Государственное регулирование рынка страхования в Российской Федерации и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель регулирования страховой деятельности в первую очередь (как в России, так и за рубежом) является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………5
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
СТРАХОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

страхование.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное регулирование рынка  страхования 

в Российской Федерации  и за рубежом

(наименование  темы курсовой работы) 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Страхование» 
 
 

      Нормоконтролер, Руководитель,

____________________Ф.И.О. 

____________________20__г. ________________2011г.

      Автора  работы

            .

      ________________2011г.

      Работа  защищена с оценкой

      ________________________

      _________________2011г. 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

   1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

   СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………5

   2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  РЫНКА 

   СТРАХОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ………………………….11

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………20

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Страхование является одним из видов необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в фонд страховщика, а это лицо при наступлении страхового случая выплачивает за счет фонда страхователю или другому лицу страховую сумму.

   Актуальность  и значимость страхования  заключается  в том, что институт страхования  охватывает множество сфер жизни  общества и государства, что не может быть не отмеченным.

   Страховой рынок как часть финансово-кредитной  системы является объектом государственного регулирования во всех странах мира.

   Цель регулирования страховой деятельности в первую очередь (как в России, так и за рубежом) является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей.

   Важность  изучения зарубежного опыта в  сфере страхования обусловлена  тем, что, во-первых, во многих странах  имеется значительный опыт правового  регулирования, обеспечивающий стабильность и социальную направленность системы  страхования, долгое время существуют национальные страховые рынки.

   Во-вторых, это определяется активными процессами глобализации экономики, финансов и  страхования, вследствие чего вопросы  правового регулирования страховой  деятельности приобретают международный  характер. Для органов страхового регулирования глобализация породила необходимость создавать региональные и международные организации. Они обеспечивают координацию действий по государственному регулированию страховой деятельности.

   В-третьих, страхование осуществляется и во внешнеэкономической деятельности государства, что позволяет рассматривать страховую систему России как звено международного страхования.

   В настоящее время многие элементы зарубежного страхования используются в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

   Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие  государства на участников страховых  обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

   - прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

   - законодательное обеспечение становления  и защиты национального страхового  рынка;

   - государственный надзор за страховой  деятельностью;

   - защита добросовестной конкуренции  на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

   Прямое  участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных  интересов обуславливается необходимостью: во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам досрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан [5].

   Повышение эффективности государственного регулирования  страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

   Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон Российской Федерации «О страховании» от 27.11.1992 года. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Минфина Российской Федерации. В 1997 году разработана специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий [6].

   Особенность правового регулирования страхования  состоит в том, что страховое  право, как отрасль права сочетает в себе элементы целого ряда отраслей права и опирается на общие  законы и кодексы Законов.

   Система российского страхового законодательства – это самостоятельный правовой институт, объединяющий нормы различных отраслей права.

   Рассмотрим  краткую характеристику отдельных  элементов страхового права Российской Федерации.

   Гражданское право – регламентирует заключение, действие и прекращение договора страхования, а также создание и ликвидацию страховщиков, страховых посредников, общие и специальные вопросы действительности сделок по страхованию и включает в частности: Гражданский Кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Кодекс торгового мореплавания; Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года; Федеральный закон от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

   Административное  право – регулирует отношения  между государством и участниками  страхового рынка и включает: Закон  Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 мая 2007 года №82-ФЗ «О банке развития»; Федеральный закон от 29 ноября 2007 года №286-ФЗ «О взаимном страховании».

   Государственное право – регламентирует правовую форму органа страхового надзора, его  место и функции в системе  федеральных органов исполнительной власти: Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

   Финансовое  право – регламентирует отношения  между организациями, страхователями и государством: Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 8 августа 2005 года №100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 года №51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 2 ноября 2001 года №90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» [4].

   В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что совершенствование  страхового рынка продолжается. Помимо указанных нормативных актов  отношения по страхованию могут регламентироваться по обоюдному согласию сторон стандартными правилами страхования соответствующего вида, принятыми, одобренными или утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков, которые издаются в качестве примерных (Ст. 943 ГК РФ). Запрещено страхование противоправных интересов; расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников, убытков от участия в играх, лотереях, пари (Ст. 928 ГК РФ) [1].

   Государственный надзор за страховой деятельностью  на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью – Федеральной службой страхового надзора (служба), находящейся в ведении Министерства Финансов Российской Федерации. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых страховым законодательством, обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

   Принципами  страхового надзора являются – законность, гласность и организационное  единство.

   Деятельность  службы регламентируется Положением о  Федеральной службе страхового надзора, утверждаемым в установленном порядке Правительством России. В соответствии с положением Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор:

   - за соблюдением субъектами страхового  дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

   -  за выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства;

   - за предоставление субъектами  страхового дела, в отношении  которых принято решение об  отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

   - за достоверностью представляемой  субъектами страхового дела отчетности;

   - за обеспечением страховщиками  их финансовой устойчивости и  платежеспособности в части формирования  страховых резервов, состава и  структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

   - за составом и структурой активов,  принимаемых для покрытия собственных  средств страховщика;

   - за выдачей страховщиками банковских  гарантий;

   - за соблюдением страховыми организациями  требований законодательства Российской  Федерации о противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма  в части, относящейся к компетенции Службы [2].

   Росстрахнадзор  также: принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении  действия и отзыве лицензии субъектам  страхового дела; проводит аттестацию страховых актуариев (физические лица, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие  на основании договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов); ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и их объединений; получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения о страховой деятельности; выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обращается в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела [6].

Информация о работе Государственное регулирование рынка страхования в Российской Федерации и за рубежом