом
(наименование
темы курсовой работы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине
«Страхование»
Нормоконтролер,
____________________Ф.И.О.
____________________20__г. ___
Автора работы
.
________________2011г.
Работа защищена с оценкой
________________________
_________________2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………5
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
СТРАХОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Страхование является одним из видов необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в фонд страховщика, а это лицо при наступлении страхового случая выплачивает за счет фонда страхователю или другому лицу страховую сумму.
Актуальность и значимость страхования заключается в том, что институт страхования охватывает множество сфер жизни общества и государства, что не может быть не отмеченным.
Страховой
рынок как часть финансово-
Цель регулирования страховой деятельности в первую очередь (как в России, так и за рубежом) является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей.
Важность изучения зарубежного опыта в сфере страхования обусловлена тем, что, во-первых, во многих странах имеется значительный опыт правового регулирования, обеспечивающий стабильность и социальную направленность системы страхования, долгое время существуют национальные страховые рынки.
Во-вторых,
это определяется активными процессами
глобализации экономики, финансов и
страхования, вследствие чего вопросы
правового регулирования
В-третьих, страхование осуществляется и во внешнеэкономической деятельности государства, что позволяет рассматривать страховую систему России как звено международного страхования.
В
настоящее время многие элементы
зарубежного страхования используются
в Российской Федерации.
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Государственное
регулирование страховой
- прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
-
законодательное обеспечение
-
государственный надзор за
-
защита добросовестной
Прямое
участие государства в
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон Российской Федерации «О страховании» от 27.11.1992 года. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Минфина Российской Федерации. В 1997 году разработана специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий [6].
Особенность
правового регулирования
Система российского страхового законодательства – это самостоятельный правовой институт, объединяющий нормы различных отраслей права.
Рассмотрим краткую характеристику отдельных элементов страхового права Российской Федерации.
Гражданское право – регламентирует заключение, действие и прекращение договора страхования, а также создание и ликвидацию страховщиков, страховых посредников, общие и специальные вопросы действительности сделок по страхованию и включает в частности: Гражданский Кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Кодекс торгового мореплавания; Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года; Федеральный закон от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Административное право – регулирует отношения между государством и участниками страхового рынка и включает: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 мая 2007 года №82-ФЗ «О банке развития»; Федеральный закон от 29 ноября 2007 года №286-ФЗ «О взаимном страховании».
Государственное право – регламентирует правовую форму органа страхового надзора, его место и функции в системе федеральных органов исполнительной власти: Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».
Финансовое право – регламентирует отношения между организациями, страхователями и государством: Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 8 августа 2005 года №100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 года №51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 2 ноября 2001 года №90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» [4].
В
настоящее время можно с
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью – Федеральной службой страхового надзора (служба), находящейся в ведении Министерства Финансов Российской Федерации. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых страховым законодательством, обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Принципами страхового надзора являются – законность, гласность и организационное единство.
Деятельность службы регламентируется Положением о Федеральной службе страхового надзора, утверждаемым в установленном порядке Правительством России. В соответствии с положением Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор:
-
за соблюдением субъектами
-
за выполнением иными
- за предоставление субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
-
за достоверностью
-
за обеспечением страховщиками
их финансовой устойчивости и
платежеспособности в части
-
за составом и структурой
-
за выдачей страховщиками
-
за соблюдением страховыми
Росстрахнадзор также: принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензии субъектам страхового дела; проводит аттестацию страховых актуариев (физические лица, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов); ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и их объединений; получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения о страховой деятельности; выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обращается в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела [6].