Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:37, реферат
Страхование стало неотъемлемым элементом предпринимательской деятельности в отраслях с высокой степенью риска финансового ущерба – таких, как коммерческая эксплуатация судов, летательных аппаратов, наземных и комбинированных средств транспорта и другие, а также в отраслях, где ряд рисков обладает катастрофической природой – это, в первую очередь, космическая деятельность, промышленное и транспортное использование ядерной энергии, предприятия, связанные с экологическими проблемами и природными явлениями.
до сентября 1977 года страхование космических рисков проходило для страховщиков практически безубыточно, в результате чего емкость рынка в отношении таких страховых операций значительно возросла. Однако, 13 сентября 1977 года во время попытки запуска с мыса Канаверал экспериментального спутника связи OTS 1 Европейского космического агентства (ЕКА) взорвалась ракета-носитель "Дельта" на высоте 10 километров. Запуск был застрахован на сумму до 50 млн. долларов США.
Через 16 дней во время запуска с того же космодрома им. Кеннеди телекоммуникационного спутника для передач на 40 стран мира снова произошел взрыв.
В 1981 году было впервые проведено страхование на период запуска спутника (программа "Марекс", ракета-носитель "Ариан").
В 1984 году астронавты орбитальной ступени "Дискавери" МКТС США сумели вернуть с орбиты для ремонта изготовителями спутники "Вестар 4" и "Палапа Б2". Запуск частично финансировался синдикатами Ллойда, страховавшими эти спутники и заинтересованными в их спасении.
В 1986 году взорвался "Челленджер". Страхование здесь было оформлено лишь в отношении одного астронавта.
В 1990 году было осуществлено первое страхование коммерческого запуска китайской ракеты-носителя "Великий поход", доставившей на геостационарную орбиту спутник "Азиасат-1". Страхование оформлялось китайской страховой компанией с перестрахованием на международном рынке.
С 1991 года возобновились запуски и страхование одноразовых ракет-носителей в США после перерыва, вызванного неудачами с МКТС, ракетами-носителями "Титан", "Дельта", "Атлас".
В 1992 году возобновились полеты орбитальных кораблей "Шаттл". С помощью МКТС снят с промежуточной орбиты застрахованный спутник "Интелсат-4", его межорбитальный буксир (бустер) отремонтирован на борту "Шаттла" и объект благополучно стартовал на геостационарную орбиту.
В 1993 году впервые запущена ракета-носитель индийского производства. Страхование запусков индийских объектов проводилось через индийских страховщиков.
В 1994 году имел место крупнейший убыток в истории космического страхования (356 млн. долл.) в результате гибели спутника при неудачном запуске ракеты-носителя "Ариан".
В отношении недавних событий на российском рынке страхования космических рисков можно отметить следующее. ОАО "Восточно-Европейское Страховое Агентство" подписан контракт стоимостью US$ 600,000,000 по страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами при запуске телекоммуникационных спутников нового поколения "Экспресс А2" и "Экспресс А3". Запуск "Экспресс А2" по предварительным данным будет произведен 12 марта с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон". Договор страхования включает риски падения обломков и столкновения с воздушными объектами на всем пути полета, а также ряд других рисков, предусмотренных международной Конвенцией 1972 года. Лимит ответственности по каждому из двух запусков составляет US$ 300,000,000. До этого ОАО "Восточно-Европейское Страховое Агентство" страховало гражданскую ответственность перед третьими лицами при запуске первого в серии спутника "Экспресс А1", который окончился неудачей. В настоящее время, проводившееся ВЕСтА и лондонской сюрвейерской фирмой "Эйрклаймс", расследование последствий аварии завершено и полностью согласованы условия и сроки выплаты возмещения по страхованию ответственности. Страховое возмещение по договору сострахования КАСКО "Экспресс А1" в размере US$ 24,400,000 будет выплачено ОСАО "Ингосстрах", ОАО "Восточно-Европейское Страховое Агентство" и ОАО "Военно-Страховая Компания" в долях соответствующих договору до 1 марта 2000 года.
Основные объекты и виды космического страхования
Страхование космической деятельности включает практически все виды страхования и, по мнению страховщиков, должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники. Следует отметить, что договор страхования космических объектов на этапе создания в основном не отличается от договоров страхования любых других видов техники. В этом случае могут быть застрахованы риски, перевозимые грузы, ущерб, нанесенный имуществу предприятий космической отрасли при испытаниях ракетно-космической техники, пожарами, стихийными бедствиями и т.д.
Наибольший интерес с точки зрения страхования имущественных интересов производителя космических объектов представляет этап запуска и эксплуатации ракетно-космической техники, характеризуемый наиболее значительными возможными рисками.
Особенностями этого этапа эксплуатации космического объекта являются:
широкая номенклатура и высокая стоимость космических объектов и используемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;
сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в том числе работ с повышенной степенью опасности;
высокая
вероятность возникновения
Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих при эксплуатации ракетно-космической техники.
В качестве объектов страхования на этапе запуска и эксплуатации ракетно-космической техники могут выступать имущественные интересы страхователя, связанные:
- с сохранностью образцов ракетно-космической техники, их основных систем и элементов;
- с сохранностью средств наземной базы эксплуатации;
- с жизнью и здоровьем космонавтов и персонала полигонов запуска космических объектов;
- с ответственностью за причинение вреда третьим лицам, а также природной среде;
- с надежностью и качеством работ, выполняемых специалистами полигонов, по подготовке и запуску ракетно-космической техники, и т.д.
В приложении показана одна из возможных классификаций видов космического страхования. Помимо традиционного имущественного страхования в классификацию включены также страхование ответственности и личное страхование. В имущественном страховании выделены две группы – страхование основных образцов космической техники на различных этапах их использования и страхование средств наземной базы эксплуатации.
Страховые случаи с ракетно-космической техникой классифицируются в зависимости от характера и степени тяжести возможных последствий: катастрофа, авария, поломка (отказ) техники, несчастный случай (в том числе с гибелью людей), незапланированное прекращение выполнения задач при использовании космической техники.
Эксплуатация космических объектов проходит в два основных этапа – наземный и орбитальный, включающие такие процессы, как транспортирование и хранение космических аппаратов, подготовка и проведение их запуска, выведение на опорную и рабочую орбиты, применение по назначению в ходе орбитального полета и т.д. В связи с этим обычно при страховании космических аппаратов выделяются четыре базовых периода:
производство, хранение и транспортирование космических аппаратов, в том числе хранение на заводах – изготовителях космической техники;
подготовка элементов космических аппаратов на космодроме;
проведение запуска космических аппаратов;
функционирование космических аппаратов на орбите.
Первые два периода за рубежом зачастую объединяют в один период, который называется предполетным. При предполетном страховании космическая техника застрахована, как правило, от физического повреждения при ее транспортировании, хранении и подготовке к запуску на космодроме.
Страхование производственных, складских и транспортных операций
Этот вид страхования покрывает все риски, связанные с производством, монтажом и последующими испытаниями средств выведения, спутников и их компонентных частей, а также прочего оборудования, материалов и т.д., а также покрытие всех рисков имущественного ущерба в результате гибели или повреждения спутников, средств их выведения и иного оборудования в период транспортировки с завода-изготовителя на склад, в монтажно-испытательный корпус, на стартовую площадку, аэродром, в зависимости от того, где заканчивается ответственность организаций, обеспечивающих эти операции и заинтересованных в соответствующих страхованиях.
В рамках комплексных страховых программ, подготовленных российскими страховыми экспертами, могут быть застрахованы все основные риски, связанные с деятельностью предприятий, транспортные средства, например, грузовые воздушные суда, аэропорты базирования и их ответственность, ответственность производителей и/или их субподрядчиков за качество продукции и многое другое.
В этих страхованиях в первую очередь должен быть заинтересован производитель, который может получать авансовые платежи от заказчика в определенном проценте от общей суммы контракта. Он также должен быть заинтересован в страховании своей ответственности за задержку в производстве и, соответственно, срыв сроков доставки и запуска объекта.
Договор страхования действует в течение периода от приема представителем заказчика изготовленного образца до транспортирования собранной ракеты с космическим аппаратом на стартовый комплекс либо завершения предстартовых подготовительных операций. Страховой риск в этом случае невелик, поэтому устанавливаемая страховая тарифная ставка не превышает 0.5 – 2.0 процентов стоимости образца космической техники.
Страхование предпусковых операций
Это страхование может начинаться с момента доставки "космических" грузов на склад, в монтажно-испытательный корпус и т.д. и продолжаться в период хранения и поддержания объекта в рабочем состоянии, монтажа, проверок, заправки и других предстартовых операций.
Это страховое покрытие заканчивается в момент осуществления намеренного зажигания двигателей с целью начала старта.
Комплексный страховой полис, который может быть оформлен на вышеуказанные периоды, состоит из нескольких разделов, в т.ч. в отношении периодов транспортировки до монтажно-испытательного корпуса, хранения, стыковки космического объекта со средством выведения, межорбитальным буксиром, установки головного обтекателя и пр. При этом для различных типов предпусковых операций в отношении соответствующих объектов определяются специальные условия, различные страховые суммы и размеры страховой премии (стоимость страхования) по каждому разделу.
Страхование операций по выведению объекта на заданную орбиту, в точку стояния на ГСО или на заданную траекторию
Этот этап страхования космической программы отличается наибольшей концентрацией рисков и является самым дорогостоящим и наиболее распространенным видом космического страхования.
Страхование запуска обеспечивает покрытие основных рисков имущественного ущерба в период запуска (с момента намеренного зажигания двигателей с целью начала старта), выведения объекта на промежуточную и окончательную орбиты и может включать страхование предоперационных испытаний в период дрейфа, орбитального маневрирования, развертывания панелей солнечных батарей и антенных устройств, до сдачи объекта в эксплуатацию, приемки заказчиком и пробной начальной эксплуатации.
Застрахованной в этом случае может быть как ракета космического назначения, представляющая собой совокупность ракеты-носителя, разгонного блока, космического аппарата или любой другой полезной нагрузки (транспортного или грузового космического корабля, модуля пилотируемой орбитальной станции, грузового транспортного контейнера и пр.), так и каждая из составных частей ракеты.
Страхование остается в силе и в случае прерывания запуска по непредвиденным обстоятельствам. Страховой случай может наступить не только при функционировании объекта космического страхования, но и в период, предшествующий этому моменту (например, отказ первой ступени ракеты-носителя является страховым случаем как для самой ракеты-носителя, так и для космических аппаратов).
При страховании ракеты космического назначения на размер страхового взноса влияют следующие факторы:
- сроки создания и длительность периода эксплуатации как ракеты космического назначения в целом, так и ее составных частей;
- надежность ракеты космического назначения в целом и ее составных частей;
- степень (объем) предшествующей назменой экспериментальной и летной обработки ракеты космического назначения, ее составных частей, систем и агрегатов, а также результатов приемо-сдаточных испытаний.
Наибольший риск связан с возможностью полной гибели дорогостоящей ракеты космического назначения. При этом на размер страховой премии оказывает влияние также конъюнктура космического рынка. Размер страхового тарифа колеблется в широких пределах от 9-12 до 20-25 процентов страховой суммы.
Страховое возмещение в полной сумме выплачивается в случае разрушения спутника в период запуска или если спутник, находясь на орбите, не начал функционировать по прошествии определенного времени. Частичное страховое возмещение выплачивается в том случае, если программа работы спутника выполняется неполностью. Полная гибель имеет место в случае, если спутник физически разрушен или перестает функционировать в течение оговоренного периода времени после зажигания двигателей средств выведения. В отношении спутников связи может быть установлено определенное число отказов каналов связи (стволов) в качестве франшизы – собственного удержания страхователя.